Дерево

Технология пропитки шпал

Железнодорожные шпалы: бетон или дерево?

Чем пропитывают железнодорожные шпалы? Зачем?

10 Марта 2014 В настоящее время более популярны шпалы из железобетона, но и деревянные шпалы продолжают применяться. Купить шпалы можно на соответствующих профильных предприятиях.

Самые качественные деревянные шпалы в настоящий период не способны служить более 18 лет. Собственно, громадный расход древесины и необходимость шпал с более продолжительным сроком эксплуатации и обусловили сначала создание, а затем и распространение шпал из железобетона. При соблюдении всех условий эксплуатации, таких как, оптимизация конструкций анкерных шайб, болтов, обеспечении достаточного уровня упругости в промежуточных скреплениях рельсов, срок эксплуатации шпал из железобетона может достигать и 50 лет.

Другое преимущество железобетона, как материала для изготовления шпал состоит в том, что сделанные из него шпалы обеспечивают гораздо более точную равноупругость рельсовых опор. Это в свою очередь, способствует большей плавности движения составов. Лучшая поперечная устойчивость также прежпочтительнее когда речь идет о работе бесстыковых путей. Это дополнительные причины по которым в наше время все магистральные железнодорожные пути, а также пути, предназначенные для движения по ним высокоскоростных поездов оборудуются именно железобетонными шпалами. Кроме того, шпалы из этого материала не гниют и гораздо лучше выдерживают нагрузки на сжатие.

Однако, у шпал их железобетона имеются и недостатки. К ним можно отнести слишком высокую жесткость, из-за чего приходится подкладывать специальные прокладки из упругой стали, между рельсами и шпалами. К числу других недостатков железобетона относится его электропроводность, а также низкие показатели сопротивляемости ударным динамическим нагрузкам (выколам). Добавим также, что деревянная шпала втрое легче, что при недостаточной механизации значительно облегчает работу. И кроме того, шпала из дерева до сих пор стоит гораздо дешевле, чем ее аналог из железобетона.

Именно этими факторами объясняется то, что шпалы из дерева продолжают производиться и находят спрос. Особенно они популярны при прокладке временных путей, а также во всех случаях, где основными критериями выбора являются цена и простота в укладке.

Чем и с какой целью пропитывают деревянные шпалы

В России деревянные шпалы по-прежнему широко распространены. Этот материал доступен по цене, он отвечает всем требованиям, достаточно легко обрабатывается, а кроме того, он стоек к перепадам температур и имеет отличное сцепление с щебнем, используемым в качестве насыпи.

Главным фактором, снижающим срок службы изделий из дерева, является его склонность к гниению, особенно если речь идет об изделиях, постоянно находящихся под открытым небом и вкопанных, пусть даже и не в грунт, но в щебенку. Все это делает чрезвычайно актуальным вопрос предотвращения или максимального замедления гнилостных процессов в шпалах. Поэтому пропитке шпал уделяется большое значение. Хотя этот процесс известен достаточно давно, он продолжает совершенствоваться. Сейчас, как и прежде для пропитки шпал основным материалом является смесь различных каменноугольных масел (креозот), кроме того в наше время используются для этой цели и специально разработанные антисептики.

А вот технологический процесс пропитки претерпел серьезные изменения. Вместо продолжительного погружения в креозот с последующим ещё более продолжительным высушиванием в наше время пропитка происходит по не менее эффективной, но гораздо более производительной схеме «вакуум-давление-вакуум».

Компания ООО «ПИЛТОРГ» является одним из крупнейших производителей железнодорожных шпал в России. Причем в ассортименте нашей компании присутствуют, как классические пропитанные шпалы, так и переводной брус.

Компания существует с 2001 года, но, несмотря на непродолжительную историю существования, имеет прекрасную репутацию. Мы — стремительно развивающийся и надежный производитель, хорошо известный на специализированном рынке. Причем, благодаря высочайшему качеству продукции, а также оперативности поставок, ООО «ПИЛТОРГ» стабильно принимает участие в строительстве масштабных объектов.

Одним из товаров, на производстве которых специализируется компания, являются шпалы пропитанные. Следует отметить, что каждая такая шпала представляет собой, по сути, опору для железнодорожных рельсов, изготовленную из высококачественной древесины и пропитанную специальным химическим составом. Такие шпалы отличаются прекрасными механическими свойствами, упругостью, способностью хорошо взаимодействовать с дорожным покрытием, на котором они установлены, и т.д.

Чем пропитать дом из шпал?

К тому же, они характеризуются стойкостью к атмосферным воздействиям и к резким изменениям температур, и потому их можно использовать в абсолютно любых регионах и в любых условиях окружающей среды.

Виды шпал

НАИМЕНОВАНИЕ
НАЗНАЧЕНИЕ
ГОСТ/ТУ
ЧЕРТЕЖ

I тип шпалы (обрезные, полуобрезные, необрезные)

для главных путей

ГОСТ
78-89

II тип шпалы (обрезные, полуобрезные, необрезные)

для станционных и подъездных путей

ГОСТ
78-89

III тип шпалы (обрезные, полуобрезные, необрезные)

для малодеятельных подъездных путей промышленных предприятий

ГОСТ
78-89

Шпалы пропитанные, предлагаемые потребителям компанией ООО «ПИЛТОРГ», производятся из высококачественной древесины под строгим контролем со стороны специалистов. Для их обработки используется каменноугольное масло, что позволяет повышать технологические характеристики данной продукции, увеличивать срок ее эксплуатации, а также надежно защищать от гниения и других опасных факторов. Причем не только процесс производства, но и хранение осуществляется с соблюдением всех соответствующих ГОСТов – они хранятся в специально подготовленных и оборудованных складских помещениях. И благодаря соблюдению всех этих условий, срок эксплуатации шпал достигает 13 – 15 лет.

Цены на шпалы (Прайс лист от 01.05.2018 г.)

НАИМЕНОВАНИЕ
ТИП
ЦЕНА

Шпалы пропитанные

I тип

От 920 руб./шт.

II тип

От 800 руб./шт.

Брус переводной пропитанный

Б2

От 100 000 руб./комплект

А3

130 000 руб./комплект

А4

106 000 руб./комплект

Полушпалы пропитанные

договорная

Мостовой брус пропитанный

договорная

Помимо пропитанных шпал, компания ООО «ПИЛТОРГ» предлагает своим клиентам также высококачественные материалы из ВСП. Причем процесс производства и хранения этой продукции тоже находится под строгим контролем, благодаря чему материалы из ВСП отличаются прекрасными эксплуатационными характеристиками и полностью соответствуют требованиям ГОСТ и ТУ.

  • Креозот, бесцветная, труднорастворимая в воде маслянистая жидкость, получается из древесного и каменноугольного дегтя и представляет смесь фенолов, глав.

    обр., гваякола и креозола. Древесный К. применяется при туберкулезе, каменноуг. К.- для консервирования дерева (пропитывание шпал), для антисепт. мыла и др.

  • у меня папа железнодорожник и он почти все об этом знает, шпалы пропитывают Креозотом, так как он не дает древесине гнить, что очень улучшает качество шпал, но сейчас шпалы заменены на долговечные железобетонные, как говорится наука идет вперед.

  • Деревянные шпалы пропитывают специальным антисептической смесью Креозотом, он прекрасно защищает древесину от влаги, гниения и поражения грибками, в следствии чего шпалы можно очень долго не менять. Но в последнее время стали использовать вместо деревянных шпал железобетонные и необходимость в обработках уходит в прошлое.

  • Применение деревянных шпал на железной дороге уходит в прошлое в связи с вытеснением их более долговечными и прочными железобетонными, но тем на менее они были и их нужно было защитить от грибка. С этим очень хорошо справлялся Креозот — продукт, получаемый из дгтя и каменного угля.

  • Я думаю, что об этом уже можно говорить в прошедшем времени. Ранее, железнодорожные шпалы пропитывались креозотом.

    Купили дом из шпал, как избавится от запаха креозота

    Это смесь фенолов, которую получают из дгтя и каменного угля. Креозот является прекрасным антисептиком, который препятствует процессам гниения древесины и тем самым существенно увеличивает срок службы шпал. Сейчас деревянные шпалы практически полностью вытеснили более долговечные шпалы из железобетона.

  • Шпалы на железных дорог пропитывают в обязательном порядке. Это ведь очень важно для того чтобы обеспечить шпалам длительный срок функционирования за счт устранения посредством пропитки склонности к гниению. Также важна защита от влаги. Итак, а осуществляют пропитку шпал креозотом, который в свом составе имеет дготь и каменный уголь.

  • Железнодорожные шпалы пропитывают в большинстве случаев креозотом, только воняет она прилично, поэтому некоторое время придется привыкать к этому неприятному запаху. Только пользоваться с этой смесью нужно очень осторожно, так как во первых она вредна для здоровья человека, во вторых она оставляет ожоги на руках.

  • Железнодорожные шпалы пропитывают обычно креазотом.

    Пропитка шпал креозотом нужна для защиты шпал от влаги, гниения, что просто необходимо на железнодорожных путях. Но в последнее время креозот пытаются заменить на более современное средство антисептик ‘Элемпсепт’. У него качество лучше, чем у креозота.

  • Шпалы для железной дороги эксплуатируются в сложных условиях- влага, сырость, грибки. Для повышения срока службы шпал их подвергают специальной обработке в автоклаве, где создается вакуум для удаления лишней влаги и наносится креазот. Это токсичный, ракоопасный (работающие с ним люди подвержены риском заболеть раком) продукт химической продукции.

    В его основе лежит смесь (в определенных пропорциях) каменоугольной смолы (продукт коксохимии) и древесной смолы-дегтя. Креазот очень токсичен и запрещен для использования в гражданском строительстве.

    В настоящее время в основном шпалы пропитываются более вредными средствами- антисептик ЖТК.

  • Технологический процесс пропитки древесины

           Существенным недостатком не антисептированной древесины является её способность разрушаться под воздействием биологических факторов, то есть различных организмов, обитающих как в самой древесине, так и в окружающей среде. Для повышения биостойкости древесины используют ее пропитку (антисептирование). В шпалопропиточном производстве широко применяется пропитка древесины в автоклавах.
            ООО «Шпалопропиточный завод «Тула» использует автоклавный способ пропитки древесины. Автоклав нашего завода имеет свою интересную историю: он был вывезен после Великой Отечественной войны из Германии, и в 1947 году смонтирован на производственной площадке, которая в настоящее время принадлежит ООО «Шпалопропиточный завод «Тула».

    Быть или не быть дому из деревянных железнодорожных шпал?

    Автоклав представляет собой горизонтальный, стальной, толстостенный цилиндр диаметром 1420 мм. С торцов цилиндр закрыт полусферическими крышками с надежными запорными устройствами. Автоклав оборудован предохранительными клапанами, штуцерами для подключения трубопроводов и датчиками для измерения уровня жидкости, температуры и давления. В состав автоклавной установки также входит пневмогидравлическое, тепловое, контрольно-регулирующее и вспомогательное оборудование.
        Для пропитки наше предприятие использует, чаще всего, пожалуй, самый мощный из существующих антисептиков — каменноугольное масло. Этот антисептик исторически применяется для пропитки деревянных шпал. Каменноугольное масло – это продукт, получаемый при производстве коксующихся углей, представляет из себя маслянистую жидкость со специфическим запахом, чаще черного, иногда темно — коричневого цвета. Это продукт состоит из различных веществ, в основном фенолов. Некоторые его компоненты имеют температуру плавления +5˚С. Поэтому его необходимо разогревать в процессе производства пропиточных работ. Каменноугольное масло отнесено к веществам первой группы опасности. При работе с этим продуктом необходимо соблюдать особую осторожность. Именно его губительность для простейших организмов делает каменноугольное масло прекрасным антисептиком. Необходимо отметить, что каменноугольное масло практически не вымывается из древесины, нейтрально к металлам. Для многих простейших, разрушающих древесину, губителен сам запах каменноугольного масла.
            ООО "Шпалопропиточный завод "Тула" по заявке потребителей может использовать и другие антисептики, например препарат  «Ултан» — отечественный аналог антисептика, применяемого в странах ЕС для деревянных деталей, работающих в сложных условиях.
            Пропитанная «Ултаном» древесина, по прошествии некоторого времени после пропитки, безвредна для млекопитающих, но губительна для простейших организмов, при проявлении ими признаков жизнедеятельности внутри древесины. Поскольку «Ултан» — вещество на водной основе, оно легче проникает в древесину. После пропитки «Ултаном» древесина приобретает болотно-зеленый цвет. Поверхность пригодна для окраски.
            Специально для нашего производства технология пропитки препаратом «Ултан» разработана на Кафедре ботаники и защиты леса Уральского Государственного лесотехнического университета, под руководством профессора, академика РАЕН, д.б.н. Д.А. Беленкова.
        Существует несколько технологических схем (методов) автоклавной пропитки, различие которых состоит в последовательности операций воздействия на древесину повышенного и пониженного давления пропитывающей жидкости (антисептика) и воздуха. Меняя последовательность операций, их длительность, уровень давления и температуры, можно управлять результатами пропитки в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.

             ООО «Шпалопропиточный завод «Тула» использует автоклавный способ пропитки древесины методом «вакуум-давление-вакуум».
            Процесс пропитки проходит в следующей последовательности и  занимает 1 час 45 минут:
    1. автоклав загружается древесиной;
    2. создается воздушный вакуум;
    3. древесина выдерживается в вакууме;
    4. автоклав заполняется жидкостью;
    5. создается жидкостное давление;
    6. древесина выдерживается в жидкости под давлением;
    7. давление сбрасывается до атмосферного;
    8. жидкость сливается из автоклава;
    9. повторно создается воздушный вакуум;
    10. древесина выдерживается в вакууме;
    11. сброс вакуума и разгрузка автоклава.

    Упрощенная схема процесса пропитки древесины изображена на рисунке 1.

            Выдержка древесины в вакууме на первом этапе улучшает процесс пропитки, так как из древесины удаляется воздух и остаточная капилярная влага, мсето которой в последствии занимает антисептик. Глубина вакуума составляет примерно 0,08 МПа (8 кг/см2).
            Способ пропитки, применяемый на нашем шпалопропиточном заводе, соответствует ГОСТ 20022.5-93 «Защита древесины. Автоклавная пропитка маслянистыми защитными средствами», ГОСТ 20022.0-93, ГОСТ 200022.0-93 «Защита древесины. Параметры защищенности».
             Пропитка древесины не изменяет ее свойств, то есть она не меняет структуру, не растрескивается, не деформируется не требует дополнительных покрытий или пропиток, не становится колкой или хрупкой.
             Таким образом, применяемая и на ООО "Шпалопропиточный завод "Тула" технология, древесина и антисептики обеспечивают срок службы, уложенной должным образом в железнодорожный путь, шпалы сроком около 15 лет.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *