Дерево

Прорезная резьба по дереву

Альбом орнаментов

Традиционная прорезная резьба по дереву выполняется путем сквозного пропиливания деревянных заготовок небольшой толщины, поэтому такой вид резьбы часто называют пропильной, сквозной или ажурной, так как готовое изделие внешне напоминает кружева. Особенностью такой резьбы является полное удаление фоновой части рисунка. Относительная простота выполняемой работы и достаточно оригинальный и эстетичный вид получаемых при этом изделий обеспечивают широкое использование такой резьбы для украшения самых разнообразных элементов дизайна. С незапамятных времен и до настоящего времени мастера украшают различными орнаментами наличники окон и дверей, фронтоны и карнизы зданий, перила лестниц и т. д. Используется она и для декорирования более мелких изделий, таких как рамы картин, шкатулки и пр.

Одним из видов такой резьбы по дереву можно считать накладную резьбу. Основное отличие ее заключается в том, что вырезанные заготовки закрепляются (прибиваются или приклеиваются) на каком-либо сплошном фоне. Для лучшего восприятия таких узоров, вырезанные элементы и фон обычно делают контрастными по цвету.

Основные методы прорезной резьбы

Сначала подбирается подходящая по размерам деревянная заготовка, причем для такого вида резьбы обычно используется древесина хвойных пород дерева (ель, сосна, пихта). Затем выбирается нужный орнамент и подготовка его изображения для переноса на заготовку. При этом орнамент можно придумать самостоятельно, либо выбрать понравившийся из уже существующих образцов. Самые разнообразные эскизы прорезной резьбы по дереву можно найти в различных книгах, альбомах и на интернет-ресурсах, посвященных данному виду декоративно-прикладного искусства.

Посмотреть орнаменты для прорезной резьбы по дереву можно здесь

Выбранное изображение сначала переносится на бумагу, затем бумага жестко фиксируется на деревянной заготовке.

Прорезная резьба (ажурная) и трафареты

После этого можно либо сразу высверливать отверстия для пилки и начинать выпиливание, либо дополнительно перенести узор на поверхность дерева, после чего приступить к резьбе. При выборе рисунка следует помнить, что мелкие детали орнамента не будут различимы на крупном фоне, таком как фасад здания. Поэтому подбирать нужный орнамент надо с учетом пропорций украшаемого элемента, будь то дом или рамочка для картины. Как выглядят различные изделия, для которых применяется прорезная резьба по дереву, фото их можно посмотреть на множестве интернет-сайтов в сети.

Инструменты и приспособления, применяемые при прорезной резьбе

Для выполнения такого вида резьбы можно использовать самый различный режущий инструмент, начиная с обычных ножей и стамесок. Но резьба такими простыми инструментами достаточно трудоемка и утомительна. Поэтому наиболее часто для таких целей используется дрель и пила, причем тип пилы может быть разный – от лобзика до ручной ножовки, в зависимости от размера отдельных элементов выпиливаемого орнамента.

В современных условиях часто для этого используется бытовой электроинструмент, такой как электродрель, ручной фрезер и электролобзик. Производительность электролобзика для выполнения прорезной резьбы достаточно высока, однако при этом требуется предварительное засверливание отверстий для ввода пилки, поэтому без дрели в данном случае не обойтись. Работа ручным фрезером менее производительна и требует предварительных навыков при обращении с этим электроинструментом. Но резьба, получаемая с его помощью, получается значительно качественнее и при этом не требуется делать предварительных отверстий в заготовке.

Существуют и более экзотические способы выполнения прорезной резьбы по дереву, например прожигание. Для этого используется тонкая нихромовая проволока, которая подключается через понижающий трансформатор к электросети, за счет чего она сильно нагревается и становится способна резать дерево. Перемещаясь по контуру рисунка, такая нить прожигает нужную линию в заготовке, при этом обеспечивается достаточно высокая производительность резки и возможность аккуратного выпиливания мелких деталей орнамента. Недостатками такого способа резьбы являются сильное выделение запаха гари при работе, необходимость периодического отключения прибора от электросети при переходе на другой участок резки и обугленные края вырезанного в древесине готового рисунка. Более современным методом такого способа является применение лазерной резки, которая отличается высоким качеством и точностью получаемого рисунка. Однако устройства для такой резки достаточно дороги и пока редко используются на практике.

Еще одним специфическим способом резьбы можно выделить применение для этих целей фрезеровальных станков с ЧПУ. Такой способ обычно применяется в промышленных условиях производства, когда необходимо изготовить большое количество однотипных изделий.

В заключение следует добавить, что прорезная резьба, как особый вид декоративно-прикладного искусства, требует от мастера не только уверенное владение навыками обращения с определенным режущим инструментом, но и творческого подхода к выполнению такого вида работ. В Интернете есть множество эскизов, по каким делается прорезная резьба по дереву, рисунки которых значительно упрощают для мастера выбор нужного ему орнамента.

прорезная резьба по дереву шаблоны

Резьба по дереву является традиционным для русских ремеслом. Данное искусство занимает главенствующее положение среди других ремесел так или иначе связанные с обработкой древесины или ее частей. Например, плетение из бересты или ивовой лозы, постройки деревянных объектов.

Резьба по дереву неотъемлемая часть русской культуры. Сама география расселения славянских племен предельно четко подтверждает мои слова. Славянским народам приходилось прилагать немало труда, чтобы очистить территории, сплошь покрытые дремучими лесами. Дерево на протяжении тысяч лет являлся основным материалом для строительства жилых домов, дорог, изгородей, бытовой утвари, орудий труда и многого другого.

Началом появления или зарождения традиций русской резьбы по дереву можно считать те времена, когда Русь была языческой. Это были времена, когда поклонялись стихиям природы, когда обожествляли Землю, Солнце и Природу в целом. Места для поклонения богам служили специальные капища, где были установлены идолы, вырезанные из дерева. Именно в эти времена резьба по дереву как искусство получила широкое распространение.

Со временем резьба по дереву только совершенствовалась. Так, к примеру, наиболее богатые терема украшали узорчатой резьбой и орнаментами. На ставнях и створках ворот вырезали диких животных, сцены сражений, стихии природы. В настоящее время, посетив любую деревню, вы можете увидеть отголоски тех времен в виде узорчатых ставень, фасадов, крыш. Можно отметить тот факт, что сегодня резные дома из бревен становятся вновь популярными, это можно увидеть на представленных фото.

Быт Руси был неотъемлемо связан с деревом. Из него делали:

  • Люльки и игрушки для детей.
  • Столовые предметы (посуда, ложки).
  • Инструмент для других видов ремесел (веретено для пряжи и прядильный аппарат).
  • Украшения.
  • Средства передвижения (сани, телеги, лодки).

Все это практически всегда украшалось деревянным резным орнаментом.

Мебель и предметы быта всегда делали из дерева, которые так же было принято украшать деревянным резным орнаментом. Вся посуда была деревянной. В настоящее время бытовые предметы из дерева, такие как шкатулки, сундучки, столовая и другая бытовая утварь является предметами, которые широко пользуются спросом у туристов.

Конечно, нельзя говорить, что лучшие мастера в резьбе по дереву, были и есть только в России. Практически все народы мира, в разное время своего развития, широко использовали древесину, и везде есть свои мастера и школы, приемы и секреты. Но Россия в этом плане, является лидером по масштабам. Об этом даже можно судить по ряду стереотипов распространенных в мире о России: "Русь лапотная или деревянная".

На протяжении столетий дома, деревни и целые города строили только из дерева. Одна только Москва за время своего существования сгорала практически дотла не один раз.

Отдельно хотелось бы обратить внимание, к статье прикрепляем книги по истории русского зодчества и резьбе по дереву, доступные для удобного скачивания.

  • Русская народная резьба по дереву Соболев Н.Н.1 — Скачать
  • Русская изба.Иллюстированная энциклопедия.pdf — Скачать
  • Деревянная архитектура русского севера.pdf — Скачать
  • Домовая резьба Буриков В.Г. Власов В.Н.1992.djvu — Скачать
  • Русское деревянное зодчество Ащепков Е.А. .pdf — Скачать
  • Русь деревянная. Ополовников 1981.pdf — Скачать
  • Деревянное зодчество.

    Шаблоны для резных наличников на окна и двери – от рисунка к трафарету

    Толковый словарь.pdf — Скачать

  • Плотничное искусство Дементьев А.А.1902.pdf — Скачать
  • Крестьянин плотник и строитель А. Жирнов 1927 г.. — Скачать

Традиционный инструмент для резьбы по дереву

Таковым считается топор и нож. Именно их использовали сотни лет как главные слесарские инструменты. Конечно, при их использовании резьба и конечная работа была достаточно грубой, но это на современный взгляд. Несмотря на это некоторые мастера добивались впечатляющих результатов.

С развитием кузнечного ремесла и появления металлургии появлялись более "тонкие" инструменты, которые позволяли производить филигранные работы. Мастера смогли вырезать мельчайшие детали, что делало их работы более живыми и реалистичными.

Итак, основными инструментами были и есть топор и нож. Со временем появилась стамеска, которая стала так сказать прародителем множества современных инструментов для резьбы. В большинстве случаев это разнокалиберные стамески и резцы. В наборе мастера их могут быть десятки. Они отличаются шириной, длинной, кривизной и формой лезвия. Такой набор позволяет опытному мастеру делать уникальные по сложности и красоте узоры, скульптуры, фрески, и многое другое.

Также стоит отметить появление более современного слесарского инструмента. Это, как правило, электроинструмент и разнообразные насадки к нему. Они позволяют ускорить работы, но для завершения работы все равно требуется рука мастера. Появление специальных слесарских станков так же позволяет ускорить подготовительный процесс перед началом резьбы.

В нашей стране регулярно проходят конкурсы, где демонстрируют свое мастерство резчики по дереву со всей страны, а так же из ближнего и дальнего зарубежья.

Традиционные породы дерева, используемые для резьбы по дереву

Наиболее популярными древесными породами, которые используют для резьбы в нашей стране, относятся в равной степени к хвойным и лиственным древесным породам:

  • Хвойные — лиственница, сосна, кедр, ель, пихта и некоторые другие.
  • Лиственные – Липа, береза, клен, ольха, дуб и многие другие.

Стоит отметить, что примеров старинного резного зодчества до наших времен дошло не много. Причина кроется в том, что дерево не отличается долговечностью, особенно если оно подвергается постоянному разрушающему воздействию солнца, ветра и воды. Современные материалы химической промышленности (лаки, морилки, пропитки) позволяют значительно продлить сроки существования деревянных построек и декоративных резных изделий из дерева.

От чего зависит выбор конкретного вида древесины?

У каждого вида дерева есть свои преимущества и минусы. Мастера резьбы по дереву знают о них. Многие секреты на протяжении веков хранят в тайне — это касается и обработки или подготовке древесины перед резьбой.

Некоторые из секретов, которые следует знать

Липа — это одна из наиболее популярных пород в резьбе. В силу своей мягкости она достаточно просто поддается воздействий. Она так же практически не растрескивается при полном высыхании. Но данные качества не позволяют ее применять для создания мебели. Липа не прочная древесина, она годиться для резки мелких бытовых приборов и деревянных украшений.

Ольха – также просто обрабатывается в процессе резьбы, но при этом значительно прочнее. Ее легко имитировать под такие породы как красное дерево.

Береза — наиболее популярна у резчиков. Легко режется, намного прочнее как липы, так и ольха. Минусом данной породы является высокая поглощаемость атмосферной влаги, в современных условиях березу обрабатывают специальными пропитками, которые предотвращают впитывание влаги. При сильном высыхании работы из березы часто растрескиваются. Применяется для создания деревянных накладных орнаментов и украшений для фасадов домов или мебели.

Осину или тополь используют при резке сувениров, посуды.

Дуб — для него характерна высокая прочность, но он также труднее поддается резьбе. Многие мастера отказываются от работы с данной породой из-за частых сколов.

Из хвойных наиболее популярны тис, сосна, кедр и ель. Ель сучковатая, тис очень плотная порода, кедр при полном высыхании становится хрупким. Все это минусы. Но изделия из данных пород благодаря смолистости древесины дольше и лучше сохраняются во времени. Хвойные породы отличаются красивой текстурой древесины. Изделия из хвойных пород, ценятся гораздо больше чем из лиственных.

Резьба по дереву в России есть и будет частью культуры народов населяющих нашу страну.

     Декор исполнялся преимущественно из сосны, иногда из ели, то есть из так называемого «красного леса», деревьев хвойных пород, поваленных (в отличие от лиственных) весной во время начала сокодвижения. При этом смолистые соки, проступившие под корой, окрашивали ствол дерева в красновато-оранжевый цвет (отсюда и название). Смолистость хвойных пород способствовала сохранности декора, выполненного из них. Продлевали жизнь декора также и его покраска, и хорошая, не протекающая кровля, под которой он находился.

     B Туле на декор, как и на кровлю, шла еще и осина, которая по своим водоотталкивающим свойствам была для этих целей также неплохим материалом.

Из всех видов домовой резьбы наибольшее распространение в Туле получила сквозная (прорезная) и особенно пропильнaя c ее разновидностью — «накладной», когда узор ставится не на просвет, a накладывается на какую-либо другую основу.

Прорезная резьба по дереву, трафареты

B меньшей степени имеется «объемная резьба», которая заменила «глухую» и представляет собой украшение, выполненное не по целому дереву, a составленное из отдельных кусков-деталей.

     B технике пропильно-накладной резьбы выполнены узоры наличников, подзоров, фризов, пилястр и лопаток, межоконных вставок. Сквозная резьба по большей части применена в подзорах, мелких деталях наличников, декоративных свесах кровли («полотенцах»), кронштейнах и т. д.
     Об архитектурных деревянных домов подробнее:

Наличник 

Декоративное обрамление оконного или дверного проёма. Оконный наличник обычно состоит из фронтона, сандрика (кокошника), двух вертикальных тяг (боковины) и подоконной части (фартук). В деревянной архитектуре наличник закрывает щель между стеной и оконной коробкой. Раньше деревянные наличники украшались обережной резьбой. Резные наличники являются важным элементом, придающим дому индивидуальные черты. Термин "наличник" употребляется главным образом применительно к русской архитектуре ХV-ХVII веков.

 На Урале наличники называли «выреза», а в Вологодской области «вырези». Так еще их в Олонецкой губернии звали «личники», а в Новгородской области — «заоконники» или «обналичка». В Московской области — наличник это «олобок», в Архангельской — «обноска», в Карелии — «подзорник», в Пермской — «окладка», в Псковской — «обсадка» и «облипы», в районе Донецка — «обличковка» и «оконная обложка», в Тверской области — «налишина», в Вятской губернии — «заиконок», или «забоконок».
В России резьба по дереву — резное дело — существовала с древних времён. Рисунок назывался "ознамёнка", употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.

 

   

 Балясина — опора для перил, выполняющая не только несущую, но и ограждающую функцию. Выполняются в виде   однотипных фигурных элементов расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Позволяет придать ограждению лестницы или балюстрады ажурный вид.

Причелина. Лобовая доска и крылья то же что и причелина.


  Причелина — от слова при челе, т.е. при лице. Это украшенная резьбой одна или более доски на фронтоне, закрывающая от влаги торцы подкровельных слег. Украшения лобовой доски и ветровой доски.
 Причелина в современном архитектурно-строительном языке это карниз.

Доска, закрывающая переход бревен стены к доскам фронтона избы, обычно всегда покрыта богатой резьбой. Сюжеты резчики брали разные. Наряду с растительным орнаментом со сложным переплетением стеблей, листьев и цветов-розеток изображались фантастические полудевы-полурыбы, львы, птицы. Сказочные персонажи перекочевали с бортовых досок судов на лобовые доски изб.

Обычно схемой орнамента лобовой доски выступал элемент, идентичный декоративному мотиву классического фриза, – акантовая ветвь. Мастер по дереву лишь преобразил ее, придав ей большую пышность. Основу орнамента составляла волнообразная ветвь, как правило, идущая от центральной фигуры. Ветвь покрывалась пышными лапчатыми листьями, своими отростками образовывавшими ряд симметричных закруглений. К концу XIX века насыщенность декора возросла, увеличилась пышность листьев, составляющих основу рисунка.

 


 Кисть — нижняя, свешивающаяся часть причелины, делается на подобии рушника (полотенца).

 

 


 Конек —  в старину это комлевая часть охлупня над фасадом дома в виде вырезанной головы коня. В наши дни — верхнее горизонтальное ребро стыка скатов крыши.

 


 Лемех — продолговатые дощечки, часто с контурной резьбой в нижней части, закрепляемые на крыше, подобно черепице и служащие для  покрытия кровли. Лемех делали обычно из осины.

 


 Охлупень (Шелом) — бревно с желобом, венчающее крышу и прикрывающее верхний стык скатов крыши.


 Подзор — свесы кружевные или ряд коротких вертикальных дощечек с глухой, чаще сквозной резьбой, окаймляющие свесы кровли в виде сплошного  кружева. Делаются под причелиной (под карнизом).

 


Полотенце — резная доска, свешивающаяся вертикально вниз на фронтоне или по бокам наличников. Закрывает стыки причелин или других горизонтальных элементов.
Так же известно в старорусском варианте "рушник", что и значит полотенце. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу).

 

Ставни — деревянные щиты. Часто резные. Закрывающие окна ночью или в отсутствие хозяев. Часто встречаются на севере, где белые ночи, что ночью было темнее дома. Предназначены для сохранения тепла и защиты от проникновения в дом извне. Запираются чаще изнутри. Вместе с наличниками являются одним из важнейших элементов декора дома. 

Прорезная, пропильная резьба (сквозная)

— резьба, при которой элементы фона полностью удаляются. Выполняется на плоских дощечках пропиливанием их насквозь. Этим достигается необыкновенная легкость  изделия и ажурность.
Примерно 170 лет назад появилась прорезная резьба (сквозная, пропильная) и быстро распространилась. Причиной тому были экономические — леса становилось меньше, и древесина дорожала.  Прорезная резьба была относительно простота ее изготовлении, создавала эффект воздушности, игры света и тени сопряженных и накладных деталей.
До неё резба была "корабельная", т.е. объёмная в виде барельефов. Но прорезная резьба дешевле и делается быстрее.

Самцовая крыша

В древнерусском деревянном зодчестве крыша, в которой тёс складывается не на наклонные стропила, а на горизонтальные бревна – слеги. Концы этих продольных слег врублены в поперечные стены сруба, или иначе, самцы. Чтобы тёсины не соскальзывали, их снизу поддерживает выдолбленное бревно-поток, опирающееся на "курицы". Таким образом, слеги и «курицы» образовывали решётку, поверх которой настилалась кровля. Вершина кровли покрывалась специально вырезанным из бревна треугольником – шеломом. Такая крыша строилась без единого гвоздя и держалась очень прочно.

Курица

Еловые брусья, вытесанные с корневищем, которое загибается в виде крюка (т.н. кокоры), поддерживающее водотёчник (поток). Курица укладывается на слеги кровли. Закрепляются в слегах различным способом: в одном случаев длинных верхних концах курицы делаются неглубокие гнёзда, соответствующие размерам слег на которых держатся курицы, в другом – гнезда-пазы вырубаются в слегах, куда и закладываются курицы, но при этом слега ослабляется, – это возможно в массивных слегах.

Кокора

Водосборный лоток на кокорах. Водосборный лоток на кокорах Загнутые концы куриц, куда в деревянной кровле укладывается водотечник (слив, поток, застреха). Кокора – комлевая часть ствола хвойного дерева, вырубленного вместе с одним из корневищ, растущих перпендикулярно к стволу.

Сруб

— конструкция стен деревянного строения, собранная из горизонтально положенных брёвен. Конструкция стен деревянного строения, собранная из горизонтально положенных брёвен. По углам брёвна соединялись с помощью врубок различными способами. Наиболее распространённые: «в обло» — с небольшими выпусками, широко использовался во многих постройках; «в лапу» — без выпусков, использовался лищь в некоторых частях здания. Также, в зависимости от типа сооружений, использовались другие врубки, но они получили меньшее распространение. Срубы могли быть разной формы. В жилых помещения обычно они были прямоугольными. Наиболее распространённой формой срубов были пятистенки – сруб прямоугольной формы, внутри разделенный стеной на два помещения, а также шестистенки – разделённые уже двумя перпендикулярными стенами на 4 помещения. В общественных местах, особенно в церквях часто использовали срубы восьмиугольной формы.

Cтропильная крыша

Широко использовались два приёма изготовления таких крыш – с одной парой стропил посередине и на самцах по краям, или же с тремя парами стропил на концах и в центре. Нижними своими концами стропила врубались в гнёзда, специально выдолбленные в верхних брёвнах сруба. Между стропилами врубались слеги. В конструкции часто могли использоваться вертикальные брёвна – «курицы». Сверху стропила крестообразно соединялись досками. Данный метод до сих пор широко применяется в конструировании крыш.

Фриз или пояс — горизонтальная полоса орнамента, идущая по кромке дома.

Схема размещения декоративных элементов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *