Дерево

Плоскорельефная резьба по дереву

Резьба лобзиком по дереву эскизы

Резьба по дереву лобзиком

Резьба по дереву последние годы становится все более популярной, хотя нельзя сказать, что данный творческий подход к обработке деревянных материалов когда-либо был неактуальным. Художественная резьба по дереву лобзиком находит применение во многих сферах, и изначально была не просто декором — очень часто резные детали становятся важными и красивыми элементами мебели или используется в строительстве.

В Российском быту резные предметы и архитектурные детали занимали издревле важное место, придавая российской культуре особенный шарм и делая жилище русского человека уникальным. В современном мире резьба по дереву лобзиком как искусство не только не исчезло, как устаревшее, но и вновь набирает былую силу. Все больше поклонников подобной работы выбирают для себя резьбу по дереву как хобби или даже как постоянную работу, приносящую немалый доход.

С чего начать, если решил заняться резьбой по дереву?

В первую очередь стоит продумать хорошенько свое рабочее место. Это должен быть пусть небольшой, но личный уголок, где каждый инструмент будет находиться на своем, удобном для владельца, месте. Кроме того, особое внимание следует уделить мебели для своего рабочего уголка — стул никоим образом не должен шататься, равно как и стол.

Please turn JavaScript on and reload the page.

Шатающаяся рабочая мебель может сильно навредить процессу работы и снизить качество итогового изделия.

Отдельного разговора стоит освещение рабочего уголка. Поставить рабочий стол нужно так, чтобы мастер лицом находился напрямую к окну. Однако не всегда есть возможность работать при дневном свете, и тогда понадобится дополнительное искусственное освещение. Это может быть любого типа настольная лампа, установленная примерно в 20 см от поверхности стола. Мастер не должен при этом испытывать неприятные ощущения, стоит поэкспериментировать с наклоном и положением лампы, чтобы свет не раздражал глаза при работе, но при этом качественно освещал рабочее место.

Каждый инструмент, который может в какой-то момент понадобиться в процессе работы, должен быть расположен в доступном положении, чтобы до него легко было можно дотянуться. В обязательном перечне инструментов для резьбы по дереву лобзиком присутствуют: Ручной лобзик, конечно, шило, стаместки и напильник, плоскогубцы и нож, а также наждачная бумага. Помимо этого нужна будет доска и эскиз.

Перед началом работы придется настроить себя на длительный и кропотливый процесс, требующий усидчивости и внимания. Резьба по дереву лобзиком не требует особых физических сил и затрат энергии, однако это скурпулезная работа, сопряженная с мелкими деталями и их обработкой, и справиться с ней может только трудолюбивый человек.

Беремся за дело

Для выполнения мелких ажурных мотивов по дереву обычно берут дерево лиственных пород, таких, как береза или осина. Для работы с архитектурными деталями лучше подойдет, например, сосна.

Когда выбран материал и подготовлены все инструменты, можно приниматься, наконец, непосредственно за работу. Не стоит переоценивать свои силы и сразу начинать выпиливание рисунка. Для начала следует тщательно продумать и нарисовать эскиз.

Эскиз представляет собой контур будущего изделия, и это очень важный шаг в работе как новичка, так и опытного мастера. Конечно, его можно придумать самому, ну а для всех желающих множество схем имеется в сети Интернет. Начинающим рекомендовано выбирать для своих первых работ эскизы с минимумом деталей, не имеющие запланированных отверстий внутри модели и в то же время с плавными линиями общего контура.

Основной этап работы

Первый этап работы с непосредственно уже деревом — нанесение на деревянную заготовку по эскизному рисунку важные поворотные точки будущего изделия и его деталей, это можно проделать шилом или наметить их карандашом. Только после разметки можно начинать осторожное выпиливание силуэта и отверстий в нем. Без намеченного на заготовке рисунка легко даже очень опытному мастеру наделать массу ошибок.

Сначала работа выполняется лобзиком. В данной части рабочего процесса резьба по дереву лобзиком требует максимальной аккуратности и большого напряжения внимания. Желательно свести к минимуму любые раздражающие или отвлекающие факторы, поскольку ошибка на данном этапе может привести к тому, что придется брать просто новую. Работать нужно неспешно, плавно, если немного в итоге будет рисунок отличаться от эскиза на какие-то миллиметры — это не проблема, поскольку более точная корректировка далее осуществляется при помощи других инструментов.

Финишная обработка изделия

Полученный ажурный узор однозначно потребует дальнейшей обработки, так как лобзик оставляет контуры далекими от идеала, местами с незначительными искажениями или зазубринками. Где это возможно, следует подправить линии ножом — главное не переусердствовать и не испортить с таким трудом доставшееся нам почти готовое изделие. Также возможно использование стамески и напильника, а где понадобиться — то и шило пойдет в ход.

После окончания работы с инструментами у нас должно получиться практически идеальное изделие, которое останется уже только отшлифовать. Для шлифовки пригодится наждачная бумага. Сперва по всем контурам и срезам пройтись стоит наждачной бумагой с калибровкой покрупнее, а потом довести до идеально ровного деревянную поверхность наждачной бумагой помельче калибром.

Где применяется это искусство

Используется резьба по дереву лобзиком в декоре чего-либо — эта идея совершенно не нова, но всегда актуальна. Разного формата и уровня сложности фигуры животных или людей отлично войдут практически в любой интерьер — как современный, так и под старину или ретро-стиль. Чем выше мастерство автора — тем сложнее вещи он может создавать, и годы упорных тренировок могут в конце-концов привести к созданию настоящих шедевров деревянного искусства.

Однако не только для создания фигурок применяется данный тип работ. Начиная с 19 века вошло в моду и не выходило из нее украшение пропильными декоративными узорами роскошные фронтоны и наличники русских деревянных домов. Сегодня это хоть и не столь часто уже встречается, но все же до сих пор вполне актуально, поскольку смотрится в такой роли даже самый простенький ажур шикарно.

По сей день применяют подобные детали в мебельном производстве. Ножки табуреток, боковые стенки шкафчиков или полок, и прочие простые предметы из повседневного человеческого быта могут стать уникальными и сами по себе уже служить украшением в интерьере в целом. Это способ сделать простые вещи особенными и неповторимыми.

Последние годы с развитием фотоиндустрии стали модными всякого рода символы и буквы для фотосессий — чаще всего это очень простые работы, но они крайне выгодно смотрятся на фотографиях в качестве декора. Также встречается использования заготовок из дерева для создания оригинальных елочных игрушек или кукольной мебели.

Варианты применения данного вида декора можно перечислять бесконечно, посему можно просто расслабиться и отпустить свою фантазию в полет за своими, авторскими и уникальными творческими идеями.

Художественное выпиливание лобзиком. Виды резьбы по дереву.

Художественное выпиливание лобзиком — вид обработки древесины. Древесина — доступный материал, ее обработка не требует сложных инструментов. Детали орнаментальных украшений предназначены для воспроизведения по ним изделий. Начинающему любителю художественного выпиливания необходимо знать, что фанера является тем материалом, с которого желательно начинать обучение ремеслу. На первых порах необходимо усвоить хотя бы один способ выпиливания, один способ соединения деталей. Раздел, где речь пойдет об отделочных и сборных работах, один из главных, к нему придется возвращаться не один раз.

Что заставляет людей, большую часть времени отдающих основной работе, заниматься выпиливанием, резьбой? Заниматься творчеством человека побуждает желание самовыразиться, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру. Несмотря на кажущуюся простоту выпиливания, сделать самую простую вещь непросто. Но в любом случае человек делает вещь, украшающую быт, а главное, делает это с удовольствием и желанием. Многие посетители антикварных магазинов, музеев с интересом и удовольствием рассматривают предметы убранства, старинную мебель. Людям нравятся изделия, удобные для повседневной жизни и радующие своим внешним видом. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы. Очень многие желают иметь мебель, предметы домашнего обихода, существующие в единственном экземпляре. Выпиливание лобзиком близко к резьбе по дереву. Популярным видом художественной обработки дерева является пропильная (сквозная ажурная) резьба .

Плоскорельефная резьба. В плоскорельефной резьбе рисунок углубляется в толщу доски, характеризуется она тем, что резное изображение находится в одной плоскости с фоном доски (рис. 1, 2).

Выпиливание лобзиком картинки

Самый распространенный материал. конечно же дерево. Люди придумали массу способов художественной резьбы по данному материалу. Некоторые мастера придают мистический смысл своим изделиям и даже одухотворяют дерево. Самым простым, но от этого не менее красивым считается сквозная резьба, или выпиливание. Сейчас это чаще делается лобзиком, а современные мастера имеют в своём арсенале электролобзики. Выпиливание электролобзиком процесс кропотливый и требует полной концентрации. Хотим вам представить несколько работ на тему «Выпиливание лобзиком картинки».

Возможно, они вас вдохновят, и вы решитесь освоить это увлекательное занятие. Помните, что заниматься этим могут не только дети, но и взрослые. Можно собственными руками сделать великолепный подарок любимой девушке. Выпиливание лобзиком производятся в основном их фанеры, но настоящие мастера используют древесину различных пород деревьев. Умело комбинируя и выполняя работы с поразительной точностью, их шедевры просто завораживают.

Выпиливание лобзиком картинки призваны увлечь, заинтересовать вас и возможно заинтриговать. Такие работы вы можете сделать самостоятельно. Главное не бояться и приложить немного усилия.

Дополнительную информацию можно прочитать в статье “Выпиливание лобзиком по дереву ”

#160

Простые полезные советы

Утепляем окна на зиму: Для утепления окон на зиму можно использовать остатки пенопласта, которые необходимо разрезать при помощи канцелярского ножа, на тонкие полосы, либо нагретым электрическим паяльником. Приготовленные полосы прокладываются по периметру имеющихся створок рамы.

Прибить доску накрепко: Для того чтобы доску прибить накрепко, нужно забивать гвозди при небольшом наклоне угла по отношению к вертикали и под разным сторонам наклона.

Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Вернуться к выбору статей

Фрезерование узоров с большой высотой рельефа (барельеф, горельеф)

Ручной электрофрезерный станок подходящей мощности (1500…1800 Вт) при наличии соответствующих пластовых фрез с глубиной ножей 8…25 мм и диаметрами рабочих головок 20…40 мм, дает возможность фрезеровать не только плоскорельефные узоры, но и барельефы и даже горельефы.

Рельефная резьба по сравнению с плоскорельефной имеет более сложные пластические объемы и детали, которые могут возвышаться над фоном на различную высоту.

Поверхности наверху барельефов обрабатываются почти полностью. На них, практически не остается плоских мест (рис. 41).

Начинают непосредственное выполнение рельефного узора как обычно, с контурной прокладки (рис. 42).

Затем пластовой Г-образной фрезой большого диаметра и глубины в несколько проходов, с постепенным набором глубины резания, закладывают высоту барельефа, по его периметру и по внешнему периметру кессона (рис. 43).

После этого, применяя цилиндровую фрезу, частично выбирают кессон и «сажают» верхние уровни отдельных деталей наверху барельефа (там, где это необходимо в соответствии с творческим замыслом) рис. 44.

В результате такой работы, в некоторых местах наверху узора, может исчезать контурная прокладка. Ее необходимо восстановить. Это надо делать и впоследствии, если неглубокие контурные канавки исчезают после более грубого фрезерования.

Итак, верхние плоскости деталей наверху рельефа нами уже «выставлены». Еще ранее, мы сформировали глубину и профиль его периметра. Теперь, мы можем промоделировать профили деталей на разных уровнях высоты барельефного изображения (рис. 45), а также окончательно цилиндровыми фрезами выбрать фон на запланированную глубину. И в последнюю очередь, выполняется фактурная обработка фона, окружающего рельеф (если фактурный фон входит в наш художественный замысел).

Очень возможно, что на каком-то этапе работы, мы заметили определенные диспропорции и ошибки на отдельных массивах и деталях барельефа, излишнюю его обобщенность или наоборот, чрезмерную раздробленность.

В таких случаях, работу еще не поздно подправить, подкорректировать соотношения уровней высоты некоторых массивов, добавить или убрать какие-нибудь детали. Параллельно с таким анализом формы, выполняются стяжки глубины и профиля канавок, переходящих с одного уровня рельефа на другой, по уже знакомой нам схеме рис. 32.

Исполненный нами барельефный узор можно превратить в горельеф.

плоскорельефная резьба по дереву видео

Для этого достаточно обработать периметр рельефа пластовой фрезой «ласточкин хвост» (рис. 3, З). Схема такой технологической операции наглядно показана на рис. 46. Выполнить горельефный профиль на всем периметре узора не всегда легко и делать это необязательно. Желаемого эффекта можно достичь, поработав фрезой «ласточкин хвост» в доступных для нее местах периметра.

Следует сказать, что приступать к фрезерованию многоплановых барельефных и горельефных узоров желательно тогда, когда уже накоплен достаточный опыт исполнения более простой плоскорельефной художественной резьбы по дереву.

А технологическую таблицу выполнения барельефной и горельефной работы составить трудно и мы не будем этого делать.

Потому что такая работа носит во многом творческий характер, а значит и последовательность технологических операций тоже может быть нестандартная.

Всем привет! Как всегда, на связи Дмитрий Дереворез и сегодня тема разговора — плоскорельефная резьба. По статистике около 50% всех резчиков работают именно в этой технике.

Я попытался поразмышлять на тему когда же появилась плоскорельефная резьба по дереву и пришёл вот к какому выводу: этот вид искусства зародился в древнем мире, когда первобытные люди высекали на камнях сцены охоты или понятные только им символы.

Логика проста. По сути, рисунки на камнях — это такая же резьба, только по поверхности камня. Камень живет долго, поэтому мы имеем возможность лицезреть письмена древних и наоборот, если предположить, что уже тогда первобытные люди что то ковыряли по дереву, то не знаем мы об этом только потому, что дерево просто истлело.

Возможно как то так выглядели первые "ножи" и "стамески"))).

Что же из себя представляет плоскорельефная резьба? Очевидный ответ содержится в названии:  это  резьба по плоскости при небольшой глубине (3-20мм).

Плоскорельефная резьба по дереву Часть 1

Популярность объясняется просто — на начальном этапе обучения гораздо проще вырезать на плоскости какой-то контур или незамысловатый рисунок, чем то же самое в объёме, но только на начальном уровне…

Профессиональная резьба в этом стиле от классного мастера — это шедевр, которым можно любоваться бесконечно. Сравнить её можно с полотнами выдающихся живописцев. Далее предлагаю перейти к показательным примерам плоскорельефки в исполнении виртуозов ремесла.

В обзоре "Валерий Простянкин и его резьба по дереву" я уже подробно описал творчество этого выдающегося тульского мастера. А сейчас вашему вниманию высокохудожественные творения, которые выполняются в семейной мастерской не менее талантливого и мастеровитого россиянина Виктора Дубовика:

Восторг! Шикарнейшая перспектива! Суперреалистисные сюжеты! Великолепная работа острым режущим инструментом! Бесподобная тонировка и отделка! В результате практически фото в 3D!!!

Сразу хочется обратить ваше внимание, уважаемые читатели, на инструмент. Всегда лучше один раз увидеть стамески мастера, чем сто … Вот таким богатым арсеналом обладает мастер. Контакты Виктора: +7(906) 504 59 22 ;+7 (919) 194 99 99;  art32d@gmail.com;  Россия, Брянск

Ещё один наш с вами современник, умеющий виртуозно творить по поверхности дерева — Кронид Александрович Гоголев. Цитата: "В разных рельефах художнику удалось использовать присущую дереву теплоту природного материала, пластику, игру оттенков естественного цвета, передать мерцание воды, дыхание лесных чащоб, таинственность эпических сказаний прошлого….."

К сожалению маэстро ушёл из жизни в 2013г, но творческий след, который он оставил — это гордость потомков в масштабах страны.

Плоскорельефная резьба имеет множество разновидностей и не обязательно вырезается по ровной поверхности. Н-р, геометрическая резьба — частный случай плоскорельефной. Борис Федоежин  наносит резные узоры на любые криволенейные поверхности и делает это на высочайшем уровне.

На фото ниже работа  Михаила Рубинова.

Плоскорельефная резьба хороша для украшения интерьеров церквей, а так же, дверей, мебели,  шкатулок, деревянных элементов оружия, кухонной утвари,… Вывески, панно, картины,…, выполняются чаще всего именно в этом стиле. Для ценителей прекрасного возможно будет полезна статья "Купить резьбу по дереву".

На сегодня всё! Удачи!

Плоскорельефная резьба

   Плоскорельефная резьба широко распространена в домовой резьбе и в изготовлении различных сувениров. Характеризуется выбиранием или углублением фона вокруг орнамента на глубину 5-7 мм.

В плоскорельефной резьбе изображение принимает объемные формы, сохраняя одинаковую высоту большинства выступающих плоскостей при одинаковой глубине фона.

Плоскорельефная резьба дает  возможность резчику выполнять различные композиции с растительным орнаментом, изображением животных, птиц и человека.

Плоскости орнамента могут быть (рис. 1):

1-вогнутыми;

2-прямыми;

3-выпуклыми

Рис.

1. Плоскости орнамента в плоскорельефной резьбе

Фон в плоскорельефной резьбе бывает (рис. 2):

—         Заоваленный (а). Резьба с заоваленным контуром или фоном является наиболее простым видом плоскорельефной резьбы.

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА.avi

Напоминает контурную резьбу, так как контур рисунка состоит из двухгранным выемок, немного заоваленных.

—         Подушечный (б). Резьба с подушечным фоном отличается от предыдущих видов тем, что фон нигде не остается плоским. Рисунок круто заоваливают со стороны контура и более отлого со стороны фона, который по форме напоминают подушечки.

—         Выбранный (в). Резьба с выбранным фоном выполняется также, как и резьба с заоваленным контуром, но фон выбирается на определенную глубину. Фон можно сделать ровным, зачеканить или заполнить профильными прорезками.

—         Подобранный (г). Выполняют аналогично резьбе с заоваленным фоном, но фон вокруг орнамента выбирают под определенным углом наклона к плоскости.

—        Поднутренный (д). Резьба с поднутренным фоном, похож на резьбу с выбранным фоном, с той лишь разницей, чтофон заходит под орнамент.

Рис. 2. Виды фона в плоскорельефной резьбе

Можно выделить разновидности плоскорельефной резьбы такие как:

Ажурная ( прорезная ) резьба. Фон узора выбирается полностью сквозным выпиливанием или высверливанием (рис. 3). В технике ажурной резьбы выполнены наличники, карнизы, ставни, причелины, ветреницы, подкрылки в русских и белорусских избах.

 

Рис. 3. Декоративное панно выполненное в технике ажурной резьбы

Накладная резьба.  Это ажурная резьба, прикрепленная к деревянной плоскости.

Техника выполнения плоскорельефной резьбы

   Выполнение плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром.

 

         Резьба начинается с надреза ножом-косяком по контуру рисунка (рис. 4), затем следует подрезка со стороны фона.

Рис. 4. Выполнение резьбы с заоваленным контуром

( стрелками показано направление движения инструмента):

а – надрезание; б – подрезание;  в – заоваливание контура.

         После подрезки приступают к заоваливанию грани со стороны элемента орнамента с таким расчетом, чтобы грань закруглилась круче, чем подрезка на границе с фоном. В результате получается рельефное изображение с плавными мягкими заоваленными линиями без резких теней.

  Выполнение плоскорельефной резьбы с выбранным фоном.

   По контуру рисунка делается надрез с небольшим наклоном от линии рисунка в сторону фона (рис. 5).

Рис. 5. Выполнение резьбы с выбранным фоном

   Такой наклон дает возможность защищать край орнамента от случайных порезок при выборе фона. В конце работы нужно надрезать его вертикально, точно по линии рисунка, а затем уже обработать край контура орнамента. После надреза по контуру делают подрезку. Подрезка выполняется на заданную глубину, одинаковую по всей плоскости орнамента. После подрезки приступают к выборке фона прямыми, полукруглыми, отлогими стамесками.

При зачистке фона важно учитывать направление слоев древесины, чтобы не было задиров. Резьбу по твердым породам выполняют с помощью киянки.

   Осовной инструмент для выполнения плоскорельефной резьбы: нож-косяк, полукруглые стамески различной ширины. 

   Плоскорельефная резьба широко применялась и применяется для украшения мебели, различных сувениров, в домовой и интерьерной резьбе. 

   

   Изделия и панно изготовленные с применением плоскорельефной резьбы представлены на фотографиях: 

Шкафчик с элементами плоскорельефной и ажурной резьбы

Панно с сюжетной композицией 

Декоративное панно

Литература:

1. Буриков В. Г., Власов В.Н.  Домовая резьба-М.: Нива Росси совместно с Компанией «Евразийский регион», 1993-352 с.

2. Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву.  – М.: Издательство «Народное творчество», 2002. – 136 с.: ил.

Резьба по дереву. Виноградный лист на оконный карниз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *