Дерево

Выжигание по дереву

Порядок работы с электровыжигателем

Выжигание рисунков, картин или орнаментов на фанере нужно делать в следующей последовательности.
Выбираем понравившийся нам рисунок из книги или журнала, в нашем случае это будет царевна-лягушка.

Вырезаем фанерку нужного размера (если размер рисунка маленький, то толщина фанеры большой роли не играет, но если же рисунок равен или больше формата А4, то фанерку нужно брать толщиной не менее 8 мм, чтобы будущую работу не извело).

Берем наждачную бумагу, с зерном средней величины, основа наждачной бумаги для нас значения не имеет.

И тщательно защищаем рабочую поверхность фанерки, то есть ту сторону, на которой будет наш рисунок. Старайтесь водить наждачной бумагой вдоль волокон древесины (как показано на фото), отшлифованная таким образом фанерка будет иметь мягкий ровный матовый вид. Поперечные же движения наждачной бумаги создадут  борозды на поверхности фанеры, которые будут особенно видны при окончательной отделке работы лаком. Следы круговых движений так же будут видны под лаком, отчего работа будет выглядеть неаккуратной.

Далее нам понадобится листок простой кальки, или другой полупрозрачной бумаги, назначение её – сберечь оригинальный рисунок, который мы собрались выжигать.

Накладываем кальку на наш рисунок в книге и закрепляем её двумя зажимами, чтобы в процессе перевода рисунка она не сбилась.

Мягким карандашом обводим рисунок по контуру.

Когда весь рисунок будет обведен, освободим кальку от зажимов, теперь мы имеем копию рисунка на кальке и совершенно не тронутый оригинал рисунка в книге.

Берём лист копировальной бумаги.

Подкладываем под кальку с рисунком и с помощью зажимов закрепляем в нужном месте на лицевой части фанерки.

Теперь карандашом или шариковой ручкой обводим контур рисунка на кальке.

Убедившись в том, что весь рисунок с копирован на фанерку, снимаем зажимы, убираем кальку с копиркой, и перед нами на фанерке готовый рисунок для выжигания.

Для выжигания рисунка нужен выжигатель.

Выжигатели бывают разных конструкций, но в большинстве своем это раскаленная часть проволоки или термоэлемента закрепленная в держатель с ручкой, через которую проходит провод от электронного блока или электрической розетки (если термоэлемент работает от сети на 220 вольт).

Электрические выжигатели в нашем магазине представлены тремя видами. Два вида – это классический выжигатель с электронным блоком.

И один универсальный прибор для выжигания, пайки и резки фирмы STAYER 3-в-1.

Мы возьмём для работы выжигатель STAYER как наиболее современный и интересный.
Распакуем его, аккуратно отогнув две скобки и раскрыв, как книгу желтой стороной описания держа вверх, чтобы не высыпать содержимого упаковки.

В одном из углублений упаковки лежит три насадки для выжигания по дереву

В другом углублении насадка для выжигания короткая и цанговый зажим с ножом для резки пенопласта и пластмассы.

В самом нагревателе прибора ввернуто жало паяльника. Убираем картонку, и взяв в руки прибор находим под ним специальную металлическую пластину, выгнув центральный лепесток, которой получаем подставку для  выжигателя.

Устанавливаем на неё выжигатель (предварительно заменив жало паяльника на короткую насадку для выжигания).

Рисуем специальным паяльником по дереву

Насадку нужно плотно с усилием ввернуть в нагреватель, чтобы она не болталась, и имела хороший тепловой контакт.

Включаем вилку выжигателя в сетевую розетку, при этом укладываем провод так, чтобы случайно не сбросить выжигатель с подставки, так как через некоторое время он нагреется довольно сильно. Будьте осторожны.
Внимание! Всегда держите выжигатель на подставке, даже если он не включен!

После того как, выжигатель нагрелся, начните выжигать приготовленный на фанерке рисунок. Первый раз будет не совсем аккуратно, но к концу работы у вас появится уверенность и некоторая техника работы, вы почувствуете с какой силой нужно нажимать на жало выжигателя при обводке контура рисунка вдоль волокон и поперек волокон фанерки. Это словами не объяснить, это надо почувствовать.

Закончив выжигание рисунка, кладем выжигатель на подставку, выключаем его из розетки, после того как он остынет заменим насадку выжигателя на фигурную насадку.

Снова включаем выжигатель и после того, как он  нагреется, выжжем несколько звездочек по углам фанерки, для создания контурной рамки.

Теперь снова поменяйте насадку и продолжите обычное выжигание.
Внимание! Насадки меняйте, только выключив прибор и остудив его. Не соблюдение этих правил может привести к серьезным ожогам и травмам.

В конце работы у Вас должна получиться примерно такая картинка на дереве.

Рисунок конечно у вас будет свой — такой, какой вы выбрали сами. Теперь вы можете смело выжигать любые понравившиеся вам картинки, у Вас получится. На следующих занятиях мы покажем Вам, как придать выжженому рисунку законченный вид.

Трудовое обучение

Учебник для 5 класса

§ 16. Технология художественного выжигания

  1. Вспомни, что называют отделкой.
  2. Какие подготовительные технологические операции выполняют перед отделкой изделий?
  3. Какие техники отделки изделий тебе известны?

Выжигание – самый древний традиционный способ декорирования изделий из древесины и древесных материалов. Истоки искусства выжигания достигают тех далеких времен, когда человек сумел сделать из металла первые примитивные орудия и инструменты и заметил, что прикосновение раскаленного в огне металла может оставить на древесине заметный след в виде темного обугленного места: точки, пятна или линии. Техникой выжигания в древности украшали детали архитектуры, орудия труда, транспортные средства, бытовые изделия и т.п. (рис. 137).

Рис. 137. Изделия, украшенные выжиганием

Рис. 138. Орнаменты для выжигания: а – геометрические; б – растительные

Техника выжигания была несложной: орнамент наносили на поверхность раскаленным железным писаком (теперь для отделки используют электровыжигатели). Основными орнаментальными мотивами были разнообразные сочетания преимущественно прямых линий, из которых образовывались ромбы, квадраты, кресты, ломаные и волнистые линии (рис. 138, а). Впоследствии начали выжигать элементы растительного орнамента в виде деревьев, цветов, листьев и т. п. (рис. 138, б). В настоящее время широкое распространение получили две техники выжигания на древесных материалах – пирография и пиротипия.

Дословно слово «пирография» обозначает рисование огнем (в переводе с греч. языка пир – огонь, графо – писать, рисовать). В школьных мастерских выжигание рисунков техникой пирографии выполняют электрическим прибором для выжигания, который называется выжигателем (рис. 139). Он состоит из корпуса 1, соединительных проводов 2, нагревательного наконечника (пера) 4, закрепленного в пластмассовой ручке 3. Регулирование температуры наконечника осуществляют ручкой регулятора выжигателя 5. Перо выжигателя изготавливают из специального сплава, который при прохождении по нему электрического тока накаляется. В комплекте выжигателя должен быть набор переменных наконечников для выжигания широкого диапазона орнаментов и рисунков (рис. 140).

Рис. 139. Устройство выжигателя

Кроме проволочных выжигателей, при массовом производстве одинаковых изделий широко используют стержневые выжигатели (рис. 141, а). Они имеют набор переменных штампов (стержневых насадок, рис. 141, б), с помощью которых можно выжигать разнообразные орнаменты (рис. 141, в).

Рис. 140. Сменные нагревательные наконечники (перья)

Рис. 141. Стержневой выжигатель: а – общий вид; б – стержневые штампы; в – элементы выжженных орнаментов

Выжигать можно на любой сухой древесной поверхности. Однако для тренировки целесообразнее использовать древесину и древесные материалы из березы, осины, ольхи, тополя, липы и явора. Древесина этих пород имеет светлую однородную структуру, потому места выжигания быстро и равномерно обугливаются, а рисунок приобретает четкость и выразительность.

Прежде чем выжигать рисунок, поверхность изделия тщательным образом шлифуют. Затем на подготовленную поверхность переносят рисунок для выжигания. Наиболее распространенным является способ перенесения изображения с помощью копировальной бумаги. Для этого копировальную бумагу кладут на подготовленную поверхность блестящей стороной. Сверху размещают рисунок, прижимая его рукой или фиксируя с помощью кнопок (рис. 142). Лучше всего использовать для фиксирования кнопки с пластмассовыми ручками.

Рис. 142. Фиксирование рисунка с помощью кнопок

Для перенесения рисунка все линии аккуратно обводят карандашом или шариковой ручкой. Чтобы не портить оригинал рисунка, его следует отксерокопировать и для работы пользоваться ксерокопией. При отсутствии ксерокса рисунок с оригинала следует перенести на кальку, а потом – с помощью копировальной бумаги – на заготовку. Калька – это прозрачная бумага, которая накладывается на рисунок или другое графическое изображение для точного его копирования. Большое количество одинаковых изображений наносят на заготовку с помощью заранее подготовленных трафаретов. Выбранный для отделки изделия трафарет закрепляют на заготовке также с помощью кнопок. Потом остро заточенным карандашом аккуратно обводят контуры всех его элементов (рис. 143). При этом необходимо следить, чтобы перепонки трафарета не сломались.

Рис. 143. Размечание по трафарету: а – трафарет; б – изображение контуров на заготовке; в – выжженное изображение

Рис. 144. Рабочая поза при выжигании

Рис. 145. Держание ручки выжигателя с пером

Рабочая поза при выжигании должна быть удобной для работы, а руки – свободно расположенными на столе. Детали изделия кладут под наклоном к столу, чтобы рабочая поверхность была размещена под прямым углом к лучу зрения. Расстояние от поверхности выжигания до глаз должно составлять 30…35 см (рис. 144). При выжигании быстро устают глаза, поэтому каждые 10…15 мин следует делать небольшие перерывы.

Для выжигания прибор включают в электросеть. Выжигание начинают после нагревания пера до темно-красного цвета. Нагревание пера регулируют ручкой регулятора от положения М (меньше) к положению Б (больше). Ручку с нагретым пером берут в правую руку, как карандаш. При выжигании кривых линий и точек ручку выжигателя с пером держат перпендикулярно к поверхности выжигания, а при выжигании прямых линий – так, как карандаш при рисовании. При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво и надежно лежать на столе (рис. 145). Для образования изображений применяют несколько способов выжигания (рис. 146).

Самым простым способом является выжигание точками (рис. 146, а). Точки образуются благодаря легким прикосновениям пера к заготовке. Необходимо следить за их размерами и расстоянием между ними. Если выжечь точки на близком расстоянии одна от другой, образуются линии, которыми обводят контуры рисунка. Для выжигания прямых линий используют также прием образования штрихов за счет медленных коротких движений пера по контуру рисунка (рис. 146, б).

Рис. 146. Способы выжигания: а – точками; б – линиями; в – комбинированный

Рисунок 146, в выполнен сочетанием первых двух способов выжигания. Такой способ называют комбинированным. Меняя перо на более толстое и тонкое, двигая его медленнее или быстрее, можно получить линии разной ширины и глубины. Изменяя наклон пера, можно добиться глубоко насыщенных (более темных) и едва заметных штрихов. Контурные линии могут иметь одинаковую толщину (рис. 147, а). Но более сложные и выразительные изображения образуют из линий, имеющих разную толщину (рис. 147, б).

Рис. 147. Контуры выжигания: а – линиями одинаковой толщины; б – линиями разной толщины

При выполнении сложного изображения с большим количеством мелких элементов, расположенных очень близко, нельзя выжигать одновременно штрихи рисунка, которые находятся рядом. Прежде чем выжечь новый штрих, следует дать остыть соседнему, чтобы не пережечь перепонку между ними. Если нужно затенить сравнительно большой участок, сначала выжигают контур, а затем рисунок внутри него выполняют широкой стороной пера. При обработке поверхности можно пользоваться разными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины, широкие горизонтальные линии, соединить разные приемы и т.п.

Слово «пиротипия» обозначает огненный оттиск (в переводе с греч. языка пир – огонь, типос – оттиск, отпечаток). Эта техника термического декорирования дает возможность украшать изделия из древесных материалов выразительными орнаментальными узорами. Для их создания используют специальные стержневые насадки (рис. 148). Используя стержневой выжигатель, выжженное изображение формируют с помощью штампования, то есть рисунок образуется сочетанием выжженных отпечатков одного или разных штампов (рис. 149).

Рис. 148. Стержневые насадки: а – штампы; б – накатки

Рис. 149. Образование изображения штампованием: а – разными штампами; б – накатками

Температуру нагревания рабочей части штампов и накаток определяют опытным путем на пробной дощечке. Для этого выжигатель со штампом ставят перпендикулярно к поверхности заготовки. Слегка прижимая и покачивая выжигатель, можно получить необходимую расцветку рисунка. Если штамп круглый, то делают выжигателем круговые движения. Для достижения приличного результата перед началом выжигания следует выполнить тренировочные упражнения на куске фанеры или древесины.

Способ пиротипии чаще всего используют при изготовлении большого количества одинаковых изделий. Сочетание пиротипии и пирографии дает возможность ускорить выполнение отделки изделий. Чаще всего пиротипией образуют пояса и рамки, а изображения в центре выполняют с помощью приемов пирографии (рис. 150).

Рис. 150. Сочетание пиротипии и пирографии

Закончив выжигание рисунка, украшенную поверхность тщательным образом зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Шлифование следует производить с помощью шлифка, очень осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить граней выступов. Пирографию также сочетают с обычным раскрашиванием (рис. 151). Раскрашивание подчеркивает выжженный рисунок, придает контурному изображению яркость и изысканность.

Рис. 151. Отделка изделий пирографией с раскрашиванием

Рис. 152. Рисунок, выжженный лазером

Рис. 153. Настольный лазерный аппарат

Развитие компьютерных технологий дает возможность использовать для отделки изделий выжиганием современные достижения техники. Самой известной является лазерная технология, при которой изображение образуется в результате выжигания тепловым лучом – лазером (рис. 152). Для выполнения работ небольших объемов с мелкими заготовками используют настольные лазерные аппараты (рис. 153). Они имеют относительно малые размеры, оборудованы небольшим рабочим столом для крепления заготовок (400х400 мм) и питаются от обычной электросети напряжением 220 В.

Лабораторно-практическая работа № 9. Тренировочные упражнения по выжиганию

Оборудование и материалы: подготовленный кусок фанеры, выжигатель, карандаш, линейка, циркуль, шлифовальная шкурка, шлифок, огнеупорная подставка.

Последовательность работы

  1. Разметь и выжги ряд одинаковых точек по прямой линии, по дуге, по кругу.
  2. Разметь и выжги прямые и волнистые линии, круг.
  3. Разметь и выжги круг. Выполни тонировку образованного круга с помощью точек.
  4. Выполни шлифование выжженной поверхности.
  5. Проверь качество выполненной работы.

Практическая работа № 5. Отделка изделий выжиганием

Оборудование и материалы: заготовка из фанеры, шлифовальная шкурка, шлифок, рисунки для выжигания, копировальная бумага, карандаш, огнеупорная подставка.

Последовательность работы

  1. Выполни шлифование поверхности заготовки с помощью шлифовальной шкурки и шлифка.
  2. По заданию учителя, рисунку, разработанному самостоятельно или по аналогии к нижепредставленным изображениям (рис. 154), нанеси рисунок на поверхность заготовки.
  3. Выполни выжигание рисунка.
  4. Зачисти выжженную поверхность шлифовальной шкуркой.
  5. Проверь качество выполненной работы.

Рис. 154. Рисунки для выжигания

При работе выжигателем необходимо соблюдать следующие правила безопасного труда:

  1. Включать прибор в электросеть и приступать к работе можно только с разрешения учителя.
  2. Прежде чем начинать выжигание, следует положить под ноги резиновый коврик и подготовить все необходимое для работы.
  3. Нужно следить, чтобы перо выжигателя было нагрето до темно-красного цвета. При необходимости следует отрегулировать температуру прибора с помощью регулятора.

    Выжигатель + паяльник с комплектом жал и трафаретов

    Нельзя проверять степень нагревания пера пальцами рук на ощупь.

  4. Не следует низко наклоняться над местом выжигания. Берегите руки и одежду от касания пера!
  5. После 10…15 мин работы прибор необходимо выключать из электросети на 2…3 мин.
  6. Во время работы необходимо периодически проветривать помещение или работать под вентиляционной вытяжкой.
  7. Нельзя оставлять прибор включенным даже во время кратковременных перерывов.
  8. Разогретый наконечник выжигателя или штамп следует класть на огнеупорную подставку.
  9. Необходимо следить за степенью нагревания наконечника прибора и своевременно регулировать его температуру.
  10. После окончания работы выжигатель нужно выключить из электрической сети.

Новые термины

выжигатель, выжигание, комбинированное выжигание, лазер- ное выжигание, пирография, пиротипия.

Основные понятия

  • Выжигание – нанесение раскаленным предметом определенных линий, орнаментов и т. п.
  • Выжигатель – прибор, предназначенный для нанесения на поверхность заготовки из древесных материалов знаков, линий, фигур, орнаментов раскаленным наконечником.
  • Лазер – интенсивный узкий тепловой пучок света.
  • Наконечник (перо) выжигателя – деталь, предназначенная для нанесения рисунка на поверхность заготовки в результате ее нагревания.
  • Обугливание – покрытие поверхности заготовки слоем угля.
  • Регулятор выжигателя – элемент устройства, предназначенный для регулирования температуры нагревания пера.

Закрепление материала

  1. Какие виды отделки ты знаешь?
  2. Заготовки из каких пород древесины лучше использовать для выжигания? Объясни почему.
  3. Как регулируется степень накала пера выжигателя?
  4. Какие правила безопасности следует соблюдать при выжигании?
  5. Какие способы перенесения рисунка на заготовку тебе известны?
  6. Почему детали из древесины и фанеры зачищают шлифовальной шкуркой вдоль волокон?

Тестовые задания

1. Как правильно отшлифовать детали из древесины?

    А вдоль волокон
    Б поперек волокон
    В под углом 45°

2. Какими инструментами выполняют петриковскую роспись?

    А карандашами
    Б шариковыми ручками
    В кистями
    Г выжигателем

3. «Зернышко» – это

    А зерно пшеницы
    Б зерно кукурузы
    В элемент петриковской росписи
    Г выжженный элемент орнамента

4. Пирография – это

    А комбинированное выжигание
    Б выжигание линиями
    В выжигание штампами
    Г выжигание точками

5. Степень накала пера выжигателя регулируется

    А породой древесины
    Б соединительными проводами
    В ручкой регулятора
    Г пластмассовой ручкой пера

6. Пиротипия – это

    А выжигание точками
    Б выжигание черточками
    В выжигание линиями
    Г комбинированное выжигание
    Д выжигание штампом

Чтобы увеличить прочность воскового покрытия, в смесь иногда добавляют расплавленную канифоль. Правда, в этом случае слой покрытия может приобрести темноватый оттенок. Для того чтобы к вощеному дереву не приставала пыль, а пальцы не оставляли следов, после вощения нередко прибегают к однократному покрыванию спиртовым (шеллачным) лаком или политурой.

Выжигание по коже

Пирография не ограничивается только работой по дереву. В качестве основы для выжигания с успехом можно использовать ткань, бумагу, кость, рог, пробку, тыквы-горлянки и т. д. Но самым популярным после дерева материалом для пирографии является кожа. Она легко обжигается, а линии на ней получаются четкими и ровными. Кожа немного резко пахнет, но этот недостаток компенсируется потрясающей простотой выжигания. Она не имеет зернистости, которую нужно учитывать при работе с деревом. Перо (менее горячее, чем для работы по дереву) плавно погружается в поверхность и предоставляет возможность использовать плавный быстрый ритм, который не всегда можно получить при работе по дереву.

Кожа многофункциональна. Ее можно выставлять в рамке как чисто декоративное произведение или использовать для утилитарных функций. Например, из светлой кожи делают закладки для книг, браслеты, кошельки и сумки. Все эти предметы можно купить в любом галантерейном магазине и самостоятельно украсить пирографией. Выжженным рисунком можно также украсить собачий ошейник или даже жилет из натуральной кожи.

К сожалению, этот материал имеет свои недостатки. Безусловно, хорошая кожа дороже, чем древесина, и ее может быть гораздо сложнее найти. Предпочтение отдают гладкой, без пятен коже светлого дубления.

Другим небольшим недостатком кожи по сравнению с древесиной является то, что выжигание по коже может быстро испортить и выпачкать ваше перо. Вы обнаружите, что постоянно занимаетесь тем, что счищаете с перьев грязь, когда работаете. Если вы не будете этого делать, перо будет издавать неприятный запах и рывками перемещаться по поверхности, часто оставляя грязные следы.

Мягкая кожа часто обработана хромом или отбелена, и пары, образующиеся при выжигании, могут причинить вред вашему здоровью. Этого нужно избегать.

Кожа может выцветать от воздействия сильного света, помните об этом.

Пирография по коже действительно несложное дело, но вам нужно помнить, что она требует гораздо меньшего нагрева пера, чем выжигание по древесине. Если перо будет перегрето, вокруг линии образуется оранжевая окалина – такая же, как на пережженной древесине. Кроме того, кожа – непредсказуемый материал: она может казаться гладкой и однородной, но при этом будет обжигаться неравномерно, то быстрее, то медленнее. Можно легко испортить готовую картинку, если проявить неосторожность, поэтому держите под рукой обрезки кожи, чтобы проверять температуру наконечника. Большинство приборов с твердым пером и постоянным температурным режимом недостаточно горячи для дерева, зато идеально подходят для выжигания по коже, а приборы с регулируемой температурой легко настроить на небольшую температуру, подходящую для этого материала.

Эстетическая привлекательность кожи обусловлена ее ярко-коричневой окраской, но можно также добавлять цвет, меняя ритм работы. Есть несколько видов растворителей, которые можно использовать, чтобы изменить цвет, но лучше всего употреблять скипидарный раствор художественных масляных красок. Краска получается такой жидкой, что окрашивает кожу, не закрывая рисунка.

Другие цветные пигменты, которые можно использовать, включают красители для кожи, чернила, пигменты растительного происхождения. Вам придется экспериментировать с ними, чтобы убедиться, что они не осядут на поверхности вашей пирографии и не испортят впечатления. Возможно, вам придется использовать их только на нетронутых участках кожи. Стандартные акриловые краски можно использовать, если готовая картинка будет плоской, в противном случае они могут осыпаться.

Можно также пользоваться цветными карандашами, но так как кожа не имеет хорошего сцепления, чтобы схватывать краску, пигмент не следует класть на поверхность толстым слоем, и эффект тогда будет очень деликатным.

Толщина кожи не является принципиально важной, если только вы не планируете эксплуатировать трехмерный эффект или создать рельефное изображение, когда выжигаете.

ЖЖЁМ не по-детски! Тестируем паяльник-выжигатель REXANT. Выжигание по дереву

Поверхностное выжигание можно легко выполнить любым из базовых перьев, включая перо для ретуши, косое перо и писчее перо.

Перенос рисунка может быть выполнен с помощью копирки, но стереть его будет трудно. Лучше всего наносить рисунок на кожу очень мягким карандашом. По этой причине кожу лучше выжигать простыми темными линиями, выбирая силуэты, бордюры или декоративные орнаменты. Очень хорошо сочетаются с фактурой кожи кельтские узоры с их четкими линиями.

Если готовый продукт будут часто трогать руками, ваше изделие потребуется защитить от грязи и влаги специальным кондиционером или лаком для кожи. Можно даже использовать лак в аэрозоли, если предмет должен быть плоским и жестким.

Приложение: образцы графики для выжигания

Рис. 36. Элементы орнамента.

Рис. 37. Орнамент в технике негативного силуэта.

Рис. 38. Элементы кельтского орнамента.

Рис. 39. Цветочный орнамент: горизонтальное расположение.

Рис. 40. Цветочный орнамент: вертикальное расположение.

Рис. 41. Изображения животных.

Рис. 42. Изображения животных.

Рис. 43. Изображения птиц.

Рис. 44. Изображения птиц.

Рис. 45. Изображения птиц.

Рис. 46. Учеба и наука.

Рис. 47. Античные мотивы.

Рис. 48. Панно "Туристскими тропами". Панно "Парус одинокий"

Рис. 49. Панно "Старый замок"

Рис. 50. Панно "Бабочка"

Рис. 51. Панно "Корабли"

Рис. 52. Панно "Олень". Панно "Оленья семейка"

Рис. 53. Панно "Мост над бурными водами". Три виньетки.

Рис. 54. Панно "Романтический вид из окна"

Рис. 55. Панно "Весна"

Муниципальное бюджетное, общеобразовательное учреждение.

Ногинская специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ШМО УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Открытый урок на тему:

«выжигание по дереву»

Учитель: Гвоздков Виктор Борисович.( столярное дело)

Ногинск.

2014

Цель урока: приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделий из древесины.

Задачи:

  1. Научить учащихся пользоваться выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделия из древесины.

  2. Ознакомить с историей выжигания по дереву.

  3. Развивать у учащихся:

  • Внимание;

  • Аккуратность;

  • Исполнительность;

  • Осмысленное выполнение поставленной задачи;

  • Усидчивость;

  • Творческие способности;

  • Самостоятельность.

  1. Прививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс.

План урока:

  1. Организационная часть

  2. Повторение пройденного материала –

  3. Объяснение нового материала

  4. Практическая работа:

  5. Оценивание работы, отчет учащихся

  6. Уборка класса, окончание урока –

Оборудование, материалы, инструменты:

  1. Мультимедийная установка

  2. Изделия из древесины, ранее подготовленные для выжигания.

  3. Выжигательные аппараты.

  4. Выставка работ учащихся.

Ход урока:

  1. Организационная часть.

  1. проверка готовности;

  2. обеспечение необходимыми материалами, инструментами, оборудованием.

  • Повторение пройденного материала.

  • Давайте, ребята, вспомним:

    Что такое древесина?

    Древесина – ткань растений, плотный материал, из которого состоят ствол, корни и ветви деревьев. Ствол – множество собранных воедино и натянутых, как струны длинных клеток-трубок, камбия, оболочка которых состоит из целлюлозы.

    Что собой представляет фанера?

    Фанера – листовой древесный материал, склеенные пластины с перекрестным расположением волокон.

    Какие породы древесины вы знаете?

    Хвойные и лиственные.

    Какие свойства древесины вы знаете?

    Физические.

    Цвет – способность вызывать определенные зрительные ощущения.

    Блеск – способность отражать свет.

    Плотность – количество массы в единице объема.

    Теплопроводность – способность передавать теплоту.

    Электропроводность – способность проводить электроток.

    Запах – свойство действовать на обоняние.

    Влажность – содержание влаги в массе древесины.

    Механические.

    Прочность – способность выдерживать нагрузки.

    Твердость – способность сопротивляться проникновению более твердых тел.

    Упругость – способность восстанавливаться после прекращения действия внешних сил.

    Что такое текстура?

    Рисунок, получаемый на поверхности древесины после разрезания древесных волокон.

    1. Объяснение нового материала.

    Существует несколько способов выжигания по дереву: пиротипия (горячее печатание клеймами), пирография (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.

    Выжигание (пирография) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины мягких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Этим ремеслом с большим интересом занимаются как дети, так и взрослые. Оно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. Способствует развитию тонкой моторики рук.

    В этой технике можно обработать любые изделия. Они сразу становятся яркими и декоративными. В качестве изобразительного материала можно выжечь геометрический или растительный орнамент, цветы, фигурки животных, сюжетные композиции.

    Выжигание по дереву известно уже давно.

    В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу.

    В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго.

    В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаливали докрасна, а на деревянных панелях домов, балконах, балках, ставнях часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой.

    В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.

    В России это одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой, живописными работами. Яркий пример – полхов-майданская, пермогорская росписи (рисунок выжигается, а затем вводятся краски), сергиевская роспись (выжигается на объемных изделиях).

    Как правило, выжигание применяется при отделке любых деревянных изделий, которые имеют практическое назначение. Шкатулки и разделочные доски, хлебницы и солонки, мебель и сувениры, игрушки и ложки, рамки, все это можно украсить при помощи выжигания. Материалом для изделий может служить как массив древесины, так и различные пиломатериалы (фанера, дерево-стружечные плиты). После выжигания изделия покрываются лаком, вощатся. Также в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего изделия также лакируется или вощатся.

    1. Практическая работа.

    1. Ход работы

    • Устройство выжигательного аппарата;

    • Последовательность работы:

    • Способы выжигания.

    • Перевод рисунка на изделие с кальки

    • Выжигание по контуру.

      1. Инструктаж по охране труда

      2. Приступаем к практическому выполнению задания.

      Начальным этапом выжигания является тренировочная работа на обрезке доски или фанеры.

      В чем разница между паяльником и прибором для выжигания?

      Выжигаем линии, штрихи, точки различной толщины, с поворотом иглы в различных направлениях.

      После тренировки приступаем к выжиганию, перенесенного на прошлых занятиях контура, на изделии.

      Во время выполнения работы производится контроль качества выполняемой работы со стороны учителя, а также взаимоконтроль.

      1. Оценивание качества. Подведение итогов.

      Применение сравнительного метода. Характеристика и оценивание по следующим критериям: количество выполненной работы, качество, аккуратность. Совместное обсуждение выполненной практической работы. Если есть вопросы и ошибки: совместный их разбор.

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *