Дерево

Поделки из коры

Основные элементы озеленения в макетировании — это деревья различных пород, живые изгороди, кустарники, клумбы и т.д.
Из чего делаются эти деревья, кустарники, трава на макете?

Перечислим основные материалы.

  1. Проволока.

Применяется при изготовлении каркасо внебольших деревьев и кустарников. В зависимости от масштаба и стоящей перед вами задачи, чаще всего используется проволока диаметром от 0,2 до 1 мм. 

Для изготовления деревьев чаще всего используются многожильные провода, т.к. в них собран пучок из нескольких отдельных проволок.

  1. Деревянные шпажки.

Следующий материал, применяемый при изготовлении деревьев — это деревянные шпажки. Они подходят для изготовления стволов высоких деревьев. Для большей реалистичности шпажки можно оклеить тонкой бумагой, например салфетками, а после этого прикрутить ветки, скрученные из проволоки.

  1. Флок.

Для создания травы на макете часто используется флок. Это мелко порубленные или нарезанные текстильные волокна из сырья различного происхождения — шерсти, хлопка, вискозы и тд. Флок используется для имитации травяного покрытия на рельефе, клумбах и т.д. Иногда для обсыпки деревьев.

Существует специальный флок для макетирования, который отличается большитм выбором цветов и размеров,что позволяет использовать его при работе с разными масштабами. Приведем несколько наиболее крупных фирм — произврдителей: это Noch, Auhagen, Faller.

  1. Губка.

Для макетирования подойдет средне и мелко раскрошенная крашеная поролоновая губка. Она применяется при создании деревьев и кустарников.

Существуют специальные посыпные губки для макетов ( Noch, Auhagen, Faller).

Однако совсем не сложно изготовить губку в домашних условиях.

Как сделать губку для создания деревьев и кустарников самому? 

1. Подготовим клеящий раствор. Замешаем клей ПВА  с водой в соотношении 1:1;

2. При помощи колера придадим раствору необходимый цвет. Например, темно — зеленый. Зеленый цвет можно получить с помощью смешивания желтого с синим;

3. Тщательно перемешаем раствор;

4. В подготовленый ранее раствор опустим кусок поролона и тательно его промочим;

5. Окрашенный поролон просушим в течение 24 часов.

100 идей мебели из коряг, веток, пней и стволов деревьев

Теперь просушенный поролон нужно измельчить. Это можно сделать  спомощью миксера или кофемолки. Если их нет под рукой, то выручит обычная железная терка.

Природные материалы для создания деревьев, травы и кустарников на макете.

  • Тонкие ветки. Применяются для изготовления деревьев и крупных кустарников.

  • Измельченные высушенные листья. Применяются в качестве присыпки для имитации листвы деревьев, кустов и клумб.
  • Мох. Применяется для имитации мелких кустарников.

В нашей макетной мастерской  все сотрудники проходят обучение под руководством мастера.

Вернуться к записям блога

Объёмное дерево из картона своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Древесина лиственницы является одной из наиболее прочных и стойких к механическим воздействиям пород. По этим параметрам она не уступает дубу, а благодаря наличию в составе древесины камеди является слабо восприимчивой к процессам гниения.Древесина лиственницы характеризуется повышенной по сравнению с дубом прочностью — 96 МПа на 94 МПа. Плотность cибирской лиственницы составляет 620—725 кг/м3 при влажности до 12%, что мало уступает плотности дуба 670—720 кг/м3. Кроме особой прочности и стойкости к внешним воздействиям она характеризуется хорошим цветом и структурой. По этой причине конструкции, изготовленные из лиственницы, стоят веками. Существует немало построек, возраст которых превышает тысячу лет. Ярким тому примером служит Венеция, сваи которой изготовлены из лиственницы. Бетонные сваи попросту не выдерживают разрушительного воздействия морской воды. Кроме губительного воздействия солёной воды изделия из лиственницы (в особенности сибирской) не боятся древесных жуков и грызунов. Ранее лиственница широко применялась при постройке кораблей, и конкурировать по качеству и надёжности с ней могли лишь немногие породы экзотических деревьев. По количеству цветовых оттенков (12) лиственница обошла такие виды деревьев как клён, бук, дуб и ясень.

Современные деревообрабатывающие технологи позволяют производить из лиственницы широчайший спектр пиломатериалов и материалов, предназначенных для высококачественной отделки помещений. Работа надлежащего качества по производству половой доски, вагонки или паркета не потребует пропитки и дополнительной обработки. Данные процедуры не нужны благодаря содержанию, как уже упоминалось выше, камеди.

Как сделать поделку осеннее дерево: своими руками

Соответственно отпадает необходимость в целом ряде материальных затрат на дополнительную обработку, что обуславливает достаточно высокий спрос на изделия из лиственницы. Тем не менее , любую древесину необходимо защищать от ультрафиолетовых лучей (солнце) и воздействия влаги. С этим хорошо справляются краски на основе масловоска , масло подчеркивает и проявляет натуральную текстуру древесины, придает поверхности шелковистый блеск. Легко обновляется.

Дома, отделанные древесиной из лиственницы благодаря естественному блеску, экологической чистоте, тёплым тонам и богатейшей гамме оттенков придают отличаются уютом и здоровой природной атмосферой. Отделочными материалами и изделиями из лиственницы пользуются дизайнеры со всего мира, ведь красота и качество этого дерева позволяют выполнять работу на самом высоком уровне.

Кроме повышенной стойкости к процессам гниения и высокой прочности изделия из лиственницы имеют намного меньше сучков по сравнениям с другими хвойными породами деревьев.

Современные инструменты, клеи, отделочные материалы и оборудование, учитывая характеристики лиственницы, позволяют существенно расширить сферу её применения.

Применение изделий из лиственницы

Сочетание высокой твёрдости, прочности и красивой текстуры делает лиственницу излюбленным материалом многих строителей. К примеру, лиственница является превосходным материалом для производства террасной доски, которая является отличным отделочным материалом для оформления площадок для барбекю, детских игровых зон, ну и, конечно же, самих террас. В виду модной в последние годы тенденции акцентировать внимание на натуральном происхождении и экологической чистоте отделочного материала лиственница стала одной из самых востребованных древесных пород, а в особенности ей ангарский подвид. Несомненным преимуществом полового покрытия, выполненного из террасной доски является тот факт, что на ней весьма сложно поскользнуться, причём даже если поверхность пола весьма влажная. Данное качество присуще террасному полу благодаря мелкому рельефному рисунку на его поверхности. Кроме всего прочего такая поверхность ещё и очень неприхотлива в уходе, легко моется и превосходно сочетается с различными садовыми и декоративными растениями. Поэтому она зачастую является просто незаменимой при создании полов на летней веранде или дорожки вокруг бассейна. Кстати в данном случае она будет весьма уместной благодаря своей невосприимчивости к воздействию влаги.

Береста. Что это такое? Как можно использовать?

Итак, что же такое береста?

БЕРЕСТА́ (берёста) — берестой называют внешний слой коры берёзы, её применяют для создания различных поделок или игрушек (тот же шаркунок ), домашней утвари, например это может быть различная посуда (туесы, солонки), а также малые и средние корзинки, лукошки или уже что-то больше — короба, кошели. Также раньше на Руси в качестве обуви использовали лапти. Из бересты наши предки даже делали лодки (кстати такие же лодки делали американские индейцы, только у нас они назывались каюк, а у них каноэ. Заготовку бересты стоит проводить в мае-начале июня, когда начинается сокогон. Береста обладает различными свойствами как материал: это очень прочный и гибкий материал, который очень долго не гниёт, в отличии от самой древесины берёзы.

Кора берёзы неоднородна, и состоит из различных слоёв: это внешний пробковый — береста и внутренний — луб, через который и идет водообмен от листьев вниз по стволу. Потом идёт не видимый глазу слой — камбий, он помогает дереву расти, и, самая последняя и основная древесина. У бересты чистый и белый наружный слой, по всей площади которого имеются чёрточки, так называемые чечевички, через них берёза дышит, осуществляет газообмен. Береста опять же не однослойный материал, а состоит из тоньчайших слоёв, которые образуются в процессе роста дерева, смысл такой же как и у самой древесины — каждый слой бересты это своего рода годовое кольцо и также может служить для определения возраста дерева. Из-за разных погодных условий в разные года, цвет у каждого слоя бересты также будет отличаться и в этом тоже есть плюс — это дает мастеру множество возможностей по декорированию различных изделий. Береста водоотталкивающий материал, именно поэтому археологи нашли множество берестяных грамот, умелые мастера даже плетеные изделия могут сделать водонепроницаемыми, этого можно достигнуть если очень плотно переплетать ленты и использовать при создании несколько слоёв бересты.

Заготовка бересты

Каждый мастер знаком с таким понятием как заготовка материала. Из чего то же необходимо творить. ) Заготовка бересты — это то, без чего нам не обойтись, если мы хотим научиться сами делать что-то из бересты, береста не продается в магазинах, собственно она нигде не продается, поэтому нам не так повезло, как например, резчикам по дереву или портным, которые могут купить необходимый материал. Уже тут, на этапе заготовки вы поймёте как не проста работа мастера по бересте, научитесь опытным путем и по виду дерева, местности где оно растёт, определять качество еще НЕ снятой бересты и конечно же постигнете всю философию единства с природой. Мы надеемся, что вы являетесь ценителем природы и понимаете, что природа даёт нам жизнь, а не мы природе и будете с уважением относиться к ней.

Процесс заготовки сопряжён с рядом нюансов, их нужно знать, чтобы не вредить природе и себе самому.

  • Не нужно брать сырья больше чем вы можете освоить до следующего сбора (хоть береста и может храниться до 3 лет), всегда лучше пойти и взять свежую, с ней и работать намного приятнее, чем с лежалой, Опять же свойства бересты от старости только ухудшаются.
  • Оптимальной считается слоистая и ровная береста, чечевички должны быть узенькими и средней длины (чечевички — это полоски на бересте, размером как правило от 0,5см до 4-5см), так вот средняя длина это 1-2 максимум 3 см. Как совет — надрежьте небольшой участок коры и отверните в сторону, так вы сразу увидите всю поднаготную бересты. Также чечевички не должны быть темными и очень сильно выступать на поверхность.
  • Поверхность должна быть немного бархатистой, так называемая «Софт тач» (Soft-touch) покрытие — это для молодежи, чтобы понятнее было))) На самом деле эффект этот очень слабый.
  • Цвет должен быть ровным, желтого, золотисто-желтого и с небольшим зеленовато-коричневым оттенком чечевичек(зеленый цвет — это не плесень) — это береста высшего сорта !
  • Ствол должен быть ровным, гладким, без неровностей, наплывов.

Все вышеперечисленные признаки бывают у деревьев возрастом 20-40 лет. Диаметр ствола у такого возраста 15-20см. Если вы решили заниматься прорезной резьбой, то ищите деревца потоньше, соответственно и помоложе — возраст — 15-16 лет.

Как я уже говорил, бересту лучше всего собирать в конце весны, начале лета, ибо только весной берёза "линяет" она очень легко и без принуждения сходит от луба. Береста обычно прочно соединена со стволом березы, и лишь весной, во время «линяния», она без принуждения, легко отделяется от него.

По поводу сроков "когда нужно заготавливать бересту" много ответов, ибо Россия у нас страна большая и мы все живем в разных климатических зонах, соответственно и сроки у всех будут разные. Тут лишь стоит привести пару примет, по которым можно судить о том, что срок подошел:

  • Пара территориальных мест: на Среднем Урале, Астрахани и Вологде сезон начинается в середине июня, и продолжается обычно месяц. Опять же совет: за пару недель до примерного срока приехайте на место и попробуйте снять кусочек, так вы точно определите, что пришла "пора"
  • Сокогон должен уже закончиться
  • Лист у березы должен быть размером с советскую пятикопеечную монету (это примерно 3 см)

Итак вы выбрали березу — оденьте перчатки (можно обычные белые строительные) и пройдитесь руками по стволу в том месте, где будете резать. Счистите верхний слой (он похож на клочки папиросной бумаги, тонкой тонкой), этим вы уменьшите себе работу в мастерской, да и чище дома будет)))

Существует несколько способов как снимать/заготавливать бересту, но я пользуюсь только двумя, мне они кажутся более действенными.

  • Первый способ — это спиралью. Он используется для получения ленты бересты, т.е. для последующего плетения. Для того, чтобы получить длинную ленту, нужно найти березу с практически идеальным стволом без наплывов, трещин. Как можно выше делаете надрез шириной сантиметров в пять в виде буквы П положенной на бок, и начинаете по кругу отдирать бересту от ствола. Тут главное рассчитать силу, очень сильно не давите ножом, ибо вы можете повредить луб.

Конечно процедура сдирания "кожи" с дерева не пройдет без последствий для него, но мы снимаем самую верхнюю одежку, и у дерева есть неплохие шансы восстановиться после этого. На следующий год проведайте березку, и посмотрите как на ней начинает нарастать новая береста. Самое оптимальное — это не трогать живые деревья, а снимать бересту с упавших, поваленных деревьев, или найти места лесозаготовок и там с только что поваленных деревьев заготавливать бересту.

Фото 1. Снятие бересты спиралью.

Фото 2. Зарастание новой бересты.

Снятую бересту необходимо скрутить в клубки и катушки внешним слоем наружу. В таком виде береста может храниться несколько лет, главное хорошо закрепите концы бересты, чтобы они не скручивались.

Фото 3.

Поделки из дерева для дачи

Внешний и Внутренний слои бересты на фото.

  • Второй способ — это пластование или "скалина".

Этот способ необходим, если нам нужны листы бересты. Поэтому сначала осматриваем дерево и ищем места с чистыми участками коры. Разрез нужно делать на границе стыков деформированной части ствола (это как правило северная сторона) и чистой. После того как сделали надрез, деревянной лопаткой отделяем бересту. Если вы собираете бересту в сезон, то лопатка вам скорее всего не понадобится, береста отходит сама, почти отваливается. Снимать очень большие пласты не стоит, для поделок вполне достаточно листов 40-70см в длину.

Фото 4. Снятие/заготовка бересты листом

Но некоторым этого мало )))) см. ниже

Фото 5. Супермегапупер лист бересты

Ну ладно, немного юмора нам не помешает)

Заготовленную бересту необходимо правильно сложить, для этого листы кладутся лицом к лицу или наоборот изнанками, лучше подобрать примерно одинаковые листы, чтобы при хранении под прессом не образовались вмятины, также стоИт цель для защиты только что срезанного материала от грязи, ибо листы первое время, пока не высохли, еще в соке. Также помните, что пока листы подсыхают, трогать внутреннюю сторону руками не стоит, потому что могут остаться следы.

Стоит заметить, что во время сбора листовой материал высыхает довольно-таки быстро и листы у вас начнут закручиваться, поэтому заранее подготовьте или две фанерки или ещё что-то, и сделайте небольшой пресс, дома такой пресс уже должен быть стационарным и готовым принять партию свежей бересты. При этом между пластами должны быть небольшие зазоры для вентиляции. Через пару дней переложите листы и проверьте не образовалась ли плесень, если всё нормально, то в таком состоянии бересту можно оставить на долговременное хранение, главное не допускайте попадания света и обеспечьте проветривание.

На этом я закончу описывать заготовку бересты, в скором времени будет готов материал о подготовке бересты к плетению. Спасибо за внимание, и если у вас если какие-то вопросы, то задавайте их в комментариях. Удачи вам!

Смотрите как правильно снимать бересту (сколотней/сколотня) для изготовления туесов:

Работа с природным материалом

Разнообразие природного материала, идущего на ручные работы, и лёгкость его обработки дают возможность широко применять этот материал в работах с детьми. Необходимо только своевременно собрать природный материал, использовав для этого пребывание учащихся в лагере и загородные прогулки.

Собирая с детьми природный материал, не следует забывать и об охране природы. Надо рассказать детям о колоссальной работе нашего народа по созданию зелёных массивов и полезащитных полос, об участии в этом пионеров и школьников.

Учащиеся должны знать и помнить, какая большая ответственность ложится на нас по охране лесов. Надломленная ветка, повреждённая кора на дереве — всё это приносит вред лесу, наносит ущерб народному хозяйству. Собирая природный материал, учащиеся не должны забывать об этом. Так, например, нужную для работы бересту дети не должны сдирать с растущего, здорового дерева, — её следует брать с дров и со срубленных для чего-либо берёз.

Сдирание бересты производится так: выбирают подходящую часть коры (на полене или срубленном дереве), делают на нём вдоль и поперёк надрезы ножом, обозначив таким путём размер листа бересты, который предполагают содрать. Затем при помощи тупой стороны ножи сдирают надрезанную кору поперёк ствола (слева направо). Содранную бересту укладывают стопкой, сверху прижимают доской и ещё чем-либо тяжёлым, чтобы при высыхании она не коробилась. Сушить бересту следует в прохладном месте полторы-две недели.

Перед употреблением сухие листы бересты надо размочить в тёплой или горячей воде до придания ей гибкости, эластичности.

Помимо бересты, следует заготовить мох, лишайники, некоторые папоротниковые растения. Особенно ходовым материалом в макетных работах будет плаун — споровое растение, которое надо искать в мшистых хвойных лесах.

Кукушкин лён, сфагнум и другие виды мхов, напоминающие по внешнему виду маленькие деревца, также потребуются в макетных и декоративных работах.

На старых елях в изобилии растёт серый лишайник, так называемый бородач — его тоже следует запасти.

Сухой помятый мох и лишайник перед употреблением нужно обдать горячей водой и дать слегка обсохнуть. От этого мох приобретёт свежий вид, расправится.

Разнообразное применение в работах будут иметь шишки — еловые, сосновые, лиственничные, а также жолуди и семена различных травяных и древесных растений. Различные их формы, окраска позволяют использовать их в отделочных работах и как основной материал. Надо заготовить ещё песок (белый кварцевый, жёлтый, окрашенный солями железа, и других оттенков). Песок следует просушить и хранить в мешочках.

Ракушки всевозможных пресноводных и морских моллюсков. Собранные ракушки следует помыть, удалить с них следы ила, высушить и хранить в ящичке или коробках, так как этот материал хрупок и легко ломается при небрежном хранении.

Солома в работах идёт преимущественно ржаная и пшеничная. Хранить её можно в подвешенном виде, связанной снопиками.

Для плетения корзинок следует заготовить кугу и рогоз. Эти растения надо искать в болотистых и прибрежных местах. Сушить их следует разложенными плашмя на полу или полках.

Перед употреблением солому, кугу и рогоз надо смачивать горячей водой до приобретения ими первоначальной гибкости. Для некоторых резных работ следует заготовить легко обрабатываемую сосновую кору. Брать её следует с пней и комлей спиленных деревьев. На нижней части дерева кора всегда более толстая, а потому и более пригодна для резьбы из неё различных предметов.

В качестве дополнительных материалов в работах потребуются: клей (столярный, конторский и др.), картон (различной толщины и сортов), бумага (писчая, рисовальная, цветная, глянцевая, альбомная и др.) и проволока.

Необходимыми инструментами будут: нож, ножницы, линейка с делениями, тонкое шило. Для некоторых работ потребуются кусачки и плоскогубцы.

Работы из семян и мха

Простейшими работами из природного материала являются работы из семян и мха.

Несложной работой будет составление коллекций семян, мхов, лишайников и т. п. Каждый вид экспоната удобно поместить в маленькие коробочки (например, спичечные), затем объединить все в одну застеклённую коробку, сделав соответствующие этикетки.

Из семян также выкладывают различные узоры и орнаменты.

Техника этих работ весьма несложна: картон, фанеру или вещь, предназначенную для украшения, сплошь смазывают конторским или другим клеем, густо засыпают семенами и кладут под пресс до высыхания, после чего вещь слегка стряхивают, чтобы удалить лишние неприлипшие семена.

В работах используют не только семена дикорастущих растений, но и культурных (фасоль, просо, семена злаков, арбузные и дынные семечки и пр.).

Комбинируя семена по форме, размеру и цвету, можно выкладывать различные рисунки — народные узоры, орнаменты и др.; промежутки засыпают мелкими семенами или песком.

Узоры из некоторых крупных семян, например из желудей, можно нашивать на картон и плотную ткань, украшать ими некоторые мелкие вещи: картонную подставку под чернильницу, рамку, мешочек для мелочей, сумочку малышу и пр. (рис. 79).

Для нашивания подбирают некрупные жолуди одинаковой величины, прокалывают насквозь тонким шилом, чтобы потом сквозь отверстия продевать иголку с ниткой.

Хорошим подарком для малышей может служить «чайный сервиз» с самоваром, сделанный из целых желудей и отдельных желудёвых «чашечек» (плюсок). Для соединения частей употребляют булавки, тонкую проволоку, заострённые кусочки спичек. Самоварный кран, носок чайника и ручки делают из палочек (рис. 80).

Для различных мелких игрушек можно использовать также ореховую скорлупу с применением пластилина (рис. 81).

Изделия из семян можно покрывать бесцветным лаком, что делает их более прочными и даёт возможность удалять с них пыль.

При выполнении некоторых работ применяют древесные опилки; их легко окрашивают анилиновыми красками, продающимися для окраски хлопчатобумажной ткани. Краску разводят горячей водой в какой-либо посуде, погружают в неё опилки, затем воду процеживают, опилки просушивают и употребляют для работы, приклеивая их так же, как семена.

Низкорослый мох, растущий на пнях и напоминающий собой зелёный плющ, идёт в макетных работах на оклейку лужаек. Неплохо выглядят оклеенные таким мхом рамки, коробки и другие вещи.

Оклейку мхом производят так: сначала подбирают куски подходящего мха, обрезают неровности, затем смазывают клеем вещь, предназначенную для оклейки, и на клей укладывают подготовленный мох. Чтобы мох плотнее прилёг и не сдвигался, его до высыхания прикрывают куском картона и прижимают чем-либо тяжёлым.

Работы из шишек

Из еловых, сосновых и других шишек легко сделать различные игрушки, например, птиц, зверушек, лесовичков. Надо только подобрать шишки разнообразной формы.

При высыхании шишки раскрываются, и если это случится в изделиях, то форма готовой игрушки нарушится; особенно это заметно будет в изделиях из еловых шишек.

Во избежание этого еловые шишки следует погружать в тёплый жидкий столярный клей. В клеевой «ванне» раскрывшиеся шишки закроются. Тогда их следует вынуть и высушить. Чешуйки шишек, скреплённые клеем, не раскрываются, и форма изделий из них не изменяется.

Игрушки из шишек (рис. 82) могут быть дополнительным игровым материалом для младших детей, а также их можно использовать для украшения новогодних ёлок. Шишки и изделия из них можно окрашивать и покрывать лаком.

Свинка

Для туловища свинки выбирают подходящую по форме шишку. Узкий конец ее будет головой. Для ушей применяют чешуйки, снятые с другой шишки. Для ног в шишке проделывают шилом четыре отверстия, в которые вставляют палочки, смазанные клеем. Завиток хвоста делают из проволоки.

Птицы

Туловище и голову журавля делают из большой и маленькой шишек. Для шеи и ног берут подходящие палочки, а для хвоста — пучок сосновой хвои. Для соединения частей в шишках проделывают шилом отверстия, в которых при помощи клея укрепляют подготовленные части. Глаза можно сделать из каких-либо подходящих семян, приклеивая их столярным клеем. У птички, изображённой на рисунке 82, хвост и крылья вырезаны ножом из пластинки сосновой коры. Крылья можно приклеить из семян клёна (летучки). Ноги птички вклеены в отверстия подставки, сделанной из сосновой коры.

Рыбка и бабочка

Из еловых шишек, обработанных в клеевой ванне, делают рыбок и бабочек. Изготовляя рыбку, в шишке делают прорез для спинного плавника и хвоста, как показано на рисунке, а в шишке, предназначенной для туловища бабочки, — два прореза для вклейки в них крыльев.

Плавники вырезают из бересты (см. рисунок) и на клею вставляют в прорезы. Для крыльев бабочки кусок бересты нужно сложить вдвое и вырезать одновременно два крыла. Вставляют их так же, как и плавники рыбки, на клею. Крылышки бабочки можно украсить кусочками из тонкой бересты другого цвета.

Усики бабочки делают из сосновой хвои; предварительно для этого в шишке проделывают отверстие, а хвою смазывают клеем.

Медвежонок и лесовичок

Для туловища и лап медвежонка подбирают подходящие по форме (одну большую и четыре меньших) еловые шишки и обрабатывают их клеем. Чтобы конечности плотнее прилегали к туловищу, чешуйки на шишках в местах соединения срезаются ножницами, затем просверливаются сквозные отверстия. Подготовленные таким путём части соединяются мягкой проволокой, продетой сквозь отверстия; концы этой проволоки закручивают плоскогубцами.

Точно так же делают и лесовичка, только добавляют ещё маленькую шишку или часть шишки для изготовления головы.

Лесовичку можно приклеить волосы из серого лишайника, шапку из листьев или бересты, ноги нужно прикрепить проволокой к дощечке или приклеить к кусочку сосновой коры.

Работы из чешуек еловых шишек

Чешуйками из еловых шишек можно украсить рамку, коробку и другие предметы, сделанные из картона и фанеры. Но особенно удачно применение чешуек в макетных работах для «черепичных» крыш (рис. 84).

Процесс укрепления чешуек весьма прост: предварительно надо настричь их с раскрывшихся еловых шишек, затем смазать клеем и уложить в шахматном порядке на место.

Чешуйки следует укладывать так, чтобы они заходили немного друг на друга, иначе будут образовываться щели, и работа приобретёт неаккуратный вид. Законченную вещь необходимо положить под пресс для просушки.

Вместо чешуек шишек можно употреблять мелкие ракушки. Процесс приклеивания их такой же, как и чешуек.

Работы из бересты

См. также главуПлетение из лозы и берестыв сборнике
«Умелые руки»

Свежесодранная или распаренная в горячей воде береста легко расслаивается: с неё (при помощи ножа) можно снимать отдельные, тонкие, как бумага, слои и употреблять их для оклейки переплётно-картонажных изделий (стенки календаря, блокнота, рамки, записной книжки и др.).

Оклейка такой берестой производится так же, как и обычной бумагой (см. указания). Оклеенную вещь следует завернуть в газету и положить под пресс до полного высыхания.

В походах и экскурсиях можно использовать бересту для изготовления некоторых поделок (рис. 85).

Легко можно сделать из бересты черпачок для питья воды. Прямоугольный кусок бересты надо очистить, согнуть одну из сторон его вдвое и скрепить расщеплённой палочкой. Выполнение второго варианта черпачка ясно видно на рисунке.

Для сбора ягод, грибов, образцов камней и других материалов нетрудно сделать берестянку. Для её изготовления берут прямоугольный кусок бересты и сгибают в форме коробки. Затем в углах, в местах соединения, прокалывают отверстия, для скрепления продевают в них прутики.

Более сложными изделиями из бересты будут различные корзинки. Простейший вид берестяной корзинки состоит из боковинки, дна и ручки. Для боковинки берут полосу бересты, выравнивают, обрезают по линейке её края и складывают в виде цилиндра.

Если делается маленькая корзиночка, то её сшивают толстыми нитками (при помощи иголки). Для сшивания корзинки большого размера употребляют узкие берестяные полоски, продевая их сквозь предварительно проделанные для этого прорезы.

Дно корзинки выпиливают из фанеры или дощечки и прибивают к нему боковинку деревянными или мелкими железными гвоздями. Дно корзинки можно также приклеивать к боковинке столярным клеем.

К корзинке пришивают ручку, склеенную из двух полос бересты, или же делают её из прутика, вставляя концы его в специально проделанные с боков отверстия.

Боковинку корзиночки можно склеивать столярным клеем. Делается это так: выпиливают из дощечки дно корзинки (круглое, овальное или иной формы), подготовляют полоску бересты, длина которой должна соответствовать окружности дна (с прибавлением на соединение). Места соединения бересты надо счистить ножом, сделать их тоньше, сходящими на нет, чтобы место склейки не было заметно. Затем подготовленной берестяной полосой огибают дно и прибивают её мелкими гвоздями. Концы берестяной полосы смазывают столярным клеем и соединяют.

При склеивании бересты с берестой необходимо для прочности в склеиваемых местах прокладывать бумагу, а в некоторых случаях и тонкий картон, смазанный клеем.

Если понадобится сделать корзинку с крышкой, то её выпиливают из дощечки такой же формы и размера, как дно. В центре крышки просверливают отверстие, в которое вклеивают петельку — ручку из бересты.

На рисунке 85 показан способ скрепления бересты путём надрезов в виде зубцов. Такое скрепление прочнее сшивания и склеивания.

На севере, в лесных местностях, берестяная посуда весьма распространена в домашнем обиходе. Она легка, прочна и из неё не вытекает жидкость. Делают её из двух берестяных цилиндров, вкладывая один в другой.

Плетёная корзиночка

Бересту режут острым ножом по линейке, как картон, а из полос плетут корзинки. Для плетения все полосы должны быть одинаковой ширины и толщины и не иметь трещин.

Для начала можно плести небольшую корзиночку, на выполнение которой потребуется 8 берестяных полос в 1 см ширины и 30 см длины.

Плетение начинают с дна. На столе или доске укладывают четыре полосы и переплетают их с остальными четырьмя полосами. Полосы по углам необходимо закреплять зажимами, чтобы переплетение не расходилось и имело форму квадрата.

Как показано пунктиром на рисунке 86, А, надо на плетёнке расчертить дно будущей корзинки и по этим линиям согнуть вверх берестяные полосы. Теперь можно приступить к плетению углов. Углы дна корзинки образуются в точках а, б, в и г. Дальнейшее переплетение полос производится в том же чередовании, как переплетались дно и углы корзины (рис. 86, Б).

Полосы следует плотнее притягивать друг к другу, чтобы не было щелей, и для этого же в процессе работы нужно пользоваться зажимами.

Верх корзинки с наружной и внутренней сторон можно обшить полосками бересты (рис. 86, В и Г).

Можно заделать концы берестяных полос и другим способом: согнуть концы наискось и заделать их в промежутки плетения (рис. 86, Д). Излишки концов следует обрезать.

Корзинки можно плести и больших размеров, увеличивая количество полос, длину и ширину их.

Для плетения корзин можно употреблять не только берестяные полосы, но и другой природный материал: рогоз, кугу и солому.

Работы из соломы

В макетных работах соломой можно оклеивать картонные домики, когда требуется изобразить бревенчатый дом. Ею оклеивают различные картонажные изделия. Выполняют эту работу так: солому размачивают, разрезают по длине и разглаживают не особенно горячим утюгом, чтобы образовались ровные соломенные ленты.

Соломой обычно украшают вещи с плоской поверхностью рамки, папки, пеналы и др. Рисунки составляют из прямых и ломаных линий (народные вышивки крестом, орнаменты из геометрических фигур, звёзды и пр.) (рис. 87 а, б, в, г, д).

Выбрав рисунок, переносят его с помощью переводной бумаги на вещь, предназначенную для отделки соломой.

Согласно рисунку, солому режуг ножницами на части, затем вещь смазывают клеем и по рисунку укладывают подготовленные кусочки соломы. Готовое изделие прижимают отрезком доски и сушат.

Из соломы, сплетённой в косички, сшивают шляпы, сумочки и другие вещи. Делают это так: солому размачивают и из сырой плетут косички в 4 и 5 соломинок (рис. 87, А). Косичка должна быть длинной, поэтому в процессе работы надо соломинки наставлять путём складывания конца с концом вдвое. Готовую косичку ещё в сыром состоянии расправляют и проглаживают утюгом.

Из лент такой косички можно сделать корзиночку таким же способом, как делают из берестяных лент. Можно сделать и шляпу.

Её сшивают нитками, начиная с центра дна (рис. 87, В). Готовую шляпу смачивают и разглаживают — поля на столе, а головку на круглом полене, обёрнутом какой-либо чистой тряпкой.

Работы из сосновой коры

Разнообразное применение в ручных работах имеет сосновая кора.

25 идей декора из кусочков дерева

Она легка в обработке, и при помощи ножа из неё делают макеты, игрушки и игры. На рисунке 88 изображены лодочка и шахматная фигура — конь. Для изготовления лодочки берут кусок коры, обрабатывают её наружную часть, затем очерчивают сверху овал, по которому остриём перочинного ножа вырезают углубление. Скамеечку можно сделать из отдельного кусочка коры и приклеить внутрь лодки.

Шахматные фигуры вычерчивают на подготовленной пластинке коры. Затем по рисунку режут кору, сначала придавая ей общую, грубую форму и уж после этого вырезают детали фигуры.

Перечисленными поделками далеко не исчерпываются возможные работы из природного материала, их может быть безграничное количество. Разнообразие материала даёт толчок творческой мысли учащихся.

следующая глава

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *