Дерево

Резьба по фанере

Фанера – весьма благодатный материал для резьбы, так как отличается хорошей прочностью, легкостью в обработке и весьма доступной стоимостью. Освоить простейшие приемы по контурному выпиливанию или вырезанию изображений может любой – от школьника 8 лет до весьма пожилого джентльмена.

Резьба по фанере

Виды декорирования

Различают несколько видов прорезной резьбы.

  • Контурное выпиливание – самый простой метод. Заключается в вырезании из заготовки детали сложной формы: в виде контура животного, растения, человеческого профиля, предметов и так далее. Разнообразные завитушки и узоры на изголовье детской кроватки, например, также осуществляют этим методом. Производится резьба по фанере лобзиком по чертежам.
  • Вырезание изображения – чаще всего осуществляется по основе, покрытой темной или контрастной краской. Хотя можно встретить и обратный метод: окрашивание изображения на светлом фоне.
  • Ажурная – наиболее сложна, так как предполагает выпиливание сквозных отверстий и по внешнему, и по внутреннему контуру. Этот метод самый эффектный.
  • Комбинированный – чаще всего встречается комбинация выпиливания и ажурной резьбы с целью получить готовую резную деталь.

Подготовка к работе

Прорезная резьба по фанере предполагает использование материала 1 или 2 сорта. Наличие трещин или выпадающих сучков значительно затрудняет работу, а то и делает ее невозможной.

  1. Рисуют эскиз или чертеж. Последний отличается тем, что включает в себя графическую сетку. Это облегчает работу, особенно начинающему мастеру. Можно изготовить шаблон: таким образом перенести изображение на поверхность еще проще.
  2. Заготовку перед работой обрабатывают наждачной бумагой – сначала крупнозернистой, а затем мелкозернистой.
  3. При необходимости фанеру красят, как правило, темным тоном – серым, черным, темно-синим. Чаще всего применяют нитрокраску. Краситель наносят тампоном. Краска высыхает в течение получаса. При необходимости можно прокрасить заготовку еще раз.

Гуашь или тушь годятся только для нанесения контуров. Если речь идет об ажурном узоре, то тушью переносят чертежи резьбы по фанере. На фото – перенос изображения на заготовку.

  1. После перенесения рисунка края заготовки зачищают мелкозернистой наждачной бумагой.

Инструменты

Выбор их зависит от характера работы:

  • для вырезания изображения требуются разнообразные резцы – плоские, треугольные, полукруглые с разным диаметром.

    Изготовление стильных предметов интерьера

    Предпочтительнее стальной инструмент;

  • для выпиливания по контуру или ажурной резьбы необходимо лобзик, напильник и коловорот. Можно использовать электрическую инструмент;
  • для тонких отверстий может понадобиться шило.

 Контурное выпиливание

Такая резьба лобзиком по фанере относится к самым простым вариантам.

  1. На фанеру переносят рисунок. Для начинающего мастера лучше выбрать такое изображение, в котором не требуется выпиливания по внутреннему контуру.
  2. Заготовка фиксируется струбциной. При простых контурах можно обойтись и без фиксации.
  3. Пила должна находиться перпендикулярно плоскости. Выпиливание желательно осуществлять непрерывно, чтобы не менялся угол наклона.
  4. Готовую деталь зачищают наждачной бумагой, протирают и покрывают лаком или краской.

Формирование изображения

Заготовку закреплять нет нужды, но вот неподвижность рабочего стола нужно обеспечить. На фото – вырезание по чертежу.

  1. Рисунок переносят на заготовку, покрытую краской. Можно воспользоваться шаблоном или, наоборот, сразу изображать эскиз гуашью, например.
  2. Ведущей рукой зажимают резец, а второй удерживают лезвие. Резец при этом находится под углом в 45 градусов относительно поверхности.
  3. Глубину и ширину прорезания тщательно контролируют.
  4. При вырезании кривых линий наклон делать не нужно.
  5. После окончания работы изделие покрывают лаком. Второй слой наносят после того, как первый полностью высохнет.

Ажурная резьба

Прорезная резьба по фанере лобзиком относится к самым сложным и требует очень хорошего умения работы с инструментом.

  1. Эскиз переносят на фанеру, как правило, с помощью шаблона.
  2. Лобзиком выпиливают внешние контуры. Размечают места для направляющих углублений.
  3. По намеченным линиям выпиливают внутренние контуры. При работе вращают не инструмент, а заготовку. Нужно следит за тем, чтобы линия отпиливания была непрерывной.
  4. Просверливают отверстия. Для этого используется коловорот и шило – для очень небольших отверстий.
  5. Резной элемент шлифуют наждачной бумагой, а затем покрывают лаком или краской.

Таким образом можно получить самые сложные узоры и орнаменты. Как правило, резные элементы затем закрепляют на ровной поверхности, украшая таким образом шкатулки, поделки, раму зеркала и так далее.

Контурная резьба

Это способ рисования резцом на деревянной поверхности. Выполняется ножом, косяком, уголком, царазиком, полукруглой стамеской. Зашкуривать поверхность перед резьбой не следует, так как абразивные частицы забьются в поры древесины и лезвие инструмента быстрее затупится. Для сглаживания поверхности используйте рубанок, напильник с крупной, а затем с мелкой насечкой.

Первый вид резьбы, который вы можете легко освоить, – контурная резьба на фанере. Для ее выполнения понадобится штихель (рис. 4.2), царазик или соответствующего радиуса овальные стамесочки с короткой ручкой. Вначале потренируйтесь вырезать этим инструментом различные линии. Штихель № 1 возьмите в правую руку так, чтобы овальная часть ручки упиралась в центр ладони, а указательный и большой пальцы держали полотно металла у ручки. Средний и безымянный держат ручку сбоку. Мизинец выпрямлен – служит упором на столе. Указательный и большой пальцы левой руки также держат за полотно, подальше от режущей кромки, сама кисть упирается в заготовку. Положите фанеру на стол в упор, прижмите локоть к телу, выберите угол наклона стамески по отношению к фанере и срезайте линии в порядке, указанном на рисунке.

Режущая кромка должна врезаться не глубже 1,5–2 мм. Старайтесь не прерывать линию. После того как вы остановились, чтобы передвинуть левую руку по ходу срезаемой линии, продолжайте точно в прерванном месте. При изменении направления линии поворачивайте фанеру, а не стамеску. Крепче держите левой рукой штихель, чтобы режущая кромка не срывалась и не делала ненужных срезов. Срезы всех линий должны быть одинаковой глубины и ширины.

Потренируйтесь вырезать сплошной фон. Используйте четвертый, пятый, а затем и шестой номера штихелей. Срезы делайте поперек слоя, один рядом с другим, длиной 6–10 мм. Так вы избежите задиров, и рисунок фона будет чище. В итоге должна получиться равномерная сплошная рябь. Если вы задумали создать подобный фон вокруг какого-либо образа или предмета, режьте его указанным выше способом в направлении от контура основного объекта наружу и от крайней, ограничивающей пространство фона линии внутрь. В этом случае вы гарантированно не прорежете контур самого предмета.

Рис. 4.2. Штихель для контурной резьбы (а) и его профили (б)

Рис. 4.3. Упражнения для контурной резьбы по фанере

Фото 28. Гончие. Сережа Ильяев, 10 лет. Фанера подкрашена

Фото 29. Кот Матроскин

Фото 30. Прекрасный воин. Саша Ильяев, 8 лет

Посмотрите, как эта операция выполнена на фото 28. Собаки прекрасно смотрятся в ореоле фона. Если бы направление резьбы не было соблюдено, стамеска нарушила бы плавный контур собачьих тел, сделав им «больно», качество работы пострадало бы.

Рис. 4.4. Упражнения для контурной резьбы по дереву ножом, косяком: 1 – линия прорезания, 2 – линия подрезания, 3 – направления подрезания

Очень эффектна контурная резьба на тонированной поверхности.

Подберите рисунок, отрежьте подходящий кусок фанеры, зачистите шкуркой торцы. Покройте лицевую сторону черным нитролаком, который можно заменить тушью, гуашью, морилкой, добавляя в них на 100 г пять– десять капель клея ПВА или казеина (это даст более чистый срез и не позволит краске пачкаться и глубоко впитываться). Когда высохнет, нанесите рисунок. Царазиком, уголком или штихелем № 1 или 2 снимите линии рисунка до светлой древесины.

Мастер-класс резьбы по фанере: чертежи, рисунки и эскизы

Инструмент почаще точите. В результате резьбы получится картинка, подобная рисунку мелом на черной доске.

Когда освоите технику на простых рисунках, переходите к более сложным по композиции, с мелкими деталями, подкраской. После окончания покройте изделие нитролаком. С обратной стороны, если позволяет толщина, сделайте углубление или прикрепите петлю, чтобы изделие можно было повесить на стене. Вариантов рисунков много. Но не ограничивайтесь ими – фантазируйте сами.

Далее осваивайте технику контурной резьбы на доске. Для этого необходимы ножи. Вначале потренируйтесь вырезать ножом прямые и закругленные линии, имеющие различные направления относительно слоя древесины (рис. 4.4). Надрежьте линии ножом с наклоном вправо. Поверните доску на 180°. Эти же линии подрежьте с другой стороны на ту же глубину. Такую работу можно выполнить уголком в одно движение, накалывая окончание линии ножом. Старайтесь резать линии одним срезом по всей длине. Другой вариант: первую подрезку делайте перпендикулярно поверхности точно по линии, а вторую – с наклоном 45°.

Рис. 4.5–4.8. Рисунки для контурной резьбы

Чтобы выполнить первую оригинальную работу методом контурной резьбы, приготовьте лист бумаги, переводную палочку или шариковую ручку с израсходованной пастой, карандаш, ножи, отлогую стамеску, линейку, циркуль, ластик. Нарисуйте несложный орнамент или используйте готовый, без мелких деталей, преимущественно с прямыми линиями. По размеру отрежьте доску и зашкурьте торцы. Перенесите на нее переводной палочкой через копировальную бумагу рисунок. Чтобы в работе он не стерся и легче было резать, покройте жидким лаком или разведенным клеем ПВА (10 капель клея на 100 г воды). После высыхания описанными выше способами вырезайте рисунок. Закругленные места обрезайте полукруглой стамеской необходимого радиуса. Глубина и ширина среза зависят от масштаба работы и значения каждой детали по отношению ко всей композиции. Представьте, что вы рисуете карандашом по светлой поверхности, в разной степени выделяя отдельные места.

Рис. 4.9. Шрифты для контурной резьбы

Фото 31. 8 Марта. Махагон, 20 x 15 см

Фото 32. Скульптор Барлах. Махагон, 25 x 20 x 2 см

Если детали рисунка крупные, следовательно, они должны быть и более глубокие, режьте в 2–3 приема, так как с первого раза до необходимой глубины врезаться трудно, особенно если древесина твердая. Следите при этом, чтобы срезы по всему контуру были с одинаковым наклоном, гладкие, в одну плоскость.

Контурная резьба

Это способ рисования резцом на деревянной поверхности. Выполняется ножом, косяком, уголком, царазиком, полукруглой стамеской. Зашкуривать поверхность перед резьбой не следует, так как абразивные частицы забьются в поры древесины и лезвие инструмента быстрее затупится. Для сглаживания поверхности используйте рубанок, напильник с крупной, а затем с мелкой насечкой.

Первый вид резьбы, который вы можете легко освоить, – контурная резьба на фанере. Для ее выполнения понадобится штихель (рис. 4.2), царазик или соответствующего радиуса овальные стамесочки с короткой ручкой. Вначале потренируйтесь вырезать этим инструментом различные линии. Штихель № 1 возьмите в правую руку так, чтобы овальная часть ручки упиралась в центр ладони, а указательный и большой пальцы держали полотно металла у ручки. Средний и безымянный держат ручку сбоку. Мизинец выпрямлен – служит упором на столе. Указательный и большой пальцы левой руки также держат за полотно, подальше от режущей кромки, сама кисть упирается в заготовку. Положите фанеру на стол в упор, прижмите локоть к телу, выберите угол наклона стамески по отношению к фанере и срезайте линии в порядке, указанном на рисунке.

Режущая кромка должна врезаться не глубже 1,5–2 мм. Старайтесь не прерывать линию. После того как вы остановились, чтобы передвинуть левую руку по ходу срезаемой линии, продолжайте точно в прерванном месте. При изменении направления линии поворачивайте фанеру, а не стамеску. Крепче держите левой рукой штихель, чтобы режущая кромка не срывалась и не делала ненужных срезов. Срезы всех линий должны быть одинаковой глубины и ширины.

Потренируйтесь вырезать сплошной фон. Используйте четвертый, пятый, а затем и шестой номера штихелей. Срезы делайте поперек слоя, один рядом с другим, длиной 6–10 мм. Так вы избежите задиров, и рисунок фона будет чище. В итоге должна получиться равномерная сплошная рябь. Если вы задумали создать подобный фон вокруг какого-либо образа или предмета, режьте его указанным выше способом в направлении от контура основного объекта наружу и от крайней, ограничивающей пространство фона линии внутрь. В этом случае вы гарантированно не прорежете контур самого предмета.

Рис. 4.2. Штихель для контурной резьбы (а) и его профили (б)

Рис. 4.3. Упражнения для контурной резьбы по фанере

Фото 28. Гончие. Сережа Ильяев, 10 лет. Фанера подкрашена

Фото 29. Кот Матроскин

Фото 30. Прекрасный воин. Саша Ильяев, 8 лет

Посмотрите, как эта операция выполнена на фото 28. Собаки прекрасно смотрятся в ореоле фона. Если бы направление резьбы не было соблюдено, стамеска нарушила бы плавный контур собачьих тел, сделав им «больно», качество работы пострадало бы.

Рис. 4.4. Упражнения для контурной резьбы по дереву ножом, косяком: 1 – линия прорезания, 2 – линия подрезания, 3 – направления подрезания

Очень эффектна контурная резьба на тонированной поверхности.

Трафареты для резьбы по дереву

Подберите рисунок, отрежьте подходящий кусок фанеры, зачистите шкуркой торцы. Покройте лицевую сторону черным нитролаком, который можно заменить тушью, гуашью, морилкой, добавляя в них на 100 г пять– десять капель клея ПВА или казеина (это даст более чистый срез и не позволит краске пачкаться и глубоко впитываться). Когда высохнет, нанесите рисунок. Царазиком, уголком или штихелем № 1 или 2 снимите линии рисунка до светлой древесины. Инструмент почаще точите. В результате резьбы получится картинка, подобная рисунку мелом на черной доске.

Когда освоите технику на простых рисунках, переходите к более сложным по композиции, с мелкими деталями, подкраской. После окончания покройте изделие нитролаком. С обратной стороны, если позволяет толщина, сделайте углубление или прикрепите петлю, чтобы изделие можно было повесить на стене. Вариантов рисунков много. Но не ограничивайтесь ими – фантазируйте сами.

Далее осваивайте технику контурной резьбы на доске. Для этого необходимы ножи. Вначале потренируйтесь вырезать ножом прямые и закругленные линии, имеющие различные направления относительно слоя древесины (рис. 4.4). Надрежьте линии ножом с наклоном вправо. Поверните доску на 180°. Эти же линии подрежьте с другой стороны на ту же глубину. Такую работу можно выполнить уголком в одно движение, накалывая окончание линии ножом. Старайтесь резать линии одним срезом по всей длине. Другой вариант: первую подрезку делайте перпендикулярно поверхности точно по линии, а вторую – с наклоном 45°.

Рис. 4.5–4.8. Рисунки для контурной резьбы

Чтобы выполнить первую оригинальную работу методом контурной резьбы, приготовьте лист бумаги, переводную палочку или шариковую ручку с израсходованной пастой, карандаш, ножи, отлогую стамеску, линейку, циркуль, ластик. Нарисуйте несложный орнамент или используйте готовый, без мелких деталей, преимущественно с прямыми линиями. По размеру отрежьте доску и зашкурьте торцы. Перенесите на нее переводной палочкой через копировальную бумагу рисунок. Чтобы в работе он не стерся и легче было резать, покройте жидким лаком или разведенным клеем ПВА (10 капель клея на 100 г воды). После высыхания описанными выше способами вырезайте рисунок. Закругленные места обрезайте полукруглой стамеской необходимого радиуса. Глубина и ширина среза зависят от масштаба работы и значения каждой детали по отношению ко всей композиции. Представьте, что вы рисуете карандашом по светлой поверхности, в разной степени выделяя отдельные места.

Рис. 4.9. Шрифты для контурной резьбы

Фото 31. 8 Марта. Махагон, 20 x 15 см

Фото 32. Скульптор Барлах. Махагон, 25 x 20 x 2 см

Если детали рисунка крупные, следовательно, они должны быть и более глубокие, режьте в 2–3 приема, так как с первого раза до необходимой глубины врезаться трудно, особенно если древесина твердая. Следите при этом, чтобы срезы по всему контуру были с одинаковым наклоном, гладкие, в одну плоскость.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *