Дерево

Резьба по дереву бормашиной

Домашний уют

Граверы по дереву: характеристики, описание, отзывы

23 марта 2016

Точные операции по декоративной обработке деревянных поверхностей можно получить только с помощью специальных бормашин – гравёров. Как правило, это небольшие приборы, которые позволяют мастеру создавать всевозможные узоры на рабочем участке. Кроме основной функции, ручной гравёр по дереву также способен выполнять резку, шлифовку и сверление. Такое опциональное наполнение обычно относится к многофункциональным аппаратам, комплект которых включает и соответствующие насадки.

Устройство и принцип работы гравёра

Модели из бюджетных семейств, предназначенные для любительского использования, обычно имеют простое устройство. Их конструкция, в частности, предусматривает корпус с двигателем и сопутствующими узлами, крепёжную гайку для рабочего вала, фиксирующий шпиндель, кнопки управления и т. д. Дорогие многофункциональные гравёры по дереву обеспечиваются аналогичными компонентами, но в более высоком качественном исполнении.

Что касается принципа работы, то он тоже достаточно прост. Мотор заставляет вращаться вал, который, в свою очередь, снабжён подходящей для конкретной операции насадкой. В зависимости от характеристик функционального элемента происходит соответствующая обработка деревянной поверхности. Это может быть и формирование отверстий, и создание рисунков с узорами. Обычно гравёры по дереву имеют в комплекте оснастку, предназначенную для конкретного направления работы. Далее всё зависит от умения и творческой фантазии пользователя.

Основные характеристики

Устройство несложное, поэтому и технических характеристик у него немного. Главное внимание нужно уделять мощности и количеству оборотов мотора. Силовой потенциал варьируется от 130 до 170 Вт. Для выполнения декоративных операций редко приобретают мощные гравёры по дереву, так как в этом случае на первый план выходят эргономические достоинства прибора. Количество оборотов может достигать 30-35 тыс. в минуту. Собственно, для древесины вполне хватает и 20 тыс. об/мин., но если планируется и работа с камнем или бетоном, то стоит ориентироваться на более производительные модели.

Уже отмечалась значимость эргономики гравёра. Эта характеристика определяется массой прибора, удобством рукоятки, наличием вспомогательных приспособлений и конфигурацией расположения элементов управления. Опытные пользователи всегда проверяют, насколько удобны гравёры по дереву, ещё на этапе выбора. Будет нелишним совершить несколько манипуляций с аппаратом или просто подержать его в руке. Такое знакомство с инструментом очень важно, если планируется выполнять с его помощью деликатные работы ювелирной точности.

Видео по теме

Питание инструмента

В этом параметре всё достаточно просто. Существует два принципа энергоснабжения гравёров. Первый предполагает использование традиционного подключения к электросети, а второй – комплектацию аккумулятором. К достоинствам электрических устройств можно отнести лёгкость и комфорт при выполнении операций. Несмотря на привязку к розетке, такой аппарат очень удобно использовать на постоянном рабочем месте. Если же планируется резьба по дереву гравёром вне помещения, то не обойтись без аккумулятора. Обычно такие элементы обеспечивают многочасовую работу и дают полную свободу для передвижения. Но присутствие батареи в конструкции неизбежно утяжеляет аппарат и делает его менее манёвренным – этот нюанс будет ощущаться при выполнении резки. Неплохой альтернативой этим вариантам может стать комбинированная модель, которая работает от электросети и аккумулятора.

3D-гравёр по дереву – в чём особенности?

Это особая категория приборов для гравировки и резки, которые представляют собой массивные конструкции с электронной начинкой.

Резьба по дереву гравером для начинающих: несколько идей

Такие системы подключаются к компьютерам, после чего с помощью специальной программы происходит моделирование будущего узора или формирование параметров резки, которую планируется выполнить. Важно отметить, что 3D-гравёр по дереву не требует участия человека в процессе работы. Он с высокой точностью производит операции автоматически – в соответствии с цифровым эскизом, который был предварительно назначен для выполнения. В результате можно получить, например, высокоточный сложный рисунок, но стоимость такого оборудования в несколько раз превышает ценники на обычные ручные аппараты.

Отзывы о производителях

Сегмент хоть и узкий, но известные производители представлены в нём достаточно широко. Много положительных отзывов владельцы таких аппаратов оставляют о продукции Dremel. Подчёркиваются достоинства удобной ручки, длинный шнур и широкий комплект поставки моделей, представленных в средней категории. К слову, такой гравёр по дереву оценивается в 2,5 тыс. руб. Серьёзные успехи в этой нише показывает и компания Sturm, модели которой хвалят за высокое качество сборки, оптимальное сочетание функциональности и мощности, а также за привлекательный дизайн. Присутствуют на рынке и отечественные гравёры – это, в частности, устройства «Зубр» и «Калибр». К этой продукции стоит обращаться в тех случаях, если нужна недорогая модель с минимальными показателями мощности в пределах 145 Вт.

Современная техника позволяет заинтересованным пользователям выполнять самые сложные задачи, связанные с резкой деревянных изделий. При этом существуют две категории такого оборудования. Наибольшим спросом пользуются специализированные станки для строительных задач, что применяются для получения материала с нужными параметрами. Вторая же, менее популярная группа как раз и включает гравёр по дереву, который позволяет выполнять более точные декоративные операции. Несмотря на популярность автоматизированных лазерных станков, всё ещё актуальны ручные аппараты. Именно такие устройства позволяют максимально раскрывать творческое видение мастера по фигурной резке. И далеко не всегда гравёры приобретаются опытными пользователями. В своих арсеналах подобный инструмент имеют и обычные ценители самобытных искусств и ремёсел.

Домашний уют
Тензометрические датчики: описание, инструкция по применению, характеристики и отзывы

Тензометрические датчики представляют собой устройства, преобразующие измеряемую упругую деформацию твердого тела в электрический сигнал. Это происходит за счет изменения сопротивления проводника датчика при изменении…

Домашний уют
Лазерные граверы по дереву: цены, отзывы

Благодаря тому что технологии обработки материалов развиваются все стремительнее, морально устаревшее оборудование теряет стоимость. Это относится и к лазерным граверам, которые совсем недавно продавались по ценам, ко…

Автомобили
Автомобили Mazda. Mazda 6 (GH): технические характеристики, описание, отзывы

Если начать спрашивать людей о популярных японских автомобилях, то можно быть уверенными в том, что многие из них, не задумываясь, скажут, что это Mazda. Mazda 6 GH – это, в свою очередь, одна из наиболее покупа…

Автомобили
Mazda Premacy: технические характеристики, описание, отзывы

Mazda Premacy является элегантным и максимально функциональным транспортным средством. Этот 5-7-местный универсал, отличающийся повышенной вместимостью, не только привлекательно смотрится, но еще и предоставляет водит…

Автомобили
Обзор автомобиля "Мерседес С 600" (S 600): технические характеристики, описание, отзывы

“Мерседес С 600” в 140-м кузове – легенда, которая выходила в свет на протяжении семи лет – с 1991-го по 1998-й. Этот автомобиль сменил Mercedes, выполненный в 126-м кузове. Данная машина к том…

Автомобили
«Мерседес W203»: характеристики, описание, отзывы

“Мерседес W203” – это второе поколение среднеразмерных автомобилей C-класса, производством которого занимается всемирно известная штутгартская компания. Именно оно заменило своего предшественника &nd…

Автомобили
Видеорегистраторы в виде зеркала заднего вида. Характеристики, описание, отзывы

Тот широкий ассортимент гаджетов, которые современные производители предлагают установить в личные автомобили, поражает своим разнообразием и постоянно появляющимися новинками. С каждым днем приборы становятся все бол…

Автомобили
"Хендай HD 78": технические характеристики, описание, отзывы

В конце шестидесятых годов прошлого столетия в Южной Корее было налажено серийное производство универсальных малотоннажных грузовиков марки "Хендай" — HD65 и HD72. Обе модели выпускались в пяти модификациях, которые р…

Автомобили
Мотоцикл "Кавасаки Ниндзя 600" (Kawasaki Ninja): технические характеристики, описание, отзывы

Японский мотоцикл "Кавасаки Ниндзя 600" выпускался на заводах фирмы Kawasaki Motorcycles с 1985 по 1995 год и предназначался для шоссейно-кольцевых гонок. Машина отличается ярко выраженными признаками гоночного болида…

Дом и семья
Детский небулайзер: характеристики, описание, отзывы

Многие родители сталкиваются с тем, ребенок, посещающий детский сад, начинает болеть. ОРВИ, грипп, постоянный насморк и кашель — к сожалению, такие симптомы и болезни встречаются довольно часто у маленьких детей. В та…

Бормашинки (граверы): характеристики, виды, насадки

Этот удобный инструмент незаменим при операциях, когда требуются повышенная точность и аккуратность, а также при работе в труднодоступных местах.

Рельефная резьба по дереву бормашинкой. Мастер-класс, видео

Бормашина может выполнять множество различных операций, и практически каждый домашний мастер найдёт применение такому инструменту.

Назначение и устройство

Этот многофункциональный портативный электроинструмент, предназначенный для сверления, шлифовки и гравировки, — мечта домашних мастеров, особенно для занимающихся моделизмом или мелкими поделками. Основная область его применения — работы, в которых необходима особая акуратность. Его устоявшееся название — универсальная бормашина. Но в ходу и другие названия — например, мини-дрель и гравёр электрический.

По своему устройству бормашины напоминают обычную электродрель — под крышкой корпуса находится электродвигатель с прямой передачей крутящего момента на вал, на котором установлен патрон для фиксации рабочей насадки. Многофункциональность инструмента во многом определяется большим набором этих насадок. Специальная система обдува двигателя обеспечивает длительную беспрерывную работу. Для удобства использования инструмент может комплектоваться вспомогательной ручкой, гибким валом, подсветкой и телескопическим штативом. Некоторые модели оснащаются ЖК-дисплеем, на котором отображается частота вращения рабочего вала.

Гравёры создавались именно как инструменты для домашнего использования, а значит, обладают множеством весьма ценных для домашних мастеров характеристик. Кроме разнообразных насадок, возможности инструмента расширяют различные приспособления и особенности устройства отдельных моделей бормашин.

Основные характеристики

Разные модели бормашин могут значительно различаться по мощности. Так, у известного производителя бормашин Proxxon в линейке инструментов разброс мощностей составляет от 6 до 100 Вт. Ещё одна важная характеристика бормашин — частоты вращения вала. Именно это и определяет их многофункциональность. Правильный выбор частоты вращения вала (иначе — режима обработки) позволяет выполнять разные технологические операции с различными по свойствам материалами. Так, например, полировка и тонкая шлифовка пластика должны осуществляться на малых оборотах, а отрезные и зачистные операции — на больших. Сверление стекла — на больших оборотах, а древесины — на малых. Шлифование стальных деталей выполняют на средних скоростях. Частота вращения измеряется в оборотах в минуту. Как правило, диапазон скорости вращения вала бормашин на холостом ходу — от 5 000 до 35 000 об./мин.

Возможности бормашин

Этот инструмент применяется для сверления, фрезерования, шлифования, точения, зачистки, гравировки, пиления, резки, позволяют обрабатывать сталь, латунь, алюминий, драгоценные металлы, любые породы древесины, различные виды пластика, керамику, мрамор и стекло. Поэтому он пользуется огромной популярностью среди моделистов, специалистов в области микролектроники, резчиков по дереву и камню, столяров-краснодеревщиков, слесарей-инструментальщиков, гравировщиков, мастеров-оптиков, часовщиков и ювелиров, реставраторов и изготовителей архитектурных макетов. Да что говорить — практически каждый домашний мастер найдёт применение такому инструменту. Вот некоторые области использования бормашины.

  1. Бормашина широко используется для выполнения на различных сувенирах дарственных надписей и рисунков, которые невозможно нанести другим способом.
  2. Она незаменима там, где нужно аккуратно распилить небольшую деталь.
  3. При ремонте сантехники часто приходится очищать резьбу на трубе от ржавчины, и лучше всего с этим справится мини-дрель.
  4. Она пригодится и там, где нужно отшлифовать небольшую изогнутую поверхность…
  5. …поможет отполировать поцарапанное стекло от очков…
  6. …просверлить отверстие в корпусе компьютера…
  7. …или в керамической плитке.

Виды насадок для бормашиок

Для выполнения различных работ в бормашинах используются насадки разного назначения. Как правило, набор самых необходимых насадок входит в комплект универсальной бормашины. Сменные насадки закрепляются на инструменте при помощи кулачкового быстрозажимного мини-патрона (он позволяет быстро менять насадки с хвостовиком диаметром от 0,5 до 3,2 мм) либо в патроне со сменными цангами под разные хвостовики. При работе с цанговым патроном тратится больше времени на замену насадок, но профессионалы предпочитают именно его, потому что хвостовик насадки центрируется в цанге точнее, чем в кулачках. Поэтому цанговые патроны лучше приспособлены для точных операций. Кроме того, они компактнее и надёжнее. Для работы лучше иметь патроны обоих типов.

  1. Набор сменных цанг и кулачковый патрон.
  2. Шлифовальные камни различной формы и размеров из абразивных материалов. Применяются для обработки металла, пластика и керамики.
  3. Шлифовальные круги (диаметром 22 мм и толщиной 3 мм) из корунда и карбида кремния.
  4. Алмазные боры («линза» диаметром 5 мм и шаровидные диаметром 1,8 и 1 мм) незаменимы при гравировальных работах.
  5. Мелкозубый отрезной диск диаметром 22 мм из пружинной стали. Удобен при раскрое деталей из пластика и древесины.
  6. Алмазные диски диаметром 20 мм используют при резке стекла и керамики.
  7. Корундовые отрезные диски диаметром 22 мм и толщиной 1,8 мм хорошо режут металл.
  8. Латунными щётками диаметром 22 мм можно удалить налёт с поверхности детали или ржавчину, почистить детали. Применяют их и для матирования и тонкого шлифования.
  9. Для полировки поверхностей деталей из пластика, металла и даже стекла выпускаются круги из войлока, фетра, кожи и хлопка. Понадобится для этих работ и полировальная паста.
  10. Твердосплавные фрезы цилиндрической и шаровидной формы.
  11. Свёрла (по металлу, пластику и древу) диаметром от 1 до 3,2 мм.
  12. Алмазные свёрла (для стекла) диаметром 1.0, 1.2 и 1.4 мм.
  13. Сменные шлифовальные цилиндры разной зернистости пригодны для широкого спектра операций.

Дополнительные приспособления

Возможности бормашин расширяются благодаря широкому использованию различных приспособлений, выпускаемых разными производителями. Вот некоторые из них.

  1. Стойка превращает бормашину в настольный сверлильный станок.
  2. Гибкий вал в сочетании с держателем, или, как в этом случае, — тисками, на которые можно установить бормашину, делают её более удобной в работе.
  3. Угловая насадка пригодится для работы в труднодоступных местах и заменит угловую бормашину.

Модели от разных производителей

Мини-дрель Hammer Md 135 А

Многофункциональный инструмент, выполняющий широкий спектр работ по пластику, дереву, металлу и другим материалам. Модель рассчитана для домашнего мастера, с её помощью можно сверлить, зачищать, шлифовать, гравировать. Все эти функции доступны благодаря наличию 40 насадок. Снабжён металлической петлёй для удобной установки на кронштейн (входит в комплектацию), пластиковым кейсом для хранения и транспортировки инструмента, всех насадок и приспособлений. Инструмент в работе невероятно удобен. Это обеспечивается низким уровнем вибрации и гибким валом, благодаря которому можно работать в сложных условиях.

Мини-дрель-гравёр MBiTech МВ-170С-4

Гравер обладает высокой мощностью, что позволяет в сочетании с большим количеством специальных насадок обрабатывать материалы высокой твёрдости. Гравер оснащён ручным регулятором скорости вращения вала. В комплект входят гибкий вал, телескопический штатив с креплением к столу, дополнительная ручка, удобная сумка для хранения и транспортировки. Невысокая цена в сочетании с высокой надёжностью и простотой эксплуатации делает инструмент привлекательным для домашнего мастера.

Электрический гравёр Dremel 3000-1/25

Это одна из самых популярных проводных бормашин. Идеально подходит для длительных работ. Применяется для гравировки, сверления, шлифовки. Отличные результаты при работе по дереву, керамике, металлу и другим материалам. Дополнительные комплектующие и 25 высококачественных насадок расширяют возможности применения инструмента. Цанговый патрон и наконечник EZ Twist позволяют устанавливать насадки без ключа. Эргономичный дизайн корпуса благоприятствует комфортной работе. Небольшие размеры и малый вес создают дополнительные удобства при работе.

Что можно сделать гравером

Расскажу вам о том, как я открыл для себя прекрасный инструмент — Dremel.

Как вы наверное уже догадались — мне периодически приходится что-то мастерить, кроить фанеру или мебельные щиты.

Раньше я использовал ножовку — хлопотно, рез не достаточно качественный.

Затем я обзавёлся электролобзиком, но рез лобзика ровным не получается, перо изгибается и всячески гуляет во время работы, обходя плотные участки, типа сучков, качественным результат тоже назвать нельзя.

Ручная циркулярная пила — оглушительна и грязь всюду, рез хоть и ровный, но очень широкий (~4-5мм выгрызает).

Вообщем, я озадачился вопросом — чем бы таким дома обзавестись, чтобы можно было не особо шумно и муторно выполнять ровный раскрой, например, фанеры.

Решение пришло не сразу, но (хвала интернету) очень меня порадовало.

Это был «гравёр» Dremel, для которого выпускается и продаётся множество разнообразных приспособлений и насадок.

К штатному комплекту пришлось приобрести вот такую насадку в виде маленький циркулярки:

Первый же эксперимент показал очень качественный результат.

Я выпиливал несколько одинаковых деталей (для ящика) и они получились действительно одинаковыми, ни на миллиметр не отличались, все пропилы получились ровными, перпендикулярными, практически без сколов фанеры.

глубина пропила до 6.3 мм (я как раз работал с 6 мм фанерой).

Помимо этой пилки, хочется рассказать о других примочках к этому гравёру:

Перво наперво я опробовал насадку с наждачкой, которая была в комплекте

Я был поражён тем, на сколько легко на 30’000 оборотах древесина «исчезала» под этой приспособой  . Шлифовать торцы, стачивать лишние миллиметры оставленные лобзиком, снять кромку — прекрасное решение.

Ещё передо мной встала задача закрепить в ванне кое что, для этого нужно было сделать несколько отверстий в керамической плитке, а за ней — в бетоне. я заранее приобрёл специальный бур по керамике, а ещё классическое «перо по керамике.

Так вот, «перо» на 30000 оборотов разогрелось до красна едва «поцарапав» поверхность плитки и развалилось (предыдущий раз я использовал перо в шуруповёрте, на малых оборотах — очень хороший инструмент для сверления плитки), а вот с дремелем — бур показал себя превосходно. глянцевый слой плитки поддался , хоть и не охотно, бетон, конечно не как «масло» но  сверлился,  минут за 20 я получил желаемый результат —  6 аккуратных отверстий по ~5 см в глубину, шириной по ~3 мм. Уж не знаю, из чего сделан этот бур, но он не однократно раскалялся до красна, приходилось по нескольку раз за проход остужать бур водой. После выполненых работ бур сохранил остроту своих граней. Я очень доволен.

На мой взгляд — для таких не больших работ в разы практичнее пользоваться им, чем перфоратором, разворотить дырки толщиной в палец, того и гляди расколоть плитку и напугать всех соседей 🙂

так же у этого производителя  есть «фрезерный столик»  Dremel 231 , с которым можно эффективно использовать несколько насадок — фрезы, наждак,  и т.д.

С фрезами я ещё не поработал, но уже представляю какими и что можно получить в результате. с наждаком можно кромку выровнять и качественно обработать. очень удобно.

Заказал на Ebay несколько наборов — диски по металлу, гравёры, предметы для полировки, и прочее. так что будут ещё рассказы о том, какой полезный девайс для меня оказался этот чудо гравёр.

Гравирование

Категория:

Художественная обработка металлов

Гравирование

Далее: Чернь

Гравирование — один из древнейших способов художественной обработки металлов и некоторых неметаллических материалов (кости, дерева, камня и др.).

Его сущность — нанесение линейного рисунка или рельефа на материал при помощи резца. За многие тысячелетия своего существования гравировка проникла в самые различные области производства, как художественные (ювелирные украшения, гравюры), так и чисто технические, например производство точных измерительных инструментов и приборов (нанесение делений, градуировка и оцифровка микрометрических и нониусных шкал и т. п.).

В технологии художественного граверного мастерства можно различать:
– плоскостное гравирование (двухмерное), при котором обрабатывается только поверхность.
– обронное гравирование (трехмерное).

Плоскостное гравирование

Этот прием широко распространен в художественной обработке металлов. Его назначение —декорирование поверхности изделия путем нанесения контурного рисунка или узора или сложных портретных, многофигурных иЛи ландшафтных тоновых композиций, а также исполнение различных надписей и шрифтовых работ. Гравированием украшают как плоские, так и объемные изделия (рис. 1).

Возможности плоскостного гравирования очень широки— это рисунки, графические работы, выполненные резцом на металле, еще более тонкие и совершенные, чем рисунки, сделанные карандашом или даже пером.

К плоскостной гравировке (называемой также «гравировкой по глянцу» или «гравировкой для вида») относится и гравировка под чернь, которая в технологическом отношении отличается от

обычной только тем, что она выполняется несколько глубже, а затем выбранный внутро рисунок заполняется чернью (рис. 2).

Технология плоскостного гравирования. Весь процесс плоскостного гравирования включает следующие операции.

Подготовка рисунка. Рисунок для перевода на металл выполняют на бумаге в натуральную величину в линейной манере. Все тональные или теневые переходы даются штрихом или точками (пунктиром).

Подготовка металла. Поверхность металлической пластины (или изделия), на которой надо выполнять гравировку, должна быть соответствующим образом подготовлена. Основная задача подготовки — сделать поверхность чистой, ровной и гладкой. Все случайные риски и Царапины тщательно удаляют путем шлифовки. Затем поверхность обрабатывают мелкой шкуркой и пемзой.

Поверхность должна быть матовой (шлифованной), а не блестящей (полированной), так как излишний блеск слепит глаза и затрудняет работу. Если необходимо иметь гравированный рисунок на полированном поле, полировку фона осуществляют после гравировки рисунка.

Рис. 1. Серебряный гравированный стакан Конец XVII в. Мастер В. Андреев. Москва. Государственная Оружейная палата

Перенос рисунка на металл. Для переноса рисунка на металл поверхность пластины или изделия покрывают тонким слоем белой акварельной краски (или жидко разведенной белой гуашью). Краске дают высохнуть и на нее переносят рисунок или от руки тонко отточенным карандашом, или через копировальную бумагу, обводя линии рисунка также тонко отточенным твердым карандашом. Полученный рисунок покрывают спиртовым лаком или нитролаком, чтобы он не стирался при работе.

Приспособления для гравирования.

Шрабкугель представляет собой сплошной чугунный шар диаметром около 130 мм и массой до 15 кг, у которого сверху срезан сегмент. На круглой площадке имеется прямоугольный паз, а в одной из двух стенок паза сделаны отверстия с резьбой, в которые вставлены прижимные винты. Изделие, подлежащее гравированию (или доска с прикрепленной к ней заготовкой), укладывают в паз и прочно прижимают винтами к противоположной стенке паза.

Колодки изготовляют из массивных стальных или чугунных брусков, снабженных специальными раздвигающимися губками. Гравируемый предмет закладывают между губками и прочно зажимают винтами. Чтобы доска с прикрепленной к ней пластиной или колодки удобно и устойчиво лежали на верстаке и в процессе работы легко поворачивались, под них подкладывают кранц — специальную тяжелую кожаную или парусиновую круглую подушку диаметром 150—200 мм, туго набитую песком. Под шрабкугель для удобства работы подкладывают специальное кожаное кольцо. Кранцы придают устойчивость и маневренность (поворот) лежащим на них приспособлениям при работе резцом, а также поглощают шум от ударов при работе зубилом.

Граверный инструмент и его употребление.

Рис. 2. Чернь по серебру

Хороший резец должен удовлетворять следующим требованиям:
а) он должен быть сделан из первоклассного материала;
б) отшлифован и хорошо заточен.

Обычно используют резцы, которые изготовлены из высококачественной тонкоструктурной стали. Если необходимо изготовить инструмент твердый, с малым износом, то лучше всего для этого взять сталь серебрянку или быстрорежущую сталь; резцы также делают из стали марки У7 и У8. Резцовые заготовки поступают на производство в виде стальных прутков с главными поверхностями (верхняя, нижняя, боковые и лобовая).

Различают следующие основные типы штихелей:

Острый резец (шпицштихель) (рис. 3, а, б). Его боковые стороны слегка выгнуты наружу, ширина по верху 1 — 4 мм, угол между боковыми поверхностями может варьироваться. Это наиболее употребительный тип штихеля; он служит для выполнения большинства граверных операций: оконтуривания рисунка, подрезки углов в шрифтовых работах (особенно рукописных, всевозможных подправок и подчисток и т. п.).

Мессерштихель — ножевой резец (рис. 3, в). Его поперечный разрез соответствует остроугольному треугольнику. Им можно достичь волосяных линий большой глубины: на полоске шириной 1 мм им можно провести до 10 линий.

Фасетштихель — фасетный резец (рис. 3, г). У него боковые стенки параллельны, а режущие поверхности встречаются под углом 100°. Ширина спинки 1,5— мм- Им можно проводить линии относительно широкие и незначительной глубины.

Рис. 3. Виды штихилей: а — узкий шпицштихель; 6 — широкий шпицштихель; в — мессерштихель (ножевой штихель); г — фасетштихель; (фасетный штихель); д—юстир-штихель (котировочный штихель); е — флахштихель с широкой спинкой; ж — то же, с узкой спинкой; 3 — болшти-хель с широкой спинкой; и — то же, с узкой спинкой; к — фаденштихель (нитяной штихель)

Юстирштихель — котировочный резец (рис. 3, с). Его выгнутые боковые стороны на поперечном сечении образуют острый овал; применяют для юстировки оправных царг, для того чтобы облегчить вставку камня в ювелирное изделие. Поверхность среза шлифуется косо по отношению к главной оси.

Флахштихель — плоский резец (рис. 3, е, ж). Спинка и полотно этого резца всегда параллельны; в зависимости от положения боковых сторон спинка может быть шире или уже полотна. Ширина полотна от 0,2 до 5 мм; используют не только для нанесения широких и плоских линий; незаменим для ювелиров при доработке и монтировке украшений, выравнивании плоскостей и т. п.

Болштихель — полукруглый резец (рис. 3, з, и). Полотно может быть уже или шире спинки, но оно всегда полукруглое; ширина полотна от 0,1 до 5 мм; применяется для строгих шрифтов различной ширины, при гравировании углублений, при круглой и полукруглой выборке, а также для доработок украшений.

Фаденштихель — нитяной резец (рис. 3, к), похож на плоский резец. У него на полотне устроено множество продольных желобков; его применяют для декоративных поделок и для оживления рисунков. Штихели различаются не только по форме рабочей части, но и по характеру и углам заточки, а также по их размерам (номерам).

При гравировании на вогнутых поверхностях или в углублениях применяют гнутые штихели. Для приготовления гнутых штихелей тот или иной штихель нагревают в средней части докрасна и изгибают до необходимой кривизны. Иногда штихелям придают двойную кривизну, но оба изгиба обязательно должны лежать в одной плоскости.

При работе штихель держат в правой руке, в кулаке, так, чтобы его рукоятка упиралась в ладонь, а большой и указательный пальцы поддерживали штихель в рабочем положении. При этом локоть находится на весу и опорой руки служит только большой палец, который в то же время является как бы тормозом и ограничивает проскальзывание штихеля вперед. В то же время указательный палец регулирует силу нажима на ребро штихеля и направляет его по линиям рисунка. Штихель ведут всегда только по прямой линии справа налево, проталкивая его вперед небольшими участками.

При гравировании кривых линий и закруглений поворот штихеля допускается лишь в небольших пределах, а все изгибы линий в соответствии с рисунком осуществляет левая рука, которая поворачивает заготовку, закрепленную в шрабкугеле (или колодке), навстречу резцу. Штихель должен быть хорошо и правильно заточен. Чем мягче металл, тем угол резания делают меньше (острее). При резании мягких материалов (дерево) угол равен 45°; для стали он достигает 60—65°. Тупым штихелем работать нельзя — он соскакивает с металла и легко может поранить левую руку, которая постоянно находится перед штихелем. Кроме того, тупой штихель, соскальзывая с металла, портит работу. Острый штихель легко режет металл и берет нормальную стружку не более 0,1—0,2 мм.

Для плоскостного гравирования пригодны почти все металлы и и многие неметаллические материалы (кость, дерево, пластмассы, некоторые мягкие породы камня, янтарь и др.). Из металлов лучше всего поддаются гравированию латуни, томпак, пробное серебро, некоторые стали. Хорошо гравируются бронза, цинк, никелевые сплавы; хуже гравировать на чистом золоте, чистом серебре и платине, а также на чистом алюминии.

Иногда для обогащения рисунка на серебряных и золотых изделиях совместно с гравированием применяют травление. Для этого изделие покрывают кислотоупорным лаком, на котором стальной иглой наносят рисунок так, чтобы только снять (процарапать) лак и обнажить поверхность металла, затем изделие травят кислотой. Для травления серебра применяют разведенную азотную кислоту, а для золотых изделий — разбавленную водой царскую водку. После травления лак удаляют скипидаром.

Обронное гравирование

Обронное гравирование (трехмерное) — способ, при котором резцом создается рельеф или даже объемная (круглая) скульптура из металла; кроме того, в обронном гравировании выделяют два варианта: выпуклое (позитивное) гравирование, когда рисунок рельефа выше фона (фон углублен, снят); углубленное (негативное) гравирование, когда рисунок или рельеф режется внутро.

В современных условиях художественное гравирование применяется с различными целями. В одних случаях обрабатывают непосредственно поверхность изделия и получают художественное произведение (декоративные предметы, ювелирные изделия и т. п.). В других случаях изготовляют инструменты или приспособления, которыми потом производят художественные изделия серийным или массовым тиражом. К ним относятся производство гравюр, эстампов, офортов, клише для печати, гравирование ситценакатных валов, багетных роликов, конгревных досок, клейм для тиснения, пуансонов и матриц для штамповки, пресс-форм для литья и т. п.

Следует отличать ручное гравирование (ручными инструментами) от механического, которое осуществляется посредством различных приспособлений и гравировальных машин, которые, в свою очередь, делятся на два типа; в одном случае гравер сам управляет движением резца, в другом — резец передвигается при помощи специального шаблона, автоматически.

Обронное гравирование по сравнению с плоскостным в современных условиях применяют гораздо шире и чаще. Это объясняется тем, что оно служит для изготовления приспособлений, которыми репродуцируются художественные изделия в серийном порядке. Это штампы, пресс-формы и т. п.

Изготовление обронной техникой уникальных изделий по оригиналу художника сейчас применяется редко. Обронное гравирование более трудоемкий процесс по сравнению с плоскостным гравированием. Оброном выполняют рельеф (или контррельеф) и объемные предметы (или формы для объемов). Эта работа, естественно, требует снятия значительно большей массы металла с заготовки.

Поэтому кроме штихелей при обронной работе применяют зубила, так как рубить металл значительно легче и скорее, чем резать его штихелем.

Зубила представляют собой стальные стержни толщиной от 6 до 10 мм и длиной от 120 до 150 мм. Рабочий конец отковывают и опиливают по форме того или иного штихеля. В соответствии с этим различают: спицзубило, фляхзубило и болзубило. Рабочий конец закаливают с последующим отпуском. Кроме зубил и штихелей к граверному ручному инструменту относятся: керн (или кернер), применяемый для разметки (от слесарного керна отличается большим углом заострения); сечки — плоские зубила различной ширины с заточкой на одну сторону; чеканы — стальные стержни с различными рабочими концами для выравнивания фона и набивки фактуры. Форма граверных чеканов сходна с чеканными (см. «Чеканка»), но они обычно более массивны, так как работают ими в основном по стальным заготовкам, при отделке штампов и пуансонов.

Пуансоны. Их изготовляют обычно из прутков квадратной инструментальной стали толщиной 6, 7 и 10 мм с соответствующей длиной 65, 85 и 100 мм. Изготовлять пуансоны большей длины нерационально, так как они получаются менее устойчивыми вследствие вредных вибраций и от сильных ударов могут сгибаться. Рабочему концу пуансона придают небольшой конус, а на торцовой площадке гравируют букву или цифру, а также ее отдельные части в позитивном или негативном изображении (т. е. наружу или внутро).

От обычных пуансонов отличаются так называемые зеки. Это пуансон, сделанный по форме буквы, но с таким расчетом, чтобы на его рабочей поверхности получились выпуклыми те места, которые в букве или цифре должны быть вдавленными, углубленными (выбранными).

При работе такая зека ставится на то место заготовки, где должна быть отгравирована буква. При ударе по зеке молотком металл под ней оседает, после чего остается выгравировать только наружные очертания буквы,что значительно легче. Разновидностью пуансона являются так называемые маточники, на торце которых гравируется не буква или цифра, а часть рельефа или элемент орнамента. При обронных работах применяют также рифлевки и надфили различных профилей.

При работе пуансоном заготовку, так же как и при плоскостном гравировании, укрепляют в шрабкугеле или колодке, под которую подкладывают кранц.

При мелкой работе пользуются лупой, укрепленной на специальном штативе. Очень важно, чтобы заготовка во время работы была хорошо освещена дневным или вечерним светом.

Процесс обронного гравирования складывается из следующих операций:
1) подготовительные операции;
2) выполнение гравирования. Для выполнения обронных работ, так же как и для плоскостных, подготавливают рисунок, который в этом случае снабжают разрезами с характеристиками рельефа (высота, количество планов и т. п.) или сечением объемов. Однако ограничиться только рисунком в обронных работах нельзя. Необходимо иметь модель, т. е. копию авторского оригинала, выполненную в гипсе (или в крайнем случае в пластилине или воске).

Перевод рисунка на металл производится одним из следующих способов:
1. Поверхность заготовки покрывают белой акварельной краской и на ней от руки с предварительной разметкой или с помощью циркуля и линейки воспроизводят рисунок.
2. На заготовку, покрытую белой краской, наносят тонкий слой воска (или пластилина). Затем подготовляют рисунок, выполняя его карандашом на кальке. При переводе рисунка надо учитывать, каким он должен быть на металле — прямым или обратным (зеркальным). Зеркальный рисунок необходим при гравировании печатей, факсимиле и других работ, предназначенных для получения с них оттисков. Скопированный на кальку карандашный рисунок накладывают на заготовку лицевой поверхностью вниз и притирают рукояткой штихеля. Затем осторожно отдирают кальку и на восковой поверхности остается хорошо заметный отпечаток карандашного рисунка.

Выполнение гравирования. Гравирование производят различно в зависимости от того, выполняется ли выпуклый (позитивный) оброн или углубленный (негативный), при котором работа ведется внутро. При выпуклом оброне после нанесения рисунок оконтуривается стальной иглой или спицштихелем, чтобы не сбить его во время дальнейшей работы. Затем вокруг рисунка выбирают первую стружку.

Гравер ,работа по дереву

Эту работу проводят внимательно, чтобы неосторожным движением не испортить рисунка. В некоторых случаях штихелю придают уклон, чтобы создать конусность вертикальным стенкам.

Следующей операцией является выборка фона; его выбирают (режут или рубят) флахштихелем или флахзубилом. При глубокой выборке или при гравировании закруглений применяют болштихель или аналогичной формы зубило. После вырубки всего поля до необходимой глубины приступают к обработке рельефа, который режут или рубят соответствующими штихелями или зубилами. Кроме того, используют рифлевки, надфили и чеканы.

Для ускорения работы при гравировании повторяющихся элементов или для выполнения особенно мелких и сложных деталей применяют пуансоны, зеки и маточники, которые предварительно изготовляют, исходя из рисунка и характера работы.

При углубленном оброне на отшлифованной поверхности заготовки вычерчивают наружный контур рельефа и обводят его спицштихелем. После этого приступают к вырубке металла внутри очерченного рисунка. Рубку осуществляют зубилами различной формы, “убить в глубину следует очень осторожно с частыми проверками и сравнениями с оригиналом. Проверку производят следующим образом: в предварительно увлажненную вырубленную форму втискивают кусок размягченного пластилина и полученный оттиск сравнивают с оригиналом, по которому ведут работу. Основные глубины измеряют штангенциркулем или проверяют шаблоном.

В процессе отделки небольшое количество оставленного металла снимают, а часть металла садится, уплотняясь под ударами чеканов и пуансона. После окончательной отделки (шлифовки и полировки отдельных участков) слепок становится тождественным модели и она полностью плотно входит в углубленный оброн.

Для подчистки и подрезки на дне углублений применяют гнутые штихели и рифлевки. Чтобы не испортить край, применяют специальную подкладку из плотного дерева или металла (латуни) размерами 100X10X1,5 мм, края у которой полукругло спилены.

В настоящее время при изготовлении стальных штампов и пресс-форм для облегчения работы гравера часто применяют предварительную грубую выборку металла на фрезерных станках или отливку прецизионным (точным) методом всей матрицы или пресс-формы. В последнем случае граверная работа сводится только к зачистке и отделке полости штампа, что значительно ускоряет и облегчает процесс работы.

Читать далее:

Чернь

Статьи по теме:

Реклама:

Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум


Сегодня мы познакомим вас с небольшим, но полезным руководством одного из лучших моддеров сайта www.bit-tech.net – Магнуса Персона

Мастер-класс гравировки

Автор: Magnus Persson

Чтобы достичь успеха в моддинге, необходимо использовать набор общепринятых приемов. Один из основных – гравировка. А это не так просто, как может показаться простому обывателю с первого взгляда. Поэтому сегодня мы познакомим вас с небольшим, но полезным руководством одного из лучших моддеров сайта www.bit-tech.net – Магнуса Персона (Magnus Persson).

Если вы считаете, что гравировка придает любому корпусу совершенно новое видение, и хотите попробовать создать свой первый шедевр собственноручно, тогда эта статья в некоторой мере покажется вам интересной. Многолетний опыт Магнуса в этой сфере поможет нам определить основные принципы и законы гравировки.

Гравировка – один из простейших способов создать уникальный внешний вид вашего корпуса. Сегодня мы попытаемся донести до вас базовые знания, необходимые моддеру. Перед началом работ возникает ряд вопросов: «Какой инструмент использовать?», «Какие насадки следует покупать?», «Необходимо гравировать алюминий, сталь или плексиглас?», и основной – «Что следует делать, чтобы достичь желаемого результата?».

Мы надеемся, что в процессе прочтения данной статьи вы найдете ответы на все вышеперечисленные вопросы.

На сегодняшний день пригодные для гравировки в домашних условиях машины имеют множество различных брендов и компаний. Но Магнус привык использовать оборудование только одного производителя – Dremel. Моддер пробовал использовать продукцию и других компаний, но ничего лучшего он так и не нашел. Поэтому без доли сомнения он рекомендует только Dremel.

Если говорить о конкретной модели, то тут энтузиаст остановился на Dremel 400. В США она имеет несколько другое название — Dremel 400 XPR.

В модельном ряду компании имеются также и беспроводные экземпляры, но Магнус рекомендует использовать их только в случае работы над совсем маленькими объектами. К тому же периодическая подзарядка отнимает достаточно много времени и отвлекает от непосредственной работы.

Также необходимо приобрести несколько дополнений к устройству гравировки. Первое — гибкий вал Dremel 225 Flexshaft — вещь, которую просто необходимо иметь (must have). Это подобие удлинителя делает гравировку намного проще. Вместо большого дремеля в руках вы держите предмет, лишь немного превышающий по размерам обычный карандаш. К тому же это позволяет погасить значительную часть вибрации. Хорошей вещью является также 2222 Flexshaft Tool Holder – держатель для дремеля, который также несколько облегчает процесс гравировки.

Теперь настало время подробнее остановиться на насадках. Их существует невообразимое множество типов и моделей. Как бы то ни было, все их можно разбить на две большие категории: для алюминия/металла и для плексигласа.

Для металлов Магнус всегда использует насадки с алмазным покрытием головки. Благодаря ним можно повысить качество конечного результата. К тому же прочность насадок значительно возрастает.

При работе с плексигласом можно также применять насадки с алмазной стружкой. Но в данном случае их использование не оправдано – какого-либо отличия в результате от обычных чаще всего заметить нельзя.

Если говорить о конкретных моделях, то Магнус использует следующие насадки: насадки Dremel с Алмазным напылением 7103, 7105 и 7134 для алюминия/стали и насадки 105, 106 и 107 для гравировки плексигласа.

Приобретя основной инструментарий, мы полностью готовы к началу работ по гравировке. Вернее почти полностью. Дело в том, что «взять и творить» может только достаточно небольшое количество людей, обладающих истинным талантом. Остальным же необходимо предварительно разработать подробный дизайн. Обычно это делают на компьютере с помощью подходящего ПО. Но как с достаточной точностью перенести заготовку на поверхность материала?

Магнус рекомендует использовать карбоновую бумагу Pelican Plentycopy. Вы просто распечатываете на ней нужный рисунок, прикладываете к материалу, на который необходимо нанести гравировку, и обводите обычным карандашом. После этого на поверхности металла или плексигласа остаются ровные и аккуратные линии, обозначающие края гравировки.

Резьба по дереву гравёром Mbitech. Вырезаем виноградную лозу.

Может быть, это не самый дешевый, зато самый качественный способ.

Достаточно слов, пора переходить к делу. Сначала Магнус попробует выгравировать эмблему сайта www.bit-tech.net. При покрытии больших площадей необходимо наносить полоски в одном направлении, иначе рисунок будет смотреться менее эстетично. Также одно из основных условий получения достойного результата – отсутствие небрежности и спешки. Важно не прикладывать слишком больших усилий и не пытаться вогнать в материал насадку. Помните, это машина должна выполнить всю работу, а не вы!


Контуры выгравированы с помощью насадки 7134


Насадка 7105 использована для заполнения

Гравировка по акрилу значительно отличается от рассмотренной выше. Причиной различий служит, прежде всего, меньшая прочность и твердость по сравнению с алюминием или металлом. Так что одним из самых важных условий обработки плексигласа является сохранение глубины гравировки.

Также необходимо быть осторожным с оборотами – при их значительном повышении материал начнет плавиться.

Следует помнить, что при гравировке плексигласа сторона, на которую нанесен рисунок, всегда должна быть внутри корпуса. Это вносит определенные трудности. Так, если необходимо нарисовать несимметричный рисунок или надпись, работать придется в зеркальном режиме. Сам Магнус несколько раз ошибался в этом, так что приходилось начинать все с нуля. Конечно, можно расположить лист плексигласа и рисунком наружу, но это несколько снижает визуальный эффект.


На начальном этапе гравировки акрила используем насадку 106

Одной из особенностей работы с плексигласом является возможность выбора текстуры гравировки. Можно использовать линии или точки, как это делает Магнус.

Неоспоримый плюс выбора плексигласа в качестве материала состоит в возможности организации подсветки. Во многих случаях она способна значительно изменить зрительное восприятие рисунка. Для этого требуются лишь набор светодиодов или, как сделал Магнус в данном случае, лампы холодный катод.

Вот мы и подошли к концу нашего небольшого гида по гравировке. Как и в любом другом деле, здесь имеются сотни секретов, трюков и особенностей, которые можно познать лишь при непосредственном выполнении работы. Так что не бойтесь, начать никогда не поздно. И главное не забывать основное правило: не надо торопиться.

Магнус отправляется работать над своим следующим корпусом, а нам позволяет насладиться небольшой фотогалереей своих работ по гравировке.

Купить Dremel и насадки для гравировки

Обсуждение материала.

Рейтинг (голосов):8.31(35)

Личная моддинг коллекция

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *