Дерево

Обжиг по дереву

Техника браширования.

Очень интересного эффекта старого дерева можно достичь путем браширования. Браширование – процесс удаления мягких волокон древесины щеткой с металлическим ворсом. Можно получаемый эффект назвать искусственным старением древесины. Занятие это довольно легкое в освоении. Для обжига хорошо подходит мягкая древесина с ярко выраженной текстурой. Я предпочитаю древесину сосны, ясеня, лиственницы, у которых ярко выражена разница между твердыми и мягкими годичными кольцами.

И так, что нам для этого понадобится? Щетка с металлическим ворсом. Ворс должен быть довольно мягким, иначе на дереве останутся грубые непрезентабельные борозды, которые испортят весь вид. Газовая горелка с баллоном. Можно пользоваться паяльной лампой. Я предпочитаю пропан, поскольку его пламя чище, нежели дает бензин в паяльной лампе. Есть маленькие горелки, которые надеваются на одноразовые баллончики. Ими выгодно пользоваться только при малом объеме работ. Если предстоит обработать большую площадь, то целесообразнее использовать 12 литровый баллон с пропаном. Еще понадобится суконка. Ей можно протереть обработанную поверхность, чтобы удалить оставшуюся пыль и навести мягкий блеск.

Прежде всего, при работе с открытым пламенем необходимо подумать о мерах безопасности! Не работайте с горелкой в непроветриваемом помещении! Не работайте с открытым пламенем без наличия рядом огнетушителя!

Горелки газовоздушные

Огнетушители довольно дешевы и легкодоступны в автомагазинах, а жизнь дорога и в магазине ее не купишь. Лучше купить 2-х литровый огнетушитель с манометром. Есть небольшие дешевые баллончики, но это не огнетушитель! Толку от них мало. Держите рядом емкость с водой на всякий случай. Продумайте, куда будете класть горелку, когда понадобится работать щеткой. Перед пламенем горелки должно быть достаточно свободного пространства и не должно находиться легковоспламеняющихся материалов. Одежда должна быть без свободных рукавов и всяких висящих шнурочков. Длинные волосы тоже необходимо убрать под головной убор.

Все подготовили, приступаем к самому интересному. Аккуратно начинаем обжигать дерево пламенем. Ведем горелку вдоль волокон древесины с одной постоянной скоростью и постоянным расстоянием от горелки до дерева. Если скорость или расстояние будут разные, то древесина будет обожжена неравномерно. Это приведет к появлению пятен после обработки щеткой. Не надо фанатично палить дерево до угля, древесина не должна гореть, иначе сгорит вся фактура. Цвет обожженного дерева должен быть темно-коричневый, но не угольно-черный. Когда дерево равномерно обожжено, металлической щеткой начинаем вычесывать горелые волокна. Вычесываем без сильного нажима, обязательно вдоль волокон. Если щетка в местах склейки перпендикулярных досок при вычесывании попадает на поперечные волокна, то необходимо подложить кусок фанеры (картона) на границу поперечных волокон соседней доски. Иначе щетка процарапает волокна поперек и испортит весь вид изделия. Это бывает, например, при вычесывании рамок.

Собственно, мы уже получили брашированную поверхность. Нужного эффекта добиваемся степенью обжига и вычесывания. Операцию можно проводить несколько раз для достижения более выраженного эффекта. Если процедуру обжига и вычесывания проводить несколько раз, то мягкие волокна будут срезаться больше и твердые волокна выступят сильнее, образуя диковинные ребра.

Деревянные дома европейского
качества по ценам российского
производителя

Строительство домов из клееного бруса

+7 (495) 640-07-97
+7 (495) 724-13-63

Главная / О компании / Блог / Защита древесины обжигом — традиционная технология декорирования и защиты природного строительного материала от гниения, возгорания, придания ей большей стойкости к воздействию влаги и окислению

10.10.2016

Отделка обожженной фасадной доской здания Goyer Residenceв городе Остин, штат Техас, США. Материал Texas Barnwood от компании Delta Millworks (www.deltamillworks.com) Выдающиеся качества материала древесина обусловлены различными причинами. Одна из них — структура. Дерево представляет собой естественный композитный материал с силовым гибким каркасом из цепочек молекул целлюлозы со связующим, в котором одним из важнейших компонентов является лигнин (он и обуславливает превращение живых побегов в жесткую древесину). Другая важная для использования причина — эволюционно приобретенная стойкость к болезням и паразитам (из древесины, к примеру, с давних пор выделяли консервирующие вещества для дубления).

Однако есть у древесины и недостатки: впитывание влаги, набухание, размягчение, естественное природное разложение (жуки и личинки, грибы и бактерии), окисление («выгорание») на свету и проч. Поэтому, к примеру, отделка дома фасадной доской, которая не была предварительно специальным образом обработана, не позволит защитить и украсить строение на длительный срок.

Практически со всеми недостатками позволяет эффективно бороться термообработка — сушка и/или обжиг древесины (промышленный или кустарный — обжиг паяльной лампой). Защита древесины обжигом не только существенно продлевает срок эксплуатации изделий из нее (до 80 лет, как уверяют компании-производители), но и является популярным дизайнерским решением, а также мерой противопожарной безопасности (так как легковоспламеняющиеся смолы поверхностного слоя при обжиге выгорают в первую очередь).

В ходе хозяйственной деятельности, человек обнаружил, что улучшить качества древесины можно длительным вымачиванием, вывариванием, морением, обжигом, осмаливание. Как мы теперь можем понять, перечисленные техники обработки приводили к уничтожению уже имеющихся агентов болезней (бактерий, грибов и личинок), высушиванию (для сухих техник) для предотвращения возможности возникновения и развития болезней в сырой среде, закупорке каналов для предотвращения впитывания влаги.

Процесс обжига доски, собранной в огневой канал треугольного сечения. Из статьи о технике Shou Sugi Ban на сайте www.shousugiban.com Это позволило делать водонепроницаемую, стойкую к гниению утварь, прочное оружие, строить суда и детали механизмов для работы в воде. Методы улучшения качеств древесины и ее защиты можно разделить на химические и физические (термообработка в инертной среде, сушка в электрических полях высокой частоты, обжиг древесины). Стоит отметить, что ошибочно первые относить к неэкологичным, а вторые к экологичным. Средства химической обработки могут являться продуктом переработки древесины без добавления агрессивных компонентов и в этом смысле будут экеологичными, а обжиг древесины для защиты от гниения, напротив, может приводить к выделению вовне и образованию в самой древесине потенциально вредных веществ. Все зависит от применяемых технологий и критериев оценки безопасности.

Обжиг и осмаливание, в конце концов, доросли до современной технологии получения термодревесины. В результате высушивания и прогрева (до 150-270 градусов, возможно под повышенным давлением) в инертной среде (для предотвращения возгорания; такой средой может быть водяной пар, масла) уничтожаются все возможные «зародыши» гниения и механической порчи (личинки). Происходят трансформации на уровне молекул, затвердевание соков и смол, и как следствие — закупорка каналов, предотвращающая впитывание влаги. Дерево становится прочнее и существенно меньше впитывает влагу, слой нагара хорошо защищает от окисления компонентами воздуха и на свету. Другим важным результатом термообработки является изменение декоративных характеристик материала, меняется цвет (становится более насыщенным), проявляется (становится более контрастной) красивая текстура. Благодаря равномерному высушиванию предотвращается возникновение со временем пятнистости от впитывания влаги и выделения солей.

Термодревесину не получить без сложного оборудования. Однако многого позволяет добиться и боле простой способ термообработки — обжиг. Для не слишком толстой доски эффект от обжига будет близок к тому, который достигается при производстве термодревесины. Обжиг открытым огнем применялся и (применяется) при обработке бочек для хранения и модификации алкоголя, для улучшения свойств оружия и кухонной утвари.

Декор деревянной доски с применением обжига газовой горелкой

Обжиг не требует специального оборудования, это процедура занимает немного времени, и ее можно проводить кустарно.

С другой стороны, интерес к традиционным технологиям (да еще с апеллированием к экологичности), хорошие результаты (оригинальный внешний вид, защищенность от гниения и прочих болезней) при небольших ресурсозатратах стали причинами развития производства обожженной древесины в промышленных масштабах.

Обожженная древесина в отделке фасадов и оград. Компания Exterior Solutions (www.shousugiban.co.uk) Для обжига обычно используют древесину хвойных пород (для декорирования интерьеров используют и широколиственные породы). Ее предварительно увлажняют, чтобы обеспечить равномерный глубокий прогрев до обугливания и поднять ворс для его лучшего сжигания, а затем проводят обжиг горелками, либо с помощью разнообразных печей в течение нескольких минут до образования нагара требуемой глубины. Затем доску омывают водой.

Слой нагара при необходимости снимают жесткими щетками на требуемую глубину (в зависимости от того, хотят ли получить черно-серебристую поверхность обугленного дерева или проявить исходный натуральный коричневый цвет древесины с темным до черноты узором, прогоревших глубже менее плотных слоев). Также обработку после обжига совмещают с брашированием (выскабливающими жесткими щетками) для проявления характерного рельефа древесины.

При самостоятельно обжиге древесины, когда нет необходимости в получении сразу больших объемов готового материала и требований к его однородности, обжиг производят ручными газовыми горелками. Альтернативным и более продуктивным методом является обжиг на жаровнях и печах огневых туннелей и коробов, собранных из заранее подготовленных досок. В результате обжига получается красивый и долговечный материал, который можно использовать как для наружной отделки (материал для заборов и оград, фасадная доска/планкен), так и для украшения интерьеров, изготовления мебели.

Один из ныне популярных методов обжига относят к традиционной японской технике Shou Sugi Ban — «Обжиг кедра», альтернативный термин Yakisugi. Но вместо обжига кипариса (точнее Криптомерии японской иначе «японского кедра», Sugi), используют разнообразные доступные хвойные породы, к примеру, лиственницу.

В технике Shou Sugi Ban три доски стягивают обручами в огневой туннель треугольного сечения. Такая труба при помещении ее на жаровню или при наполнении ее горючим горящим материалом способствует возникновению тяги и пламяобразованию. За несколько минут слой древесины внутри туннеля прогорает на требуемую глубину, после чего короб разбирают, обливают водой, чистят и сушат.

Современные последователи Shou Sugi Ban производят обжиг газовыми горелками и обходятся без огневых туннелей. После огневой обработки дерево отчищается от излишнего слущивающегося нагара железными щетками, а затем покрывают маслом для лучшей защиты и придания поверхности характерного блеска и фактуры.

Отделка, набранная из небольших разноразмерных панелей, изготовленных в технике Yakisugi. Компания Exterior Solutions (www.shousugiban.co.uk) Хотя обжиг и сам по себе средство защиты и закупорки поверхностных каналов для предотвращения впитывания жидкости, дополнительная обработка не будет лишней. Особенно если речь идет о фасадной доске и элементах декоративной отделки экстерьера. Даже обугленное дерево меняет свой характерный цвет со временем под воздействием света и естественных окислителей воздуха, поэтому для сохранения характерного внешнего вида (глубокая чернота, блеск) надолго без периодической процедуры «подновления» маслом, стоит покрыть древесину УФ-защитной и водоотталкивающей пропиткой.

Поскольку при обжиге доски происходит пусть и незначительное, но изменение ее размеров, обжиг лучше проводить до монтажа. Однако при желании провести обработку огнем уже смонтированных на здании элементов, можно выполнить и их обжиг с помощью газовых и бензиновых горелок. При этом нужно предпринять меры противопожарной защиты и не допускать прогара на глубину, при которой может нарушиться герметичность и связность стыков.

Главная / Статьи / Технология обжига древесины

Технология обжига древесины

Технология обжига древесины Yakisugi (Shou Sugi Ban) пришла к нам из Японии и дословно переводится как «томление кедра». Появление технологии принято датировать XVIII веком, когда массовому сжиганию подвергся японский кипарис Sugi, вплотную подступавший к сельским поселениям и представлявший угрозу возникновения пожаров. Впоследствии японцы оценили как внешний вид обожженной древесины, так и ее эксплуатационные характеристики. Дело в том, что обработка древесной поверхности с помощью огня позволяет значительно увеличить срок службы древесины – порой до 80-ти лет, защищая от пожара и пагубного воздействия различных природных факторов. Потому обожженная древесина широко используется при строительстве, в частности для облицовки фасадов.

На самом деле технология обработки древесины огнем является гораздо более старинной и издавна ее применяли практически все народности. Осмаливание и обжиг были самыми распространенными способами обработки древесины.

Техники состаривания древесины: браширование и обжиг

И если в первом случае древесина пропитывалась горячей смолой, то во втором под воздействием высоких температур волоконные каналы в наружном слое древесины сужаются и самостоятельно закупориваются смолами и прочими продуктами горения, что в итоге и является защитным механизмом, защищающим древесину и увеличивающим срок ее службы.

В старину лаги и доски обжигали просто на костре, сейчас для этого используется обычная горелка, также в редких случаях – паяльная лампа.

Для процедуры подходят только хвойные породы, отличающиеся высокой плотностью, твердостью и износостойкостью: сосна, кедр, можжевельник. Такую древесину трудно расколоть, и она отличается высокой маслянистостью.

Суть технологии обжига древесины

В чем заключается технология обжига дерева:

  • Для более эффективного результата доски складываются в треугольную форму, образуя короб.
  • Процедура обжига происходит очень быстро и длится в среднем 7-10 минут.
  • Затем доски необходимо потушить, если произошло возгорание, и очистить от нагара, используя специальные металлические щетки.
  • В заключение доски необходимо промыть проточной водой.
  • После всех данных процедур на обожженной доске остается незначительный 5-миллиметровый слой нагара, выполняющий защитную функцию.

Для усиления эксплуатационных свойств древесины и обеспечения еще большей защиты иногда на доски наносится специальный масляной состав, который также придает текстуре дерева приятный глянцевый блеск.

Преимущества обожженной древесины

Древесина, обработанная с помощью японской технологии обжига, широко используется не только для облицовки фасадов, но и при строительстве террас и заборов. Об эффективности данной технологии свидетельствует повсеместное использование обожженного дерева в Японии и других странах. Кроме того, обжиг древесины имеет ряд других положительных моментов:

  • Обработка огнем обеспечивает надежную защиту древесины от пожаров;
  • Также обожженная древесина надежно защищена от гниения, грибков и насекомых;
  • Обработанная таким способом древесина отличается необычным привлекательным внешним видом, причем со временем вид и цвет материала не изменяются;
  • Очень длительный срок службы – до 80-ти лет, и впоследствии обрабатывать древесину не потребуется;
  • Технология очень проста и может осуществляться самостоятельно. Кроме того, у технологии обжига древесины есть еще одно крайне важное преимущество – это прекрасная альтернатива химическим способам защиты. Разумеется, в настоящее время на рынке представлено огромное количество всевозможной защитной «химии»: антипирены, антисептики и пропитки. Но такая механическая обработка достаточно трудоемка и отнимает много времени. В то время как обжиг производится один раз и навсегда, отнимает совсем немного времени, а по результативности ничуть не уступает химической обработке.

Доставка и оплата

Заказать обратный звонок

  Старина всегда была в цене. Дизайн интерьера «под старину» — очень популярный стиль. Он создает впечатление уюта, солидности. Сейчас существует целая индустрия изготовления «старинных» предметов. Многим любителям старины реальная старина не по карману, но грамотная имитация их вполне устраивает. Задача облегчается тем, что в старину в интерьере и при строительстве широко использовалось натуральное дерево, как для изготовления мебели, так и для отделки пола, потолка и стен. Если детали из древесины в интерьере выполнены в старинном стиле, то стиль будет диссонировать со свежестью материала. Более эстетичным и логически завершенным оно будет выглядеть, если древесина также будет выглядять старой.

  Состарить можно все деревянные изделия: от мебели и скульптуры, до паркета, половой доски, балок, деревянной обшивки стен и потолка. Проще всего с половой доской, паркетом и деревянной облицовкой, так как их поверхности плоские. При состаривании поверхностей полок, мебели, скульптур, шкатулок и сундучков необходимо повышенное внимание и сноровка.

Перечислим основные признаки старого дерева:

— от старости дерево темнеет;

— структура его поверхности, обтираясь, становится более рельефной, подчеркивая неоднородную структуру натурального дерева;

— цвет дерева становится неравномерной, оно покрывается патиной;

— старинное дерево несет на себе следы былых повреждений, в частности жуками древоточцами;

— если деревянные поверхности были покрыты краской (стиль «Прованс»), то со временем краска покрывается тонкими трещинками – кракеллюром.

Основные методы искусственного состаривания древесины:

-браширование;

— обжигание;

— обработка морилками (лессирование);

— вощение и полировка;

— нанесение механических повреждений;

— придание потертости;

— окрашивание;

— кракелюр.

Состаривание неокрашенной древесины

  Одним из самых распространенных, но, в то же время, эффективных способов состаривания древесины является браширование. Название метода происходит от английского слова «браш», что означает кисть, щетка. Метод основан на том, что структура дерева неоднородна. Она состоит из чередования более мягких и пористых колец-слоев древесины и более плотных. На доске эта структура выглядит полосами. Со временем более мягкая часть древесины сильнее изнашивается, и поверхность дерева приобретает структурированную форму, повторяющую узор натуральных слоев. При искусственном состаривании поверхность дерева обрабатывают металлической щеткой, которая выбирает на глубине одного или нескольких миллиметров более мягкие слои дерева, имитируя структуру поверхности, состаренную временем. Щетка может быть ручной, а может быть механической, насаженной на болгарку или перфоратор. Далее, желательно дополнительно обработать поверхность более мягкими и тонкими абразивными щетками, чтобы убрать шероховатости и сколы, грозящие занозами.

 Потемнения цвета доски можно добиться с помощью пропитки морилками различных цветов, битумными маслами, специальными лессирующими прозрачными красками, впитывающимися в дерево. Причем более пористые, глубокие слои принимают больше краски и становятся еще темнее, эффектно дополнительно подчеркивая натуральную структуру древесины. Хороший эффект дает протирка еще влажной покраски губкой, дополнительно осветляющая выступающие более твердые слои. После высыхания красителя, можно дополнительно обработать выступающие слои шкуркой.

Еще более подчеркнуть структуру и добиться дополнительной декоративности можно втиранием в углубления различных цветных и металлизированных паст.

 После получения нужного цвета и декора древесины, хорошо обработать ее воском или воскосодержащей пастой, с последующей затиркой. Недостатком данного метода является необходимость периодического ухода за такой поверхностью дополнительной натиркой. Хорошим решением является лакирование акриловыми матовыми лаками. Браширование хорошо сочетать с предварительным обжигом поверхности древесины. Делается это газовым паяльником, паяльной лампой или фефкой. Обжигание ведется до сплошного черного цвета, но на небольшую глубину. После этого, поверхность брашируется, протирается абразивной щеткой или шкуркой. Обожженная древесина имеет теплый натуральный цвет, причем более мягкие и пористые слои прогорают глубже. Далее следует обработка патинированием или морилками с последующим лакированием.

  Браширование можно применять только к мягким сортам древесины с выраженной слоистой структурой. Чаще всего это сосна, ель. Совершенно не подходит для браширования мягкая древесина липы, не имеющая ярко выраженной структуры. Более твердые породы, например дуб, проще состаривать пропитывая битумным лаком. Битумный лак впитывается в структуру, подчеркивая фактуру дерева цветом и тоном. Однако он требует закрепления спиртовым шеллачным лаком. Покрытие битумным лаком позволяет состарить не только деревянные, но и металлические и металлизированные поверхности. Однако покрывая поверхность битумным лаком нужно торопиться с протиркой, высветляющей выступающие части деталей, так как битумный лак, являясь прекрасным патинирующим составом, имеет очень насыщенный и плотный темно-коричневый цвет.

Состаривание окрашенной древесины

  Такой стиль, как «Прованс» предполагает сплошную покраску деревянной поверхности. В этом случае прекрасный результат может быть получен с помощью использования односоставного или двусоставного кракелирующего лака. Кракелюр – это явление растрескивания красочного слоя со временем из-за неравномерности усадки красочного слоя. Обычно, при соблюдении технологии покраски или живописи кракелюр возникает по истечении столетий. Но его можно вызвать искусственно с помощью нанесения специального лака между двумя слоями краски. Тогда растрескивается верхний слой. Либо нанесением двух слоев лака различного состава. В этом случае можно получить кракелюр без нарушения поверхностного слоя дерева. Старые деревянные изделия несут на себе «шрамы» лет, которые можно имитировать с помощью стамески или молотка со сферическим бойком. Работу шашеля и других древоточцев можно имитировать, вбивая тонкие гвозди или шурупы.

Заключение

  Дерево можно эффектно состарить множеством методов, но для того чтобы получить правдоподобный результат нужна умеренность, деликатность, наблюдательность и навык.

Обожжённое дерево для отделки: преимущества и изготовление своими руками

Лучше всего это получается у тех, кто хоть однажды видел действительно старинную вещь из дерева. Держал ее в руках, внимательно разглядывал. Тогда, потренировавшись, можно получить замечательный эффект. Но, если позволяют средства, эту работу следует поручить профессионалу-декоратору.

Толковый словарь

уголь

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

у́гольмужской род
1) Ископаемое твердое горючее вещество органического происхождения.
2) Кусок обгоревшего дерева.
3) Материал для рисования, изготовленный из подвергшихся обжигу тонких веток
дерева.
УГОЛЬ в искусстве
материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек (в 19 в.

также из угольного порошка с растительным клеем).

у́гольесредний род, разговорное, разговорно-сниженно угольнаяженский род, разговорное, разговорно-сниженно УГОЛЬНАЯ КИСЛОТА
Н2СО3, очень слабая и непрочная двухосновная кислота.

Декор предметов Декупаж Браширование древесины с обжигом Как я к нему шла Дерево

Образуется при растворении диоксида углерода в воде. Дает соли — карбонаты и гидрокарбонаты.

УГОЛЬНАЯ РЫБА
рыба отряда скорпенообразных. Длина обычно до 60 см, весит до 3 кг. В Беринговом м. и Тихом ок. до Юж. Калифорнии и Токийского зал. Обитает на глубине 100-800 м. Объект промысла. Жир печени богат витаминами А и D. уго́льник уго́льникмужской род, устаревшее уго́льникмужской род, устаревшее
1) Лес, идущий на древесный уголь.
2) Помещение или сосуд для углей (2).
II
м.
1) Чертежный или измерительный инструмент в форме угла или треугольника.
2) а) Предмет, часть какой-л. плоскости в форме угла или треугольника.
б) Образуемая чем-л. фигура, имеющая такую форму.
3) Накладка, обычно металлическая, скрепляющая или украшающая угол чего-л.;
наугольник.
4) разг. Полка, шкаф, стол и т.п. треугольной формы, предназначенные для
помещения в углу. УГОЛЬНИК
1) инструмент для разметки и проверки взаимной перпендикулярности поверхностей деталей машин. Имеет угол 90°. 2) Чертежный инструмент в форме треугольника. Большинство угольников прямоугольные с острыми углами в 30 и 60 или по 45°. 3) Короткое соединительное звено трубопроводов; см. Фитинг. угольницаженский род
1) Место, где обжигают или хранят древесный уголь.
2) Сосуд для горящих углей; жаровня. угольничекмужской род, разговорное уго́льный
прил.
1) Соотносящийся по знач. с сущ.: уголь, связанный с ним.
2) Предназначенный для добычи, хранения, перевозки угля.
3) Содержащий в себе уголь.
4) Состоящий, сделанный из угля.
5) Получаемый из угля.
6) Действующий с помощью угля.
7) Выполненный углем.
8) Чем-л. напоминающий уголь.
II
прил. разг.-сниж.
То же, что: угловой (2*2,3).
Анаграмма: огульный угольчатыйприлагательное, разговорное, разговорно-сниженно у́гольщикмужской род
1) Работник угольной шахты, угольной промышленности.
2) Тот, кто изготовляет древесный уголь или торгует им. у́гольщицаженский род

© 2018 Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *