Дерево

Объемная резьба по дереву

Главная / Статьи о резьбе / Объемная резьба

Объемная резьба

Резьба по дереву включает в себя несколько разных видов, которые отличаются техникой исполнения, степенью сложности и конечным результатом. Один из таких видов – объемная резьба по дереву, называемая еще скульптурной. Объемная резьба характеризуется тем, что изображение полностью либо частично отделено от общего фона и является рельефным, отдельной скульптуркой или скульптурной группой. Объемная резьба по дереву требует от резчика немалого опыта и большой точности, поскольку ошибки в объеме деталей или масштабе практически всегда фатальны, ведь нарастить ошибочно срезанную часть детали невозможно.

Сходу овладеть искусством объемной резьбы не получится, поскольку для того, чтобы ее освоить, сначала нужно поучиться контурной резьбе и рельефной резьбе, и только после приобретения достаточного опыта и навыков можно приступать к изучению объемной резьбы. Надо сказать, что объемная резьба по дереву потребует наличия специальных инструментов и виртуозного владения ими резчика.

История объемной резьбы насчитывает многие сотни лет, со времен Древней Руси ею украшали жилища, мастерили игрушки и создавали скульптуры, изображавшие людей, животных, сказочные персонажи. Производство резных игрушек одно время было настолько востребовано, что выделилось в отдельный промысел, имеющий несколько вариантов техники исполнения. Нашла применение объемная резьба и как отрасль церковной резьбы – такая техника позволила создавать скульптурные изображения святых, кресты различных размеров, деревянные алтари, резные иконы и пр.

Мастер класс резьбы по дереву – вырезаем королевскую лилию – советы мастера

Талантливый резчик способен воплотить в деревянной скульптуре свое видение прекрасного, создавая настоящий шедевр. Каждая такая работа полностью индивидуальна, очень сложно найти две одинаковые вещи даже одного мастера.

К объемной резьбе относится и корнепластика, этим видом искусства способны овладеть только опытные искусные резчики с хорошим воображением. Для корнепластики берут нижнюю часть ствола дерева, имеющую подчас довольно причудливые формы, в которых мастер способен уловить сходство с человеком, зверем или цветком и затем воплотить в жизнь это сходство, создав оригинальную скульптуру.

Оставьте комментарий, тем самым Вы поможете сделать эту страницу и сайт лучше!
Мы будем очень благодарны Вам!

Поиск Лекций

Прорезная и накладная резьба

Прорезная резьба

Если фон в рельефной резьбе выбрать (совсем убрать), то мы получим прорезную резьбу (см. рис. 329, 337, 338).

Прорезная резьба может быть и геометрической, и контурной, и заоваленной, но чаще всего орнамент в прорезной резьбе выполняется именно рельефной резьбой.

Прорезную резьбу иногда называют ажурной резьбой. Это будет верно в тех случаях, когда орнамент будет похож на кружево и поэтому будет создавать впечатление ажурности. Ажурность может быть в орнаментах и других видов резьбы — геометрической, контурной, заоваленной, контурно-рельефной, рельефной резьбы и т. д.

Прорезная резьба делается там, где сквозь нее должно быть что-либо видно, например на филенках дверок верха буфета или на ширмах, наличниках, подзорах домов, где она создает впечатление легкости.

На рис. 329 показана готовая филенка дверки прорезной резьбы, Процесс выполнения прорезной резьбы следующий:


Рис. 329. Филенка. Прорезная резьба. Композиция автора

Прорезка отверстий (рис. 330). Отверстия (1) прорезаются крутыми стамесками, в тесных местах мелкими, а в широких — большими. Чтобы не скалывать древесину с задней стороны, щиток с орнаментом надо плотно класть на какую-либо гладкую дощечку.


Рис. 330. Процесс выполнения прорезной резьбы

Черновая обрезка (2). Делается отлогими, средними и крутыми полукруглыми стамесками. Обрезать надо почти вплотную к линиям орнамента вертикальными резаками, в углах — узкой крутой стамеской. Если при прорезке отверстий сколы древесины на задней стороне филенки не всегда портят работу, то здесь такие сколы уже недопустимы.

Обрезка начисто (3). Делается резаком, прямыми и полукруглыми стамесками. Особенно внимательно надо следить, чтобы щиток плотно прилегал к другой дощечке. Иногда древесина, особенно липовая, попадается мягкая и срезы получаются не гладкими. В таких случаях надо работать резаком и прямой стамеской не тычком, т. е. не надо срезать древесину вертикальным движением стамески сверху вниз, а скользящим срезом, двигая стамеску вниз и в сторону. Если стамески острые, то этим приемом (скользящим срезом) можно и на мягкой липовой древесине получить чистый и отличный срез.

В узких местах и в углах удобнее работать ножом (рис. 331).


Рис. 331. Прием работы ножом

Резьба рельефа. После обрезки контура начисто орнамент режется как обычно. Необходимо работать более внимательно и осторожно, чем во время работы над рельефной резьбой. Детали орнамента в прорезной резьбе, особенно если они длинные и тонкие, а материал хрупкий, — очень легко выколоть.

Срезка фасок (см. рис. 336). В прорезной резьбе на обратной стороне орнамента срезаются фаски. При срезании фасок срезаются сколотые и помятые края орнамента и скрадывается толщина щитка, что делает орнамент более легким. Фаски срезаются разной ширины, что зависит от форм в орнаменте. Могут быть и такие формы, где снимать фаски совсем нельзя.


Рис. 336. Фаски с обратной стороны орнамента прорезной резьбы

Прорезку отверстий стамесками можно заменить сверловкой их центровой или другой перкой с помощью коловорота (рис. 332). Щиток во время сверловки в нем отверстий надо плотно класть на другую дощечку. Сверлить надо не сразу на всю толщину щитка. Как только центр перки пройдет щиток насквозь, щиток перевертывают и сверловку отверстия заканчивают с другой стороны щитка, это предохраняет щиток от продавливания его перкой.


Рис. 332. Сверление центровой перкой с помощью коловорота

Обрезку начерно можно заменить выпиловкой лобзиком (рис. 333). Лобзик во время работы должен ритмично двигаться вверх и вниз. Пилка должна ходить вертикально или слегка наклоняясь вперед. При крутых поворотах пилки в материале нельзя прекращать движение пилки вверх и вниз, иначе она легко перекрутится и лопнет.


Рис. 333. Выпиливание лобзиком

На рис. 334 показана выпиленная филенка прорезной резьбы. После выпиловки можно обрезать контур орнамента начисто, но можно и сразу начать работу над рельефом. В этом случае труднее сохранить правильный контур орнамента, но зато легче будет обрезать его начисто и вырезать лишний материал в узких местах, так как толщина щитка во многих местах срежется.


Рис. 334. Филенка прорезной резьбы, выпиленная лобзиком

На рис. 335 показана уже готовая филенка. Такие филенки прорезной резьбы или подобные им по размерам и орнаментам могут быть использованы в дверках шкафчиков, буфетов и т. п. Необходимо иметь в виду, что толщина филенок не должна превышать 7-12 мм, в зависимости от размеров изделий. Большая толщина щитков затрудняет работу и делает орнамент прорезной резьбы грубым.


Рис. 335. Готовая филенка прорезной резьбы. Композиция автора

На рис. 328, 337, 338 показаны готовые изделия, украшенные прорезной резьбой.


Рис. 337. Тарелка-сухарница. Композиция и работа автора (Семеновский музей)


Рис. 338. Шкафчик висячий. Дуб.

Объемная резьба по дереву

Композиция и работа автора (Семеновский музей)

Накладная резьба

Орнамент, выполненный прорезной резьбой и предназначенный для наклейки на готовый фон, будет называться накладной резьбой.

В мебели часто филенки больших дверок, например шифоньеров, фанеруются ценной древесиной с красивой текстурой. Нельзя, конечно, делать резьбу на тонкой фанере, а если филенка сделана из массива, то все равно нет смысла делать на ней резьбу, красивый рисунок текстуры в резьбе может исчезнуть, а особенно на радиальном срезе. В то же время изделие с большими гладкими поверхностями может выиграть, если его в меру украсить резьбой. В этих случаях и делается накладная резьба из древесины той же породы, что и изделие или же из другой породы. Орнамент накладной резьбы чаще всего делается в виде стилизованных цветов и наклеивается в центре или выше больших плоскостей мебели, например на филенках шифоньеров, буфетов и т. п. (рис. 339, 340).


Рис. 339. Накладная резьба. Часть филенки шифоньера. Композиция Батаковой (Семеновская профтехшкола)


Рис. 340. Накладная резьба. Часть филенки буфета. Композиция автора

По технике исполнения накладная резьба не отличается от прорезной резьбы. Но снимать фаски на обратной стороне орнамента надо избегать, это должно учитываться и при композиции орнамента накладной резьбы. Наклеенная накладная резьба со снятыми фасками с обратной стороны орнамента даст впечатление оторванности орнамента от основного фона. По этим причинам надо особенно опасаться сколов с обратной стороны орнамента. Для этого можно на гладкую с правильной поверхностью дощечку наклеить бумагу, а на бумагу наклеить дощечку с будущим орнаментом, заранее выпиленным лобзиком или начерно обрезанным (рис. 341). Такой способ предохраняет от сколов и дает возможность удобно закреплять работу. Готовая резьба снимается по бумаге с дощечки с помощью тонкого ножа.


Рис. 341. Накладная резьба в процессе выполнения (наклеенная через бумагу)

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Прорезная резьба по дереву для начинающих — создавайте уникальные изделия из дерева своими руками при помощи видео мастер-классов 

Существует такой вид резьбы, как сквозная или ажурная — она подразделяется на, собственно, сквозную и накладную, имеет два подвида: прорезную резьбу (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами) и пропильную резьбу (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком). Самым производительным инструментом, безусловно, является электролобзик. С ним как раз легко выполнять прорезную резьба по дереву!

Прорезную резьбу называют ажурной, потому что, как вы можете видеть на фотографиях, изделия, изготовленные в этой технике, выглядят невероятно легкими, словно нежнейшее кружево. Суть прорезной резьбы заключается в том, чтобы насквозь пропилить узор в тонкой деревянной заготовке. Этот вид резьбы приобрел невероятную популярность в сфере украшения дизайна и интерьеров.

Практические советы резьбы по дереву для начинающих мастеров

Самыми яркими примерами прорезной резьбы можно считать резьбу домовую — украшения для наличников на окна и двери, резные перила, украшения фронтонов создавались на Руси с незапамятных времен и многие из них сохранились до наших дней.

Основное отличие прорезной резьбы заключается в том, что фон изделия удаляется полностью. Но иногда, для наилучшего восприятия узора, его прибивают или приклеивают к сплошному фону контрастного цвета. Этот прием называют накладной резьбой.

С чего начинается прорезная резьба

Изначально необходимо подобрать подходящую по размерам деревянную заготовку, причем для такого вида резьбы обычно используют древесину хвойных деревьев (ель, сосна, пихта).

Затем выбирается нужный орнамент и подготавливается для переносана заготовку. При этом создать чертеж будущего трафарета можно самостоятельно, либо выбрать уже существующий шаблон из интернета, где вы можете найти огромное количество как отдельных картинок, так и целых альбомов с изображениями. Ниже на фото представлены примеры удобных и простых  чертежей:

Выбранный рисунок сначала переносится на бумагу, затем бумага жестко фиксируется на деревянной заготовке. После этого можно либо сразу высверливать отверстия для пилки и начинать выпиливание, либо дополнительно перенести узор на поверхность дерева, после чего приступить к резьбе.

Выбирая эскиз, следует помнить, что мелкие детали орнамента будут незаметны на крупном фоне, например, на фасаде здания. Поэтому подбирать нужный орнамент надо с учетом пропорций украшаемого элемента, будь то дом или рама для картины.

Инструменты и приспособления, применяемые при прорезной резьбе

При выполнении резьбы такого вида используют самые различные режущие инструменты, вроде обычных ножей и стамесок. Но работа такими инструментами очень трудоемка и утомительна. Поэтому более популярными таких целей являются дрель и пила, причем тип пилы может быть разный – от лобзика до ручной ножовки, в зависимости от размера созданного вами шаблона.

В наше время мастера редко используют ручной труд при выполнении масштабных работ. Зачастую используют удобные бытовые электроинструменты, например, электродрель, ручной фрезер и электролобзик. С использованием электролобзика работа проходит быстро, легко и качественно. Но при такой работе невозможно обойтись без дрели, используемой для предварительного засверливания отверстий для пилки. Работа ручным фрезером не на столько легка и производительна, к тому же требует предварительных навыков в обращении с этим электроинструментом. Но резьба получается значительно качественнее и при этом не требуется делать предварительных отверстий в заготовке.

Существуют и более оригинальные способы создания прорезного узора на деревянной заготовке. Одним из таких способов является прожигание. Суть данного способа заключается в буквальном прожигании сквозного узора на дереве сильно нагретой нихромовой проволокой. Минусами же можно считать специфический запах гари, необходимость охлаждать рабочий инструмент, из-за чего работа немного затягивается по времени, а так же заметно обугленные края готового узора.

Более усовершенствованным методом такого способа можно считать лазерную резку, которая выделяется высоким качеством и точностью получаемого рисунка. Однако использование подобного способа возможно лишь при закупке очень дорогостоящего оборудования, из-за чего ныне этот вид работы не очень часто используют на практике.

В заключении статьи хотелось бы продемонстрировать вам потрясающую работу очень опытного мастера, изображающего на своих работах не просто абстрактные рисунки, а очень точные и подробные копии животных.

Видео об основах прорезной резьбы

Добавил: DiveevaВернуться назад

Самые интересные статьи:

Техника резьбы по дереву

Виды резьбы

Резьба по дереву, которой издавна украшали жилища, корабли, мебель, посуду, орудия труда и предметы для развлечений и отдыха, разделяется на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная, плоскорельефная, рельефная, прорезная или ажурная, скульптурная или объемная, домовая (корабельная). В свою очередь каждая из этих групп делится на несколько разновидностей в зависимости от рисунка и техники выполнения.

Плосковыемчатая резьба

Трехгранно-выемчатая резьба

Скобчатая (ногтевидная) резьба

Плоскорельефная резьба

Ажурная (прорезная или пропильная) накладная и с удаленным фоном резьба

"Домовая" или "корабельная" резьба

Объемная (горельефная или скульптурная) резьба

Основные правила и приемы резьбы

Эти правила, которые каждый резчик, приступая к работе, должен усвоить и соблюдать, имеют решающее значение. Прежде всего, нужно изучить свойства древесины, потому что каждая порода обладает присущими только ей определенными качествами и текстурой, вследствие чего имеются различия в способах обработки различных пород.

Урок 1. Азбука резьбы

Необходимо иметь представление о разнообразии цветовой палитры, уметь придать дереву искусственным путем (отбеливанием, крашением, тонированием) нужный цвет и оттенки. Кроме того, должно учитывать способность древесины легко обрабатываться и приобретать вследствие обработки гладкость или матовый блеск, воспринимать лицевую отделку, а также различия текстуры трех основных срезов — продольных, поперечных и торцевых.

Выполнение резьбы в любой технике обязательно начинают с закрепления заготовки на верстаке державками или другими приспособлениями.

Практический опыт, приобретенный в работе, подскажет правильный выбор технологии при изготовлении резных изделий, но в любом случае срезы и резьба профильных форм осваивается на трех основных сторонах заготовки. Рассмотрим же их попристальнее.

а) Срез по наклонной

б) Срез поперек волокон

в) Срез на торцевой поверхности. Срез на торцевой поверхности всегда ведется от краев к середине. При попытке резьбы от середины к краям неизбежно приведет к сколам и отщепам.

г) Резьба прямой двусторонней выемки поперек волокон

д) Резьба прямой двухсторонней выемки, расположенной наклонно

е) Резьба прямых двусторонних выемок вдоль волокон

ж) Резьба выемки, расположенной по кривой или по окружности

з) Резьба полукруглой выемки, расположенной наклонно

и) Резьба круглой вогнутой выемки, расположенной на пласти

к) Резьба круглой вогнутой выемки, расположенной по торцевой стороне заготовки

л) Резьба круглой выпуклой формы на пласти

м) Резьба круглой выпуклой формы на торцевом срезе заготовки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *