Дерево

Трелевка леса

Специалисты министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия постоянно проводят проверки соблюдения лесного законодательства, выявляя «серые схемы» реализации незаконно заготовленной древесины. Водой из таких проверок принял участие корреспондент «Лесной газеты».

Выезжали утром. Начальник отдела по предотвращению нарушений лесного законодательства министерства по природопользованию и экологии Карелии Игорь Николаевич Неруш ввел в курс дела.

— Мы едем в Пряжинский район на делянку, где был выделен лес гражданам для собственных нужд.

В Карелии принят республиканский закон, согласно которому нуждающиеся граждане могут получить лес на корню для своих потребностей. Суть его, безусловно, хороша – жители лесной республики могут пользоваться общественным достоянием – лесом. В закон не раз вносились изменения, и теперь жители Карелии могут по приемлемой цене получить лес для строительства домов и хозяйственных построек, для отопления жилья, даже для капитального ремонта квартиры в многоквартирном доме. Например, на строительство дачного домика выделяется 30 кубометров леса, для строительства дома в поселении – 150 кубометров, на каждую печку – по 15 кубометров, на ремонт квартиры – до 70 кубометров. Граждане, желающие получить этот лес, обращаются в министерство или в лесничества, в зависимости от целей, затем лесничества выделяют участки леса.

В соответствии с законом, гражданин, получивший лес, должен сам организовать его заготовку и вывозку. Но опыт показывает, что в этом деле случаются злоупотребления. Бывает, что граждане предпочитают продать лес на корню, получить живые деньги.

— Если гражданам выделяется древесина для собственных нужд, то она может быть использована только на эти нужды. Отчуждение в любом виде, будь это дарение, мена, продажа или расчет этой древесиной за проведенные работы – запрещены, – рассказывает по дороге Игорь Неруш. — В прошлый раз я убедился в том, что древесина, которая была выделена гражданам, вывозилась не этим гражданам, а коммерческой компанией в совершенно другое место.

— Как вы убедились в этом?

Игорь Николаевич рассказывает, что несколько дней назад он совместно с сотрудниками Карельской таможни и МВД по Республике Карелия уже побывал в Пряжинском районе. Осуществлялась проверка соблюдения требований Лесного кодекса РФ в части осуществления транспортировки древесины при наличии сопроводительного документа, форма которого и правила заполнения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации «О сопроводительном документе на транспортировку древесины». В ходе проверки был выявлены два факта транспортировки древесины без оформления сопроводительного документа.

— Если с делянки, которая отведена гражданам для заготовки древесины для собственных нужд, лес вывозится на пункт отгрузки к железнодорожным путям, то это само за себя говорит, — поясняет Игорь Неруш. — Компания, которая не является арендатором лесного участка, осуществляла вывозку древесины на терминал лесозаготовительного предприятия.

Наличие сопроводительного документа проверяется с 1 июля 2014 года, однако административная ответственность за его отсутствие введена с 1 января 2015 года, в соответствии с законом «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Этот закон, по словам специалистов, позволяет выявлять «серые» схемы реализации незаконно заготовленной древесины, дает возможность вести учет всех сделок с древесиной и сделать прозрачной торговлю лесоматериалами.

Между тем, мы миновали Пряжу – районный центр, поселок в 40 километрах от Петрозаводска. Проехали еще километра два, остался позади мостик через Свят-реку, и наша машина свернула влево, на старую дорогу. Кое-где под слоем снега проглядывает асфальт, но вскоре очередной поворот – мы выезжаем на лесную дорогу, ведущую к делянке.

На этой делянке около двух тысяч кубометров леса выделено Пряжинским лесничеством гражданам на собственные нужды. Среди владельцев древесины и жители Пряжи, и петрозаводчане.

— Одной проверкой дело не закончилось, — рассказывает Игорь Неруш. — На вертолете Пограничной службы несколько дней назад мы совершили облет территории, увидели штабеля заготовленной древесины. Очевидно, что заготовку ведет одна структура. Гражданам выделены небольшие объемы древесины, и, конечно, там не должно быть объемных штабелей. Здесь же большие штабеля древесины складированы у дороги, подготовлены к вывозке.

Вот показались и штабеля, о которых говорил Игорь Николаевич. Выходим из машины, идем вдоль них.

— Вот дровяная древесина, вот еловый баланс для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, вот баланс березовый, вот пиловочник хвойный, — указывает Игорь Неруш. — Все рассортировано, подготовлено к вывозке. Объем такой, что не представляется возможным определить, какому гражданину конкретно может принадлежать этот лес.

Метрах в тридцати впереди стоит вагончик-бытовка, в котором, видимо, живут лесозаготовители. Затем показались харвестер, форвардер, машина «Урал», джип за вагончиком. К вагончику направляется человек в фуфайке, делая вид, что нас не замечает.

Игорь Николаевич в жилетке с надписью «Государственная лесная охрана» подходит и представляется.

— Имеются ли у вас документы, подтверждающие законность вашего нахождения на делянке? Начнем с простого. Технологическая карта на разработку делянки у вас есть?

— Чё-то есть, — пожимает плечами мужчина. – Сейчас найдем.

Появляется его коллега, а первый скрывается в бытовке.

— Для кого ведется заготовка древесины? – спрашивает Игорь Неруш.

Названа фамилия предпринимателя.

— Вывозка древесины идет?

вывозка леса по болоту

— Ну, если честно, вчера был лесовоз…

Из вагончика-бытовки выносят технологическую карту. Игорь Николаевич знакомится с документами, затем осматривает машины. Номер есть только на «Урале».

— Свидетельство о регистрации транспорта есть?

— А кто его знает! – тянет мужчина в фуфайке. – Может, и есть. Счас гляну.

Он направляется в кабину, приносит документы. Отсутствие регистрационных знаков – нарушение, но эти нарушения должен отслеживать Гостехнадзор, где регистрируется техника.

Мы осматриваем делянку.

— А с того бугра Пряжу видать! – указывает рукой один из мужчин и мечтательно добавляет:

– Виды там красивые!

Работников не волнует проверка. Работа выполнена, какие-то деньги заработаны, а чей лес, по закону ли он заготавливается и вывозится, их уже не беспокоит. Куда древесина поставляется, их тоже не интересует.

Спрашиваю Игоря Николаевича, каковы будут его дальнейшие действия.

— Прежде всего, мы поднимем реестры договоров купли-продажи. Люди, с которыми заключены договоры, должны будут представить доказательства, что используют древесину по целевому назначению, а именно для целей, указанных в их заявлениях.

Очевидно, что в этом случае об использовании древесины по назначению речь идти не может. Игорь Неруш подводит итог:

— Нами произведено патрулирование территории лесного фонда. В ходе патрулирования была обследована лесосека, выделенная в 107 квартале Пряжинского участкового лесничества где производился отпуск древесины гражданам для собственных нужд. Обнаружено, что заготовку осуществляет предприниматель, работники у него на подряде.

Еще во время предыдущей проверки, которая проводилась совместно с сотрудниками правоохранительных органов, было установлено, кто являлся грузоотправителем и какой компании принадлежал лесовоз. На этой делянке грузоотправителями могут быть только частные лица, но в нашем случае в документах значилось название компании. Вероятно, эта компания получила лес от предпринимателя, ведущего заготовку.

— Как мог предприниматель выяснить, кто именно заключил договоры на лес? – спрашиваю у Игоря Неруша, когда мы отправились в обратный путь.

— Это не сложно узнать. Кроме того, зачастую предприниматели сами инициируют обращения граждан о выделении леса. Граждане, может быть, не все и знают о такой возможности, но им подсказывают. Мы уже встречались с такими случаями, в частности, на примере заключения договоров на получение древесины в целях отопления. По закону Республики Карелия на каждую печку положено до 15 кубометров древесины. Если у гражданина есть две печки, ему, соответственно, положено 30 кубометров. Предприимчивые дельцы подсказывают гражданину заключить договор, оказывают ему услуги по заготовке этой древесины, в итоге привозят одну машину – около 5 кубометров, а остальные 25 получают в свое распоряжение. Особенно страдают от таких дельцов пожилые люди.

Реализовать незаконно полученный лес могут на предприятия лесопереработки, на пилорамы, лесозаводы. Бывает, по документам, вызывающим сомнение, и на целлюлозно-бумажные предприятия поставляют. Предприятия обязательно должны требовать сопроводительные документы, но, возможно, не всегда придерживаются требований закона. Так, было установлено, что древесина с этой делянки в Пряжинском районе поставлялась компании, которая является участником внешнеэкономической деятельности, а также в один из поселков Карелии, без указания получателя в товарно-транспортной накладной.

Игорь Николаевич говорит, что проводятся проверки и лесоперерабатывающих предприятий, которые должны подтвердить законность приобретения древесины. Есть план, в соответствии с которым данные мероприятия проводятся, но конкретные месяцы и даты Игорь Неруш, конечно, не раскрывает.

«Почему люди идут на нарушение закона?» — задумываюсь я и обращаюсь к нехитрой арифметике. У меня есть дачный участок, я хочу поставить дом. По закону я имею право купить по 100 рублей за кубометр 30 кубометров леса. Конечно, это очень маленький объем, вряд ли его хватит на дом. Допустим, я поищу дополнительный лес, возьму что-то под строительство хозпостроек или на иные нужды, и тогда на дом мне хватит, а хозпостройки сколочу из чего-нибудь другого. Но что мне делать с лесом на корню? Как его заготовить, как вывезти, как обработать? Где найти структуру, которая опять же за небольшие деньги сможет все это сделать? Мне трудно найти ответы на эти вопросы, и, если появится предприниматель, который предложит мне по 350-400 рублей за кубометр моего леса, я вполне могу соблазниться.

Древесина, которая выделяется гражданам для собственных нужд, может отслеживаться органами государственной власти, исполняющими полномочия государственного лесного надзора. Сейчас вступили в действие изменения в законодательстве, предусматривающие учет древесины, выделенной гражданам, но и этот учет может осуществляться только после того, как закончена заготовка. И если, например, на дачный участок придет проверка, чтобы убедиться, что я использовал свой лес по назначению, а мне нечего будет предъявить, то мне придется заплатить штраф. Правда, величина его тоже не столь высока.

Вероятно, можно поставить заслон на пути злоупотреблений,ужесточив меры ответственности граждан за нецелевое использование древесины. Но при этом хотелось бы, чтобы объемы этой отпускаемой древесины были достаточными для того, чтобы удовлетворить нужды. Скажем, на строительство дачного дома выделять не 30 кубометров, а больше.

Но если граждане могут отделаться сравнительно небольшим штрафом, предприниматель, который скупил их лес, заплатит больше.

И в нашем случае с делянкой в Пряжинском районе и предпринимателю, который ведет заготовку, и компании, осуществляющей вывозку, грозит наказание. Ведь сопроводительных документов на лес нет, их и не может быть, поскольку лес принадлежит гражданам.

— За транспортировку древесины без сопроводительного документа предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей, — говорит Игорь Неруш. – Кроме того, могут быть конфискованы и древесина, и транспортные средства, на которых вывозится лес.

Рассмотрение дел о таких административных правонарушениях относится к компетенции мировых судей, — поясняет Игорь Николаевич. – Причем, срок давности привлечения к ответственности – год. Думаю, в нашем случае виновные не уйдут от ответственности.

Строй-Техника.ру

Строительные машины и оборудование, справочник

Трелевка леса

Категория:

   Механизация лесозаготовительных работ

Трелевка леса

Далее: Погрузка леса

Трелевкой называется перемещение деревьев, хлыстов или сортиментов от места валки до лесопогрузочных пунктов, расположенных у лесовозных дорог. Наибольшее распространение получила трелевка тракторами и лебедками. Трелевка леса тракторами применяется в сухих лесосеках со спокойным рельефом местности, имеющим уклоны не более 22°. В лесосеках, расположенных в гористой или заболоченной местности, применяется трелевка лебедками.

Трелевка леса тракторами

При трелевке леса за комель тракторист, подъезжая к предупредительному знаку, расположенному не ближе чем 50 м от места работы вальщика, должен подавать звуковой сигнал и въезжать в опасную зону только после получения разрешения условным знаком. Вальщик подает разрешение на въезд после валки дерева и приступает к чокеровке деревьев вместе с трактористом.

Тракторист разворачивает трактор одним из способов в зависимости от условий «на месте», «по радиусу» или «маятниковым» и начинает после подачи сигнала двигаться задним ходом. Расстояние при этом зависит от характера древостоя на пасеке и мощности трактора. Зависимость числа хлыстов в пачке, составляющих рейсовую нагрузку для трактора ТДТ-55 от среднего объема хлыста, приведена ниже.

При трелевке в оттепель или по глубокому снегу объем пачки уменьшается. Трактор движется задним ходом до выбранной сравнительно ровной и горизонтальной площадки, от которой расстояние ручного оттаскивания тягового каната до последнего для пачки хлыста (дерева) не превышало бы 15 м. Установка трактора зависит от способа трелевки.

При трелевке хлыстов за вершины с боковой полосы пасеки продольная ось остановленного трактора должна быть направлена на вершину последнего хлыста и не пересекать вершины впереди лежащих хлыстов. Такие условия обязан создавать вальщик выбором порядка и направления валки отдельных деревьев. При трелевке хлыстов или деревьев с волоков продольная ось трактора должна совпадать с направлением подтаскивания пачки.

После установки работы двигателя на малых оборотах и включения лебедки на 2—3 с на разматывание тракторист выходит из кабины. После отбора 6—8 чокеров чокеровщик с 3—4 крайними чокерами, а тракторист за ним через 3—4 м с остальными оттаскивает канат при положении щита в поднятом состоянии. При трелевке за вершины чокеры прицепляют на расстоянии 0,7—1,2 от среза, а при трелевке за комли — 0,5—0,7 м от торца, но таким образом, чтобы обойма кольца чокера находилась на уровне торца.

Находясь спиной к трактору и с левой стороны тягового каната, крюк чокера правой рукой подводят под комель (вершину), принимают левой рукой и правой рукой сверху заводят трос в зев крюка. У хлыстов же, расположенных справа от тягового каната, крюк чокера переносится сверху и правой рукой подводится снизу комля. Затем зев крюка, принятого левой рукой, одевается на трос чокера снизу.

Закончив чокеровку хлыстов первого приема, тракторист садится в кабину и после получения разрешения чокеровщика включает лебедку, ведя наблюдение за правильностью намотки каната, ходом сбора пачки и сигналами. Когда кольца чокеров окажутся в 0,5—1 м от щита, подтаскивание полупачки отключением лебедки останавливается и тракторист по сигналу отъезжает на 10—15 м, тем самым производя механическое разматывание каната. Трактор останавливается на свободной ровной площадке в таком положении, чтобы его продольная ось была

направлена на передний конец полупачки, собранной за первый прием и не пересекала вершин впереди лежащих хлыстов с ленты полупасеки.

При трелевке хлыстов и деревьев с волоков продольная ось трактора должна совпадать с направлением трелевки, и цикл по второму приему сбора пачки повторяется. Сбор полной пачки выполняется за три приема и более.

Рис. 1. Способы установки трактора при сборе пачки:
1 — при трелевке хлыстов за вершины с боковой полосы пасеки; 2, 3, 4 — при трелевке хлыстов или деревьев с волоков; 5 и 6 — примеры чокеровки за вершину и комель; 7 и 8 — методика чокеровки хлыстов, расположенных слева а справа относительно тягового каната; 9 — установка трактора для выбора второй полупачки с боковой полосы пасеки; 10, 11, 12 — то же при трелевке хлыстов или деревьев с волоков

После установки трактора для выполнения последнего приема погрузочный щит сбрасывается на землю и обе гусеницы затормаживаются. После ослабления тягового каната крюк крайнего чокера соединяется со скобой, а остальные оттягиваются к месту прицепки хлыстов, выполняемой подобно первому и последующим приемам. Включением лебедки пачка затягивается на щит, и лебедка выключается, когда кольца чокеров подошли к блоку. После затягивания тормоза лебедки и подачи сигнала трактор с полной нагрузкой следует на погрузочный пункт.

Во время движения тягового каната или трактора нельзя освобождать хлысты, зажатые между пнями, перешагивать канат, поправлять пачку хлыстов, отцеплять и прицеплять хлысты, садиться на трактор, ездить вне кабины или на хлыстах, высовываться из кабины или выходить из трактора. Во избежание травм при раскатывании хлыстов чокеровщику запрещается идти сзади пачки. Идти можно только сбоку на расстоянии не менее 5 м от пачки или 10 м от ее конца. При работе на склонах и косогорах чокеровщик и вальщик должны находиться только выше прицепляемых или трелюемых хлыстов.

Сбор пачки деревьев тракторами Т-100МГП-1 и Т-130Г производится ходом вперед. После сбора пачки трактор движется назад, собирающий канат снимается, а кольца чокеров одеваются на двурогий крюк. На поворотах радиус закруглений волоков должен быть не менее средней длины трелюемых хлыстов; на кривых меньшего радиуса с внутренней стороны оставляют отбойные пни высотой 1 —1,2 м.

На лесопогрузочном пункте скорость движения уменьшается. В тот момент, когда при трелевке за вершину комлевые торцы самых коротких хлыстов окажутся на расстоянии 1 м от плоскости выравненных торцов штабеля, трактор по сигналу останавливают, барабан лебедки в этот момент растормаживается и трактор отъезжает из-под пачки на расстояние 1 —1,5 м. При трелевке за комли пачку сбрасывают так, чтобы ее торцы находились на уровне торцов штабеля и отъезжают от нее на расстояние 1,5—2 м. Для удобства работы лесопогрузчика торцы хлыстов должны располагаться на расстоянии 0,32—0,36 их длины от середины между подкладками.

Отцепку вершин на погрузочном пункте при ослабленном тяговом канате ведут двое рабочих, располагаясь напротив торцов или сбоку. При трелевке за комли они, опасаясь раскатки, находятся только с торцов, удерживая одной рукой крюк, и выводят другой канат из его зева. С окончанием отцепки по команде чокеровщика, находящегося в безопасном месте, тракторист подает звуковой сигнал и включает лебедку; в результате наматывания чокеры выдергиваются. Если из-за невозможности один или два чокера среди пачки не были отцеплены, то по сигналу чокеровщика лебедка отключается и производится доотцепка. По окончании работ по отцепке тяговый канат полностью наматывается, чокеры собираются и щит поднимается в транспортное положение.

Установив трактор напротив комлей, тракторист движением вперед с опущенным толкателем выравнивает торцы всех хлыстов на одном уровне с торцами штабеля с разбегом не более 0,5 м. При вывозке по узкоколейной железной дороге хлысты укладываются вразнокомелицу.

Использование колесных тракторов на трелевке допускается только на подъемах не более 7° (0,12 рад), на спуск в сухую погоду летом не более 17° (0,3 рад), зимой и в сырую погоду летом не более 13°. При трелевке леса в темное время суток на лесосеке должно работать не менее двух тракторов с захватами.

Трелевка леса канатными установками

Конструкция канатной установки выбирается в зависимости от характера почвенно-грунтовых условий, рельефа местности, таксационных условий и способа разработки лесосеки. В основном они используются на склонах более 20°, где применение тракторов становится невозможным.

Трелевка леса волоком, при которой деревья, хлысты или сортименты перемещаются, соприкасаясь с грунтом по всей своей длине, находит применение при подтаскивании древесины к трассе основной установки.

Вывоз леса из делянки.Зима

Канатные установки для полуподвесной трелевки применяют для трелевки на короткие расстояния на лесосеках с прочными грунтами и густой сетью дорог. Так как у трелюемых пачек один конец приподнят над грунтом, они при движении лучше обходят пни и другие препятствия. Как в установке ЛЛ-25 (СТУ-ЗСМ), так и ЛЛ-20 приводные лебедки размещаются на тракторе, что улучшает их маневренность.

Подвесные канатные установки используют в условиях, где деревья, хлысты или сортименты должны перемещаться полностью в подвешенном положении не касаясь грунта. Это необходимо для сохранения подроста, почвы от эрозии, а древесины — от механических разрушений. Они подразделяются на три типа:

УТТ — установки канатные трелевочно-транспортные. Наличие в двухка-натной установке ЛЛ-26 автоматической каретки дает возможность производить самоподтрелевку древесины от пня к несущему канату с расстояний до 50 м, а затем после перецепки с переформировкой ее транспортировку в режиме на спуск на погрузочную площадку до 1000 м. Применяются при сплошных и постепенных рубках на крутых склонах, где затруднено строительство волоков.

УТ — установки канатные транспортные изготовляются следующих конструкций:
— ЛЛ-24 грузоподъемностью 1,6 т, применяется для рубок ухода. Ее привод осуществляется от лебедки, установленной на тракторе Т-40М. Движение каретки на лесосеку и с грузом в режиме на спуск производится с помощью канатоведущего шкива и реверсированием его вращения, а подъем и опускание груза — отдельным барабаном.
— ЛЛ-27 (УК-1-ЗТ) монтируется по схеме, показанной на рис. 59,5 грузоподъемностью 3 т с приводом от лебедки ЛЛ-12А. Применяется при рубках главного пользования и работает, как правило, в режиме на спуск. В зависимости от крутизны склона подтрелевка хлыстов к несущему канату осуществляется трелевочными тракторами или легкими установками ЛЛ-25 или ЛЛ-20 с самоходными приводами. Разработку лесосек при тракторной подтрелевке ведут лентами шириной 8—10 м с валкой деревьев вдоль склона, а расположением волоков — поперек склона, как показано на рис. 33, д. Штабелевка и отгрузка хлыстов на лесовозы ведется однониточным кабель-краном с приводом от лебедки ТЛ-4Д.
— ЛЛ-29 (УК-1-6Т) оснащается по схеме рис. 2, г грузоподъемностью 6 т, применяется в лесосеках с крупномерными деревьями на рубках главного пользования. Установка приводится от четырехбарабанной лебедки ЛЛ-8 и работает преимущественно на подъем, так как при спуске ленточные тормоза не обеспечивают устойчивости движения груза. На подтрелевке хлыстов к несущему канату можно применять тракторы ЛТ-157 или ТТ-4, а предпочтительнее— установку ЛЛ-25, лучше сохраняющую окружающую среду. Для отгрузки притрелеванных хлыстов на лесовозы используется крупнопакетная двухстреловая установка с приводом от свободных барабанов лебедки ЛЛ-8.
— УП — установки канатные погрузочные. Для отгрузки пачек массой до 3 3,2 т применяют однониточные установки типа кабель-кранов. При грузоподъемности 6,3 и 12,5 т используют двухниточные кабель-краны ЛЛ-30.

Рис. 2. Схемы канатных установок:
а – ЛЛ-25 (СТУ-ЗСМ); б — ЛЛ-26; в — ЛЛ-24; г — ЛЛ-29 (УК-1-6Т); д — ЛЛ-27 (УК-1-ЗТ); е — ЛЛ-30

Читать далее: Погрузка леса

Категория: — Механизация лесозаготовительных работ

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Компания "Лесное Дело" занимается перевозкой леса (кругляка), перевозкой леса лесовозами и другими задачами в лесной промышленности. Лесное Дело в  Московской области работает в области лесоперевалки и перевозки  спецтранспортом уже не первый год, за это время был накоплен огромный опыт. Собственная  техника (лесовозы) и ремонтные база в Московской области позволяют предлагать не высокую стоимость на лесоперевозки.

Лесозаготовительная техника и механизация вырубки

Наш конек — перевозка леса автотранспортом, в  Московской области.

Автопарк компании  "Лесное Дело" 

                       

Восемь автомобилей КАМАЗ Сортиментовоз

   

Четыре автомобиля УРАЛ лесовоз с манипулятором

   

Два автомобиля VOLVO лесовоз-полуприцеп.

   

Четыре автомобиля VOLVO лесовоз с прицепом.

   

Мы можем организовать вывоз и (выкуп) пиловочника и баланса с делянок в Московской области, Тверской и Вологодской области. А так-же мы готовы купить пиловочник и баланс на лесозаготовках за наличный расчет. Если вам нужна услуга перевозка леса лесовозами или " аренда лесовозов, сортиментовозов" или Уралы для перевалки леса с делянок, мы с удовольствием организуем вам данный сервис.

Работа для тягачей: Приглашаем водителей с личным автомобилем.

Перевозки лесовозами в Московской области| лесовозы с гидроманипуляторами| аренда сортиментовоза в Московской области | урал с фишкой а аренду | лесоперевозки |лесозаготовка| лесовозы  в аренду | грузоперевозки леса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *