Дерево

Техника для вывозки леса

В грузоперевозках леса широко задействован наземный вид транспорта. Более того: без него перемещение древесины редко обходится. Это связано с недоступностью для морского и авиационного транспорта мест вырубки. Однако используются и иные виды техники для перевозки леса, а не только грузовики.

Лесовозы

Для этих технических средств применяется еще одно название — сортиментовозы. Термин применяется к автомобилям, которые транспортируют длинномерные продолговатые грузы, в том числе лес, трубы, бревна, прокат и подобные предметы. Они представляют собой серийное грузовое шасси, которое комплектуется лесовозной надстройкой. Обычно это оборудование устанавливает сам завод. Такие автомобили выпускает МАЗ. Что же касается импортных аналогов — например, концерна Daimler AG, производящего грузовики Mercedes, то он предлагает только базовые модели. Необходимые надстройки и оборудование устанавливают сторонние фирмы — например, Alucar.

Если автомобильная техника задействована в условиях бездорожья, то шасси должно обладать повышенной проходимостью. Это обеспечивает полный привод, блокировка дифференциалов, большой дорожный просвет. Предпочтение отдается моделям с лебедкой, системой управления давления в покрышках.

Однако эти характеристики ценятся не всегда. Если маршрут автомобиля на 70% пролегает по трассам, то полный привод не нужен. Отсутствие этой функции экономит топливные ресурсы и улучшает прохождение трассы.

Повышенные внедорожные требования к шасси вовсе не актуальны, если автомобиль передвигается только по твердому покрытию и в лес не заезжает.

Лесорама

Она состоит из двух продольных лонжеронов, сверху к ней настраиваются коники — подковообразные конструкции (ложементы). Они крепятся к раме автомобиля. Современные коники более удобны из-за возможности перемещения по лесораме, что позволяет более надежно удерживать груз. Чем больше ложементов, тем лучше удерживаются бревна.

Коники на лесовозы оснащают устройствами обвязки и против смещения, которые предотвращают ерзание и выпадание хлыстов и деревьев при передвижении по трассе.

Гидроманипулятор

Это оборудование присутствует не во всех моделях. Оно предназначено для самостоятельной погрузки и разгрузки. Манипулятор устанавливают в задней части автомобиля или на прицеп. Современные устройства перемещаются в продольном направлении по ходу кузова. Некоторые модели оснащаются кабиной, чтобы защитить оператора от неблагоприятных погодных условий.

Гидроманипуляторы классифицируют по таким показателям:

  • грузоподъемность;
  • максимальный вылет стрелы;
  • грузоподъемность на максимальном или минимальном вылете стрелы.

Гидроманипулятор дополняют грузозахватными приспособлениями. Как правило, такое оборудование является опционным, его устанавливают не производители, а другие предприятия.

Манипуляторы на автомобили для перевозки леса выпускают Epsilon, Palfinger, Amco Veba.

Другие опции

Сортиментовозы оснащают и иными приспособлениями, функциями, которые упрощают работу в лесу. Так, на них устанавливают:

  • дополнительные прожектора спереди и сзади для яркогоосвещения дороги;
  • более объемные баки, которые обеспечивают топливом автомобиль при повышенных затратах горючего в условиях распутицы;
  • бункеры с песком для борьбы с бездорожьем.

Тралы для перевозки леса

В лесовозных прицепах коники устанавливают прямо на несущие рамы. Благодаря этому вес транспортного средства уменьшается, а центр тяжести перемещается ниже. В некоторых транспортных средствах этого типа рама раздвижная, что позволяет перевозить сортимент длиной до 12 метров.

У прицепа есть недостатки, на которые стоит обратить внимание. Из минусов водители с опытом отмечают:

  • небольшая тяга ведущих колес на скользких подъемах;
  • нужна просторная площадка, поскольку у него большая база и радиус разворота;
  • шофер тягача должен быть опытным, поскольку у прицепа две поворотные оси, и маневрирование задом требует серьезных навыков;
  • присутствует вероятность схождения и опрокидывания на узкой дороге.

Роспуск

Это еще одна разновидность прицепов для перевозки бревен, хлыстов длиной до 24 метров, напоминающая большой автопоезд. Они сконструированы как одно- или двухосные тележки, оснащенные одной или двумя парами коников. При перевозке леса роспусками передняя часть груза размещается на тягаче, задняя — на прицепе.

Тягач и роспуск, которые имеют одинаковую ширину колеи, соединяет труба (телескопическая или раскладная). Она также выполняет функцию рамы и дышла, последнее имеет постоянную или переменную длину. Иногда роль дышла выполняет перевозимый груз. Если автомобиль идет без груза, то тележка роспуска находится на тягаче.

Тягач, который работает с таким типом прицепа, чаще всего полноприводная модель с односкатными колесами. Для перевозки леса выпускает роспуски КАМАЗ (43118), Урал (4320).

Трактор

Помимо лесовозов, в заготовке древесины применяется специальная техника — трактора. Благодаря им работа на лесосеке стала не только более безопасной для человека. Эти машины повысили производительность труда.

Различают два основных вида — харвестеры и форвардеры.

Харвестеры

По-другому их именуют лесозаготовительными комбайнами. Английское название harvester переводится как «собиратель урожая».

Такая техника является многофункциональной, и способна выполнять несколько операций — валку, обрубку сучьев, подтрелевку, раскряжевку, сортировку и другие. Если предусмотрено меньше четырех функций, то речь идет о валочной машине.

Форвардер

Это самоходное транспортное средство, также созданное для лесозаготовочных работ. Управляет ним обученный оператор из кабины, расположенной на передней полураме. Наибольшая производительность достигается, если используют одновременно форвардер и харвест.

Этот вид трактора выполняет следующие задачи:

  • подсортировка;
  • сбор древесины;
  • транспортировка до дороги или склада.

С заданиями такая машина для перевозки леса справляется благодаря специальному оборудованию. Форвардеры также оснащаются манипуляторами, которые отвечают за проведение погрузочно-разгрузочных работ. Устройство обычно расположено на задней полураме.

Техника для перевозки леса

Бревна загружаются в тележку и потом транспортируются до склада или пункта перегрузки на автомобиль.

Поскольку форвардеры используются в местности со сложным рельефом, они характеризуются повышенной проходимостью. С этой целью самоходные машины оснащаются шести- или восьмиколесной основой с приводом на все колеса. Чтобы повысить проходимость на особо сложных участках, на колеса надевают гусеницы. На некоторых моделях производители устанавливают гусеничные движители с резиновыми катками и резиновометаллической лентой, превращающей шасси в гусеницы.

К грузовикам, прицепам и тракторам предъявляются и другие требования, обусловленные техникой безопасности работ. Каким стандартам должны соответствовать машины для перевозки леса, можно узнать из ГОСТ Р 51863-2002.

Вернутся к списку статей

ВАЛОЧНАЯ МАШИНА, лесозаготовительная машина, предназначенная для срезания и повала деревьев на лесосеке. В зависимости от выполняемых дополнительных операций различают валочно-сучкорезные, валочно-трелёвочные, валочно-пакетирующие, валочно-сучкорезно-раскряжёвочные (харвестеры), валочно-сучкорезно-трелёвочные машины; по виду движителя — гусеничные, колёсные, шагающие; по ширине обрабатываемой полосы леса — узкозахватные (без гидроманипулятора), широкозахватные (с гидроманипулятором); по направлению действия технологического оборудования — фланговые, фронтальные, полноповоротные.

Техника для лесозаготовки в России

Валочные машины используются при сплошных рубках леса, для прореживания и ухода за ним, а также при прокладывании ЛЭП, строительстве дорог. На лесозаготовках узкозахватные валочные машины применяются редко, так как в процессе работы им необходимо приближаться к каждому дереву. Широкое распространение получили валочно-пакетирующие машины (ВПМ) манипуляторного типа, выполняющие валку деревьев на полосе шириной до 20 м и при необходимости — выборочную валку, сохраняя жизнеспособный подрост деревьев. Такие ВПМ относятся к группе широкозахватных машин и позволяют с одного рабочего места спиливать несколько деревьев и формировать их в пачки на земле. Узлы машины смонтированы на шасси трелёвочного трактора с использованием экскаваторной платформы, манипулятора и захватно-срезающего устройства (рис.).

Реклама

Валочные машины оснащаются цепным пильным аппаратом; при заготовке тонкомерных деревьев (диаметром до 30 см) могут применяться аппараты силового резания (типа гидрофицированных ножей). Мощность двигателя валочной машины до 125-165 кВт; вылет стрелы манипулятора — до 10 м; максимальный диаметр ствола дерева в месте пропила до 90 см. Валочные машины с харвестерной головкой выполняют валку деревьев, обрезку сучьев, раскряжёвку хлыстов на сортименты, пакетирование выпиленных сортиментов. Захватно-срезающее устройство ВПМ дополнительно может оснащаться корнеперерезающим устройством. Валка деревьев с корнем позволяет максимально использовать биомассу дерева и улучшает условия подготовки почвы для последующего лесовосстановления.

А. А. Шадрин.

Виды техники для перевозок леса автомобильным транспортом

Тракторная трелевка волоком, или все новое — хорошо забытое старое

Карпачев С.П., Приоров Г.Е.

В 30-х годах в Советском Союзе начинается массовое производство собственных тракторов. На рис. 1 представлен трактор "Сталинец", выпускавшийся в 30-х годах в СССР. Это были трактора общего назначения на твердом и жидком топливе. В народном хозяйстве эти трактора используются в сельском хозяйстве, но не только. Трактора начинают применять и на трелевке леса (рис. 2).

Рис. 1. Трактор "Сталинец"

Рис. 2. Тракторная трелевка волоком

Технология тракторной трелевки была следующей.

Трелюемые лесоматериалы присоединялись к тракторам с помощью чокеров. Чокер представлял собою отрезок стального троса, длиною 2-3 метра диаметром 13-15 мм с толщиной отдельных проволок 0.6-0,8 мм и с пеньковой сердцевиной.

Обычный чокер — рис. 3 (А) — для трелевки волоком имел по концам крюки. В 30-е годы также применялся чокер системы Бардона — рис. 3 (Б) — упорные муфты, между которыми скользила по тросу литая полая муфта, куда вставляется один из наконечников троса.

Рис. 3. Чокера

Прицепное приспособление Бордона — рис. 3 (В) — представляло собою стальную отливку с гнёздами для упорных муфт чокеров Бордона.

В зависимости от размеров гнезд оно позволяло прицеплять единовременно к трактору 5 или 10 чокеров. Для присоединения обычных чокеров к трактору можно было с успехом применять крупнозвенную цепь, длиной 1 метр, к звеньям которой прицепляли крюки чокеров. Преимуществом прицепного приспособления Бордона перед цепью было то, что чокеры меньше перепутывались друг с другом.

Подготовка магистральных трелёвочных волоков (шириною 3,0-3,3м) производилась специальной бригадой, состоящей из 24 человек, снабженных необходимым ручным инструментом. Валка деревьев должна была начинаться после наметки волоков. Расстояние между трелевочными волоками бралось 30-90 метров. Деревья валили вершинами по направлению трелевки под углом 10-40о к трелевочному волоку. На волоках деревья валили заподлицо с землёй. Для облегчения захвата чокером и прицепки хлыстов к трактору было желательно валить деревья группами так, что бы вершины 2-4-х деревьев ложились вместе (рис. 4).

Рис. 4. Трелевочные волока

Хлысты захватывали чокерами на расстоянии 0,5-2,0 метра от конца вершины (рис. 5). На лесосеке должны были всегда находиться хлысты с надетыми на них чокерами. Раннее заготовленные хлысты сводили к минимуму задержки тракторов на лесосеке.

Применение прицепного чокера. длиной 10-20 метров, облегчало прицепку хлыстов и трактору, одновременно увеличивая его нагрузку на рейс. Устраняя необходимость прохождения тракторов непосредственно по лесосеке, прицепные чокера способствовали лучшему сохранению тракторов.

Рис. 5. Захват хлыстов чокером на лесосеке

Во избежание защемления хлыстов между пнями, тракторист обязан был тщательно следить за прицепными хлыстами, особенно при сдвиге их с места, выезде из лесосеки на волок и движении по кривым (рис. 6). Нагруженный трактор должен был, по возможности, обходить пни, валеж и не делать крутых поворотов на одном месте.

Рис. 6. Тракторная трелевка волоком

Главный недостаток тракторной трелевки волоком заключался в большой силе сопротивления трелюемого леса движению трактора, а также частые случаи защемления хлыстов (бревен) между пнями и другими препятствиями.

Продажа техники для лесозаготовки в России

Для решения этой проблемы был предложено специальное устройство — пэн (рис. 7).

Рис. 7. Пены, применяемые для тракторной трелевки леса

Пэн являлся разновидностью вспомогательного трелевочного оборудования и решал те же задачи, что и конус, о котором мы уже писали в журнале "Лесопромышленник" № 2 — 2011 . Пэны, применяемые для трелевки имели длину до 1,5 — 1,8 м при толщине стального листа до 12-13 мм. Такие пэны были рассчитаны на трактора мощностью 50-60 л.с.

Более простые пэны (рис. 8) имели вес 50 кг при толщине стального листа 5 мм.

Рис. 8. Нагруженный простой пэн

Схема прицепки пэна к трактору была следующей (рис. 9).

Рис. 9. Схема прицепки пэна к трактору

Пэн к трактору цеплялся особой короткой цепью. Цепь позволяла сберегать трос чокеров, но требовала точного расчета длины чокеров. Пэн имел на дне стального листа специальный гребень. К нему крепилась тяговая цепь. При движении этот гребень обеспечивал устойчивое движении пэна по трелевочной трассе. При использовании пэнов на трелевке предпочтительным считалось использование американского чокера Бордона (рис. 10).

Рис. 10. Чокер Бордона

В отличие от чокеров, выпускавшихся в то время в Советском Союзе с крюками на концах, американский чокер имел муфту, наконечники и петлю, позволяющие легко и надежно захватывать "удавкой" бревно и прицеплять чокер к тросу лебедки или к тяговому устройству трактора. Технология тракторной трелевки леса с использованием пэна была следующей. На лесосеке, отдельные бревна (хлысты) подготавливались для погрузки их на пэн (рис. 11).

Рис. 11. Подготовленные к погрузке на пэн бревна

Для чего бревна укладывались в плотно пригнанную щеть с выравниванием ее по торцам. Затем, к крайним бревнам щети подводили пэн (рис.12) и укладывали лаги из бревен.

Рис. 12. Приготовление пэна к укладки на него бревен

Бревна на пэн укладывали накатом по лагам вручную (рис. 13).

Рис. 13. Погрузка пэна

Во избежания выскальзывания и потери бревен в пути при их трелевке, бревна грузили на пэн комлями. После загрузке пэна, пакет бревен увязывали чокером, образуя удавную петлю на бревнах (рис. 14).

Рис. 14. Увязка пакета бревен чокером

Конец чокера пропускали через отверстие в загнутой части пэна и прицепляли к трактору. Бревна на пэне при их трелевке удерживались чокерами присоединенными через муфту к трактору (рис. 15).

Рис. 15. Трелевка лесоматериалов трактором при помощи пэна прицепленного к трактору

Использование пэна на трелевке позволяла снизить сопротивление бревен движению трактора. Коэффициент трения пэна составлял 0,55 — 0,65. Величина нагрузки на рейс доходила до 11,5 м3 при движении трактора по грунтовой дороге на 1-й и 2-й передачах (рис. 16).

Рис. 16. Движение нагруженного пэна по грунтовой дороге

На складе пачка бревен на пэне надвигалась на специальную прокладку из уложенного поперек бревна (рис. 17). Удавная петля, образуемая чокером, снималась с бревен. Чокер натягивался и вытаскивался пэн из-под бревен. При хорошей организации работ операция освобождения пэна занимала не более 1 минуты.

Рис. 17. Доставленная на склад пачка бревен на пэне

С появлением трелевочных тракторов со щитом, актуальность пэнов отпала. Казалось, что пэны ушли из леса навсегда. Но нет. На выставке SkogsElmia — 2011 в Швеции были продемонстрированы современные "пэны", внешне похожие на лодки (рис. 18).

Рис. 18. Современные "пэны" — "лодки"

Эти пэны — "лодки" изготовлены из пластика. Фирма HSX предложила для трелевки бревен с помощью лебедки или за тягой самоходной машины, например, квадрацикла "лодку" .

Корпус "лодки" изготовлен из 8 мм полиэтилена высокого давления. Длина корпуса 2335 мм, ширина — 900 мм. Вес — 14 кг. В носу "лодки" имеется отверстие для петли или нескольких петель трелевочного троса.

Технология трелевки достаточно простая, почти совпадающая с технологий трелевки с помощью пэна, описанная выше.

Бревна (до трех-четырех штук) или хлысты чокеруются трелевочным канатом за комли и подтягиваются в носовую часть "лодки" (рис. 19).

Рис. 19. "Лодка" с бревнами

Затем, в случае использования в качестве тяги лебедки, запускается лебедка и по технологии самовытаскивания, примерно, как описано в статье "Портативная лебедка для трелевки леса" "лодка" с полупогруженными бревнами перемещается к заданному месту. "Лодку" можно перемещать и за тягой различных машин, например, за квадроциклом или за колесным трактором общего назначения. В этом случае лебедка не нужна.

Как показала практика, корпус "лодки" за счет плавных обводов и материала, легко преодолевает неровности местности и движется с минимальным сопротивлением трению летом и зимой, по траве и по снегу, а также по заболоченной местности.

Конечно, трелевочная "лодка" рассчитана не на промышленное использование. Область ее применения — это фермерские и частные хозяйства.

  • Основные направления применения "лодки":
  • Трелевка удаленных деревьев и хлыстов в полупогруженном состоянии.
  • Транспортировка крупной дичи.
  • Транспортировка дикоросов, включая грибы и ягоды.
  • Перевозка людей, особенно зимой, как на санках.
  • Спасательные операции и т.д.

Библиографический список

  1. Карпачев С.П., Приоров Г.Е. Портативная лебедка для трелевки леса/ Лесопромышленник № 3 (51) 2009, с.26
  2. Карпачев С.П., Приоров Г.Е. Трелевочная лодка / Лесопромышленник № 3 (51) 2009, с. 27.
  3. Карпачев С.П., Приоров Г.Е. Конусы для трелевки хлыстов или все новое — хорошо забытое старое / Лесопромышленник № 2 (58) 2011, с. 26-28.
  4. Использованы фотоархивы ЦНИИМЭ и фотографии Карпачева С.П., официальные материалы выставки SkogsElmia 2011 и фирмы HSX.

Использованы фотоматериалы ЦНИИМЭ,

официальные материалы выставки SkogsElmia 2011 и фирмы HSX.

Фото Карпачева С.П.

Обзор 5 лесных модификаций тракторов МТЗ и лесозаготовительной техники

лесозаготовительные машины

лесозаготови́тельные маши́ны

Машины и механизмы, применяемые при лесозаготовительных (лесосечных) работах. В зависимости от выполняемых операций различают машины валочные, трелёвочные, сучкорезные, окорочные, валочно-пакетирующие, валочно-трелёвочные, сучкорезно-раскряжёвочные, лесопогрузочные и др. Подавляющее большинство машин устанавливают на гусеничных, реже на колёсных тракторах в виде навесного оборудования либо являются самостоятельными агрегатами на гусеничном ходу. Валочная машина представляет собой шасси гусеничного трактора, на котором смонтированы механизм срезания (цепная пила), направленной валки дерева (выдвижная балка), механизм удаления снега от спиливаемого дерева (отвал как у бульдозера), кабина тракториста. Управление всеми механизмами осуществляет тракторист из своей кабины с помощью гидросистемы. Максимальный диаметр срезаемого дерева 120 см. Сучкорезные машины предназначены для очистки поваленных деревьев от сучьев.

Лесозаготовительная техника и механизация вырубки

Они также монтируются на гусеничных тракторах, но бывают и стационарные сучкорезные установки. Основные узлы: захват и сучкорезная головка. При резке сучьев захват удерживает ствол дерева и протаскивает его через сучкорезную головку с ножами. Для обрезки сучьев с одного дерева требуется в среднем 30–40 с. Окорочная машина очищает стволы поваленных деревьев от коры. Она содержит коросниматели (скребки для соскребания коры, ножи и фрезы, гидронож, срезающий кору водяной струёй под большим давлением) и подающий механизм (вальцевый или гусеничный); существуют также окорочные машины, в которых кора удаляется химическим, электрическим и другими способами. Трелёвочная машина, или трелёвочный трактор, служит для сбора и перемещения (трелёвки) деревьев от места валки до лесопогрузочного пункта. Имеет погрузочное устройство в виде щита позади кабины тракториста, на который с помощью лебёдки втаскивают концы стволов и там закрепляют, или манипулятор с захватом, который собирает стволы поваленных деревьев в пачки в специальном зажимном устройстве – конике. При трелёвке стволы деревьев, закреплённые одним концом на трелёвочном тракторе, волочатся по земле или снегу. Валочно-погрузочная машина срезает деревья и формирует пачки стволов. Внешне машина напоминает экскаватор, только на конце его «руки» находится не ковш, а захватно-срезающее устройство, при помощи которого дерево срезается и, зажатое захватами, переносится в вертикальном положении к месту пакетирования, где укладывается в пачку. Валочно – трелёвочная машина представляет собой трелёвочный трактор, оснащённый валочными механизмами. Она предназначена для срезания и валки деревьев, формирования их в пачки и трелёвки к лесовозной дороге. Лесопогрузочные машины предназначены для подъёмно-транспортных работ с лесоматериалами. К ним относятся разнообразные грузоподъёмные краны, лесопогрузчики, лесоштабелёры, транспортно-сплоточные агрегаты, лебёдки и т. п. Краны, снабжённые грейферами, стропами или крюками, служат для разгрузки деревьев с лесовозного транспорта и погрузки в вагоны, на платформы и т. д., штабелирования стволов, погрузки и разгрузки барж и пр.; лесопогрузчики – самоходные машины на гусеничном или колёсном ходу – набирают и укладывают лесоматериалы (в штабеля, на лесовозный транспорт), транспортируют их на территории лесоперерабатывающих предприятий и складируют; лесоштабелёры применяют для штабелёвки круглых лесоматериалов и сброса их в воду на приречных складах. Транспортно-сплоточные агрегаты – колёсные или гусеничные тракторы с прицепными устройствами, на которые укладывается древесина. Агрегаты формируют, стягивают пучки и транспортируют их к месту формирования плотов. Применение лесозаготовительных машин позволяет механизировать особо трудоёмкие операции лесозаготовительного производства и существенно повысить производительность труда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *