Дерево

Проблемы лесной промышленности

В данном разделе рассмотрены научные основы охраны труда, система стандартов безопасности труда (ССБТ). Даны основные положения законодательства по охране труда, освещены вопросы гигиены труда и производственной санитарии, причины производственного травматизма, профессиональных заболеваний и методы их предотвращения. Изложены основы научной организации охраны труда на предприятии. Описаны способы обеспечения электро- и взрывобезопасности технологического оборудования, сосудов и установок, работающих под давлением, правильный выбор систем вентиляции. Приведены общие требования безопасности к технологическим процессам и оборудованию деревообрабатывающих предприятий.

Предназначен для учащихся лесотехнических техникумов.

Охрана труда в лесной и деревообрабатывающей промышленности

Технический прогресс в лесной и деревообрабатывающей промышленности предусматривает значительное расширение материальной базы, быстрое развитие и внедрение новой техники, прогрессивной технологии и организации производства на основе комплексной механизации и автоматизации технологических процессов, обеспечивающих снижение производственного травматизма, улучшение, оздоровление, создание безопасных условий труда и постепенное вытеснение ручного труда при значительном повышении его производительности.

На одиннадцатую пятилетку намечена большая программа работ по дальнейшему улучшению условий, охраны труда, санитарно-оздоровительных мероприятий. Продолжается механизация и автоматизация наиболее трудоемких технологических процессов.

Одними из основных условий снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости служат организация работы по охране труда на основе «Системы научной организации труда по технике безопасности и производственной санитарии» и повышение качества обучения специалистов.

Учебник по предмету «Охрана труда и противопожарная защита» для лесотехнических техникумов написан на основе действующих учебных программ.

Ранее учебники по охране труда и противопожарной защите были написаны в отдельности по каждой или по двум-трем специальностям. В них не все вопросы освещены достаточно подробно, большинство вопросов продублировано.

В настоящем учебнике значительное внимание уделено вопросам основ трудового законодательства, общим вопросам охраны труда, производственной санитарии, технике безопасности, охране окружающей среды и пожарной безопасности. Использован обширный материал, включающий ГОСТы, ССБТ, нормативы и Правила по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

При написании учебника авторы учитывали наличие у учащихся знаний техники безопасности при обслуживании технологических процессов, аппаратов, оборудования, машин и механизмов, изучение которых предусмотрено программами соответствующих специальных предметов по лесотехническим специальностям, а в связи с этим уделили основное внимание обобщению и систематизации основных мер техники безопасности и производственной санитарии.

Группа ФБ-62

Никонов Д.В.

Борискин В.В.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлезно-бумажная промышленность.

Основными лесозаготовительными районами РФ остаются Иркутская область, Красноярский и Хабаровский края, Тюменская и Архангельская области. Леса европейской части страны, наиболее доступные для эффективного использования и подвергавшиеся вследствие этого усиленной эксплуатации, в настоящее время почти полностью вовлечены в хозяйственный оборот и в значительной мере истощены. Перемещение лесозаготовок в слабо освоенные районы, удаленные от сложившихся центров промышленной переработки и потребления древесины, сопровождается постоянно увеличивающимися затратами на заготовку и вывоз древесины, требуют крупных капитальных вложений в развитие производственной и социальной инфраструктуры.

В 1944 г. выпуск лесобумажной продукции по сравнению с 1993 г. снизился по всем подотраслям комплекса: лесозаготовительной промышленности
– на 32,2%, лесопилки – на 31,4%, в производстве древесно-волокнистых плит
– на 32,4%, целлюлезы – на 18,1%, бумаги на 23,2%.

Наибольшее отставание допустили предприятия многолесных районов
Сибири и Дальнего Востока. Значительно снизили выпуск деловой древесины предприятия республик Хакасия и Бурятия, Иркутской, Читинской, Омской областей.

Одна из проблем, стоящих перед лесной промышленность, — это сокращение потерь древесного сырья в процессе заготовки и переработки. Речь идет как о снижении объемов образуемых отходов, так и о ликвидации недорубов и потерь заготовленной древесины от несвоевременной вывозки, несовершенных методов транспортировки, накопления древесины у временных транспортных путей и т.д.

Основное направление ресурсосбережения в лесной промышленности – рациональное использование древесного сырья (что на стадии заготовки древесины выражается в максимально эффективном использовании лесосечного фонда, сокращении потерь древесины), а также расширение использования и переработки древесных отходов в качестве заменителя деловой древесины, позволяющие достичь ощутимого экологического эффекта, состоящего в сокращении вырубаемых лесных площадей, сохранении природной среды и т.д.

Промышленно-хозяйственная деятельность лесного комплекса тесно связана с проблемами развития природоохранных и социальных функций лесов.
Ограничение на дальнейшее увеличение объемов заготавливаемого древесного сырья вместе с требованиями сохранения и улучшения состояния лесной среды как части биосферы, с необходимостью повышения эффективности и использования всей биомассы, получаемой на лесосеках, требуют переориентации всего комплекса на ресурсосберегающий путь развития.

Этот переход возможен только на основе использования новейших достижений науки и техники, внедрения безотходных технологий, расширения объемов использования вторичных ресурсов и отходов производства.

При недостатке древесного сырья медленно решается проблема комплексного использования древесины, дефицит современного оборудования и передовых технологий не позволяет расширить масштабы переработки лиственной древесины, древесных отходов, макулатуры для выработки эффективных заменителей деловой древесины. Наиболее крупные предприятия отрасли сосредоточены в Восточной Сибири, в Северном, Северо-западном и Уральском регионах, а также в Калининградской области.

Значительно сократилось производство важнейших видов продукции деревообрабатывающей и целлюлезно-бумажной промышленности.

Снижение спроса со стороны капитального строительства явилось одной из причин сокращения производства клееной фанеры, оконных и дверных блоков, цементно-стружечных плит. Снизилось производство деревянных домов заводского изготовления.

Предприятия комплекса являются значительным источником загрязнения атмосферного воздуха. Общеотраслевой выброс в атмосферу в 1994 г. составил
523,3 тыс. тонн и сократился по сравнению с 1993 г. на 18%, это объясняется неполной (40-50%) загрузкой производственных мощностей. Наиболее характерными загрязняющими веществами для данной отрасли являются твердые вещества (29,8% суммарного выброса в атмосферу), оксид углерода (28,2%), диоксид серы (26,7%), оксиды азота (7,9%), толуол (1%), сероводород (0,9%), ацетон (0,5%), ксилол (0,45%), бутил (0,4%).

В качестве наиболее крупного загрязнителя атмосферы можно выделить
Архангельский ЦБК с объемом выброса в 1994г. 47,8 т., что составляет 7,5% от общего выброса по отрасли.
В перечень городов с наибольшими выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросами в водные объекты в РФ, где производственная деятельность предприятий комплекса является определяющей, вошли г.
Архангельск, Братск, Красноярск, Пермь, Усть-Илимск.

Целлюлезно-бумажная промышленность является одной из самых водоемких отраслей народного хозяйства РФ, поэтому наиболее сильное воздействие предприятия деревообрабатывающей и целлюлезно-бумажной промышленности оказывают на состояние поверхностных вод.

Ежегодное потребление свежей воды в отрасли составляет около 4,5-4,7% общего водопотребления в промышленности России. Относительно невысока экономия свежей воды, которая составляет 69%, что объясняется необходимостью использования свежей воды в ряде технологических процессов в качестве одного из компонентов сырья.

На долю комплекса приходится свыше 20% сброса загрязненных сточных вод промышленностью РФ. Для предприятий целлюлезно-бумажной промышленности проблема уничтожения количества и степени загрязнения сточных вод имеет первостепенное значение. Главный источник образования загрязненных сточных вод в отрасли – производство целлюлезы, базирующееся на сульфатном и сульфитном способах варки древесины и отбелке полуфабриката с применением хлорпродуктов.

Загрязненные сточные воды предприятий отрасли характеризуются наличием в них таких вредных веществ, как сульфаты, хлориды, нефтепродукты, фенолы, фурфурол, метанол, формальдегиды, диметилсульфид и др.

Основная причина негативного воздействия на окружающую среду предприятий данной отрасли – использование старых технологий и устаревшего оборудования. Этими факторами определяется значительная масса загрязняющих веществ, поступающих с основного производства на очистные сооружения и в природную среду. Большой объем сточных вод, и высокая концентрация в них загрязнения вынуждают использовать громоздкие очистные сооружения, не решающие полностью своих задач. На очистных сооружениях образуется большое количество осадков, основная часть которых поступает в накопители, что приводит к их перегрузке и, соответственно, к воздействию на подземные воды.

Водные объекты в местах расположения предприятий отрасли подвергаются отрицательному воздействию. По-прежнему загрязненный участок Усть-Илимского водохранилища, на который оказывает неблагоприятное влияние река Вихоревка, куда сбрасывается более половины сточных вод Братского ЛПК. Река здесь характеризуется как «чрезвычайно грязно», в воде содержание формальдегида достигало 6 ПДК, лигнина – 14,7 мг/л, сероводорода – 280-510 ПДК. В бассейне р. Сухоны наиболее загрязнена р. Пельшма. Для реки характерен экстремально высокий уровень загрязненности воды в створе ниже сброса сточных вод ПО «Соколбумпром», где среднегодовые концентрации составляют: аммонийного азота — 32 ПДК, лигносульфонатов – 173 мг/л.

Высокое содержание органических веществ способствует огромному дефициту растворенного в воде кислорода (до 0,59 мг/л) и образованию сероводорода (до 0,07 мг/л).

Значительный объем загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы сбрасывают:
— Братский ЛПК;
— Котласский ЦБК;
— Архангельский ЦБК;
— АО «Сыктывкарский ЛПК»;

Деревообрабатывающая и целлюлезно-бумажная промышленность вносит вклад в загрязнение атмосферного воздуха России на уровне 3% объема выбросов в
России от промышленных стационарных источников. Наиболее существенная доля данной отрасли по выбросам твердых веществ (1/23 промышленного объема их выброса) оксида ванадия и ртути (1/33 выброса веществ всей промышленности
России).

На долю деревообрабатывающей и целлюлезно-бумажной отрасли приходится около 5% объема используемой свежей воды промышленности РФ и почти 6% сброса сточных вод в поверхностные водоемы.

По объему сброса загрязненных сточных вод вклад отрасли значителен и оценивается на уровне одной пятой общего объема сброса загрязненных сточных вод этой категории в целом по промышленности РФ.

Литература.
1. Одум Ю. «Основы экологии», М. –75г.
2. Горелов А.А. «Экология. Курс лекций», М. –98г.
3. Мазур И.И.

Презентация: Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности.pptx

и др. «Инженерная экология», М. –96г.

Павлова В. А., Зиновьева И. С.

Лесной сектор Российской Федерации оставался в стороне от структурных и экономических преобразований довольно длительное время до начала 21 века, ограничившись торопливо и неумело проведенной приватизацией лесопромышленных производств в начале 90-ых годов. При этом все леса находились в федеральной государственной собственности, управлялись на основе методов директивного централизованного планирования, хозяйство в лесах осуществляли монопольные структуры — лесхозы в статусе федеральных государственных учреждений, работавшие в системе экономических отношений, которая была сформирована в 30-ых годах прошлого века.

Вопросы, касающиеся перспективы развития лесного комплекса, являются актуальными для лесного хозяйств, так как вопросы совершенствования финансовых и экономических механизмов в области лесных отношений затрагивают огромный пласт социальных, экономических, производственных, экологических и финансовых взаимоотношений. Финансирование лесного хозяйства сегодня привлекает внимание, как высшего руководства страны, так и широкой общественности: об этом свидетельствуют проблемы с выделением бюджетных средств на работы по тушению лесных пожаров, на создание в регионах специализированных лесопожарных центров на обеспечение мер пожарной безопасности в лесах, на создание транспортной инфраструктуры и другие.

В качестве основных проблем развития лесной  отрасли можно отметить следующие:

  • оптимизация системы государственного управления лесами;
  • высокий моральный и физический износ основных производственных фондов;
  • совершенствование механизмов распределения субвенций и порядка их расходования, доходности лесного сектора экономики;
  • внедрение в систему государственного управления лесами экономических рычагов регулирования и другие;
  • перенос центров разработки лесных массивов на территории, находящиеся на значительном удалении от основных центров переработки древесины;
  • отсутствие развитой инфраструктуры не позволяет разрабатывать «спелые» участки лесных массивов в полном объеме, в результате чего в настоящее время разрабатывается лишь 1/3 от расчетного объема лесозаготовки;
  • повышение качества исполнения органами исполнительной власти регионов переданных полномочий в области лесных отношений;
  • отсутствие правовой базы в Российском законодательстве по строительству и эксплуатации лесных дорог не позволяет компаниям заниматься их коммерческим использованием;
  • неудовлетворительная экологическая обстановка в отрасли: согласно данным из различных источников деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность вносят вклад в загрязнение атмосферного воздуха на уровне 3% и в сброс сточных вод в поверхностные водоемы на уровне 6% от общего объема выбросов в России при потреблении свежей воды в размере 5%;
  • высокая зависимость от политических рисков — государственное регулирование отрасли оказывает на нее существенное влияние;
  • увеличение вывозных пошлин на необработанный лес, не подкрепленное реальными возможностями по его переработке, ведет к массовому банкротству лесозаготовителей и еще больше усложняет положение отечественного леспрома;
  • усугубляет положение недостаток экономически доступных ресурсов;
  • отсутствие четких лесных планов и лесных регламентов. Формально на данный момент разработчики лесных планов и лесохозяйственных регламентов из всех перечисленных документов могут опираться только на материалы лесоустройства;
  • незаконная рубка и вывоз леса, привлечение работников без оформления соответствующих документов;
  • отрасль подвержена влиянию климатических изменений, которые в полной мере определяют поставку древесного сырья, т.е. высоко влияние сезонности;
  • рост стоимости энергоносителей, рост транспортных тарифов, ухудшение качественных характеристик лесфонда предприятий-поставщиков;
  • Отсутствие правовой базы в Российском законодательстве по строительству и эксплуатации лесных дорог не позволяет компаниям заниматься их коммерческим использованием;
  • дефицит специализированных железнодорожных вагонов, предназначенных для перевозки лесной продукции;
  • установленное на многих складах погрузки леса для железнодорожной транспортировки, грузоподъемное оборудование не отвечает современным требованиям.

Вышеуказанные проблемы являются системными и требующими тщательной подготовки для их решения, и реализацией некоторых из них государство занимается не первый год.

В сложившихся условиях возникает другая важная проблема лесопромышленного комплекса — недостаток инвестиций. За 10 лет финансирование отрасли сократилось почти в 15 раз. Лесная отрасль мало привлекательна для инвестиций в силу большого числа некоммерческих рисков, связанных с политической нестабильностью России, несовершенством лесного законодательства и отсутствием четкой государственной политики в отношении ЛПК. Проблема осложняется неустойчивостью показателей финансово-экономической деятельности предприятий лесной промышленности, около половины которых являются убыточными и находятся на грани разорения.

На 2011 год Правительство РФ продлило действие пониженных экспортных пошлин на необработанные лесоматериалы; постановление об этом подписал премьер-министр Владимир Путин. Вывозные пошлины на круглый лес составляют "25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за куб. м, за исключением необработанных лесоматериалов с удаленной или неудаленной корой и заболонью или грубо брусованных или небрусованных из осины, эвкалипта и тополя". Пошлины на этот лес составляют 10%, но не менее 5 евро за 1 куб. м. Остается нулевой вывозная пошлина на необработанные лесоматериалы диаметром менее 15 см.

Россия начала увеличивать пошлины на необработанную древесину для стимулирования глубокой переработки леса на своей территории с 1 июля 2007 года, когда ставка возросла с 6,5% до 20% к таможенной стоимости, но не менее 10 евро за кубометр. Параллельно были отмены пошлины на экспорт пиломатериалов и импорт уникального деревообрабатывающего оборудование.

Конспект урока Охрана природы в деревообрабатывающей промышленности " Технология" 6 класс

Все это должно было стимулировать переработку древесины в Российской Федерации.

Общий объем финансирования отрасли согласно проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 году и на плановый период 2013 и 2014 годов» в 2012 году сократится почти на 1 млрд. рублей и составит около 27, 5 млрд. рублей. В эту сумму входит объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в размере 19, 2 млрд. рублей. При этом в 2012 году Рослесхоз не допустил уменьшения финансирования за счет субвенций ни одному региону по сравнению с уровнем начала 2011 года.

2012 год является переходным. Вместе с тем, в субъектах Российской Федерации приняты или ведется подготовка проектов отдельных локальных целевых программ: либо по охране лесов от пожаров, либо по лесовосстановлению, либо по ликвидации последствий стихийных бедствий в лесном фонде региона и других. Предполагаемый объем финансирования по ним составляет более 98,3 млрд. рублей, 73 % в котором занимают средства федерального бюджета, 8 % — средства региональных бюджетов и 19% — прочие источники финансирования.

Рассматривая вопросы совершенствования механизмов распределения субвенций, отметим, что они требуют проведения серьезных подготовительных мер, вдумчивого и взвешенного подхода к разработке критериев оценки исполнения полномочий, позволяющих объективно отражать состояние системы государственного управления лесами в регионах, выполнения плановых показателей по охране, защите и воспроизводству лесов.

Важно учесть мнение профессионального сообщества и не допустить в документе наличия даже мелких ошибок и недочетов. Процедура механизма распределения субвенций должна быть прозрачной и не иметь даже намеков на коррупционность.

Инновационное развитие отраслипредполагает применение новейших технологий в совокупности с прогрессивной организацией труда и наличием профессионально подготовленных кадров менеджеров и рабочих высокой квалификации. Конкурентной продукцией следует признать лишь ту, потребительские свойства которой можно адаптировать за относительно короткое время к требованиям рынка.

Конкурентным преимуществом развития той или иной отрасли лесного сектора следует считать ее обеспеченность такими видами ресурсов, которых нет у конкурентов и которые нельзя создать, привлекая нетрадиционные источники.

По данным портала "Деловой лес" (со ссылкой на вице-премьера Виктора Зубкова), на данный момент "в лесном производстве принят 91 приоритетный инвестиционный проект с общей суммой вложений 407 миллиардов рублей со сроками ввода в производство до 2017 года".

С учетом нынешнего развития лесного сектора в нашей стране, наиболее перспективным направлением использование лесных ресурсов в Российской Федерации должно стать развитие производств по механической переработке древесины, продукция которых (доски, мебельные заготовки, строительные конструкции) сохраняет натуральные свойства древесины как природного полимера, которые трудно, если даже вообще возможно, воспроизвести искусственным путем.

Касаясь проблем, связанных с созданием в субъектах Российской Федерации специализированных центров по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах, отметим, что эта работа крайне важна и очень актуальна сегодня. Это есть попытка воссоздать единую систему охраны лесов от пожаров, что является положительным моментом. Поэтому в субъектах Российской Федерации должны быть детальнейшим образом проработаны все нюансы с их созданием и функционированием. Прежде всего, необходимо проработать такие вопросы, как:

  • определение типа специализированного учреждения, его структуры, штатной численности, систем и форм оплаты труда работников и трудовых отношений с ними;
  • разработать и утвердить уставные документы, рассчитать нормативную потребность в лесопожарной технике, силах и средствах пожаротушения, необходимых для полноценного функционирования учреждения; — разработать и утвердить нормативные затраты на выполнение работ по обеспечению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, стандарты на их выполнение, утвердить государственные задания и решить проблему финансового обеспечения.

Все эти задачи далеко непростые. Они требуют серьезной проработки, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Важно, обеспечить должный уровень заработной платы работников.Сегодня уровень средней заработной платы работников лесного хозяйства составляет 13,7 тыс. руб., что почти в два раза ниже среднесложившегося уровня в разрезе всех отраслей экономики в целом по Российской Федерации.

На данном этапе развития лесной отрасли в РФ её можно охарактеризовать как высокорискованную. Пока не заработают все звенья технологической цепи лесопереработки, отрасль так и будет оставаться высокорискованной для инвестиций и кредитования работающих в ней организаций.

 

Библиографический список

  1. Портал "WoodBusiness.ru" — интернет-журнал лесопромышленного комплекса http://www.woodbusiness.ru/
  2. Рисковник соm — профессиональный портал для риск-менеджеров http://www.riskovik.com/journal/stat/n2/otrasl/
  3. Сайт Федерального автономного учреждения «Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйств» ФАУ ВИПКЛХ http://www.vipklh.com/
  4. Зиновьева, И.С. Современные пути устойчивого развития лесного сектора в России / И.С. Зиновьева // Современные направления теоретических и прикладных исследований — 2008 : сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Том 10. Экономика. — Одесса: Черноморье, 2008. — С. 73 — 75.

ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ»

Подробнее об обсуждении студенческих работ

Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май 2012 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме .

Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети . Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.

Современные экологические проблемы в лесном хозяйстве

Введение

1. История экологического законодательства в России

2. Экологические преступления

3. Экологическое преступление глазами журналистов

Заключение и выводы

Литература

Введение

«Рассчитываешь на год – сажай рис. Рассчитываешь на десять лет – сажай дерево. Рассчитываешь на сто лет – просвещай людей». (Китайский мыслитель ХIII в. Гуань – цзы .).

В ХХ веке человечество в полной мере ощутило глобальный экологический кризис , который однозначно указывает на антропогенную токсикацию биосферы, на быстрое сокращение биоразнообразия, деградацию на огромных пространствах природных экосистем. Эти драматические изменения окружающей природной среды смогли оказывать негативные воздействия на экономику и здоровье людей. Очевидно, человек в своем развитии перешел допустимые пределы взаимодействия с природой. Именно знания природных законов и закономерностей помогут человечеству в дальнейшем преодолеть экологический кризис и сохранить благоприятную окружающую среду в интересах нынешних и будущих поколений. Глобальные экологические проблемы — парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, потепление климата, пожары, рубка леса и т.д. — в современном меняющемся мире приобрели главное значение.

Для решения этих проблем необходимо предпринимать следующие меры:

1. Экологическое воспитание населения, как одно из непременных условий, позволяющих реализовать право каждого человека, на жизнь в комфортной окружающей среде.

2. Широкое вовлечение общественных организаций и всех слоев населения в подготовку и принятие решений, постановлений правительством законов Государственной Думы Федерального собрания РФ.

3. Принимать участие в проведении массовых мероприятий, фестивалей, посвященных Дню Земли, Всемирному Дню Охраны окружающей среды и т.д.

4. Экологическое образование – это овладение минимум экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан и всех учащихся. Для этого необходимо, начиная с детского сада, знакомить детей с природой прививать любовь к природе. В школах создавать школьные лесничества. Одной из задач школьных лесничеств является пропаганда знания законов по охране природы и распространение информации о нарушениях законодательства в этой области.

Данная работа направлена на выполнение именно этой задачи.

Цель: Обратить внимание на проблему в нашей стране, связанную с экологическими преступлениями в лесном хозяйстве.

Актуальность работы: В настоящее время происходит нелегальный вывоз древесного сырья за границу без документов; лес продается без аукционов, по сниженным ценам, что приносит убыль государству; вырубаются леса без выписки билетов.

1. История экологического законодательства в России

Ознакомимся с историей развития и организацией охраны природы и принятых законодательных актов.

Известен Указ (1563 г) Ивана Грозного о запрете рубки леса на берегах Двины с целью защиты от наводнений, а также заповедание (1571 г) засечных лесов на южной границе Московского княжества, причем за посещение их без разрешения предусматривалась смертная казнь. Царь Алексей Михайлович Романов (1645 – 1676 гг.) издал 67 природоохранных указов, в том числе ряд указов о государственных заповедных лесах, которые строго охранялись для царских охот, а также известный указ о создании заповедника на Мурманском побережье «Семиостровье», для сохранения мест гнездовья кречетов.

Особенно следует отметить природоохранную деятельность Петра I (1672–1725 гг.), при котором были изданы многочисленные природоохранные указы. При этом большое внимание уделялось сохранению лесов, почвы, чистой воды. Это был новый, более высокий уровень охраны природы. Особенно известны указы о запретных и водоохранных лесах, чистоте водоемов, о сохранении почвенного покрова при рубке лесов, об охране лесов от пожаров. Петром I была ограничена рубка лесов в окрестностях городов, по берегам многих рек, создана Вальдмейстерская канцелярия по управлению использования леса. Однако после смерти Петра многие его указы были отменены.

До середины XIXвека в природоохранном деле России было некоторое затишье, если не считать нескольких природоохранных актов Екатерины II, Павла I и других императоров. Впрочем, уровень этих актов не превышал уровень актов петровских времен. Это закон об охоте (1763 г), указ об охране нерестилищ (1835 г), некоторые акты о регламентировании лесопользования, о создании ботанических садов и отдельных заказников.

Существенные подвижки в деле охраны природы начались при императоре Александре III после отмены Крепостного права и начала индустриализации России. В обществе проявляется понимание необходимости гражданской инициативы в природоохранной деятельности. В 1865 г. было создано Российское общество покровительства животных, чуть позднее в различных губерниях – общества естествоиспытателей и любителей природы. В 1873г. Уральское общество любителей естествознания начало работы по сохранению уникального природного объекта возле г. Екатеринбурга – гранитных скал «Шарташские каменные палатки». Ныне это памятник природы. В 1882 г. по инициативе Б.И. Дыбовского в районе Кроноцкого вулкана на Камчатке был создан первый в России общественный заказник для размножения и охраны соболя. В связи с промышленным развитием России началась интенсивная вырубка лесов. Поэтому в 1888 году император Александр Ш «высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить» Положение о сбережении лесов, его проще называли лесоохранительным законом. Этим положением было введено понятие о защитных лесах со строгим режимом пользования. Это водоохранные, берегозащитные и почвозащитные горные леса как особо – охраняемые территории. В них запрещались сплошные рубки леса и пастьба скота. За нарушение взыскивались серьезные штрафы: за каждые сто квадратных саженей вырубленной площади – 5 рублей, помимо таксовой стоимости срубленной древесины. За исполнением положения следили губернские Лесоохранительные комитеты.

В конце XIXв. было создано несколько частных заповедников: Аскания — Нова, лес на Ворксле, реликтовые рощи Пицунды и др. В.В. Докучаев (1892 г.) сформировал несколько принципов, положенных в основу становления заповедного дела и охранного плодородия земли.

Природоохранные мероприятия, указы, постановления применялись и внедрялись в жизнь государства с 1917 г. и все они были направлены на сохранение, приумножение, охрану богатств России.

Наибольшие подвижки в природоохранном деле состоялись после создания в 1988 году Министерства по охране окружающей среды и сети его комитетов во всех субъектах Российской Федерации (позднее и до 2000 г. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды). Со второй половины 2000 г. этот комитет преобразован в Государственную службу охраны природы в составе Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Лесников сократили или перевели на другие работы с окладом не более 1000 рублей. Многие заказники, заповедники, особо охраняемые территории тоже пущены под топор реорганизации.

Это ошибочные стратегические решения, потери будут огромны!

Кое-кто в правительстве на российские леса смотрит, как на дойную корову, которую можно бесконечно доить. Наш лес – это не только экономический, но и важнейший для страны глобальный эколого-политический ресурс.

2. Экологические преступления

В Ф. З. п. 7 – Ф. З. от 10. 01.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

2002 год «Об охране окружающей среды» говориться о «вреде окружающей среде», под ним понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. А также говориться об экологической безопасности, состоянии защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека, от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий (ст. 1 Ф. З.). В соответствии с п. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно – совершенное общественно – опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Исходя из этого, понятия экологические преступления можно раскрыть, как «общественно-опасные деяния, посягающие на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества, причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека» (Ст. 7 ФЗ ОТ 10. 01. 2002 года «Об охране окружающей природной среды»). В отличие от предмета экологического преступления – экологического правопорядка и безопасности общества – объектом служат материальные блага природы (недра, земля, вода, атмосферный воздух, леса, генофонд и пр.)

УК РФ предусматривает ответственность за лесные правонарушения:

Статья 260 «Незаконная порубка деревьев и кустарников».

Статья 261 «Уничтожение или повреждение лесов».

Статья 262 «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов».

Остановимся для наглядности на статье 260 «Незаконная порубка леса».

Вот так обстоят дела со статьей 260 в Манском лесхозе Унгутского лесничества.

Протоколы за незаконную порубку леса в Манском лесхозе Унгутского лесничества.

Следует иметь в виду, что преступления в сфере лесных отношений по фактическому составу схожи с административными правонарушениями, однако представляют более повышенную опасность в силу значительности ущерба, либо посягательства, на особо лесные режимные объекты (леса первой группы защищенности, заповедники, национальные парки и т.п.). Например, по объективной стороне ст. 260 УК РФ и ст. 8.28. КоАП РФ предусматривают ответственность за схожее правонарушение – незаконную порубку деревьев и кустарников. Если вследствие этих действий был причинен ущерб в значительном размере, то наступает уголовная, а не административная ответственность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *