Дерево

Как сделать катамаран схема

Содержание

Как самостоятельно построить катамаран

Ко мне обращаются сотни разных людей с вопросами о самостоятельной постройке яхт. Я добросовестно отвечаю каждому на все, как правило, одинаковые вопросы.  Поэтому я решил объединить свои ответы в цикл статей, и разобраться, наконец, как самому построить катамаран.

  1. ЦЕЛЬ.

Прежде всего надо понять зачем вам все это нужно.

Если вы хотите иметь катамаран такой же как «Лагун», «Леопард», или любой другой серийно выпускаемый катамаран, но не хватает средств на его приобретение, то обратитесь к вторичному рынку. 5-ти, 10-ти, 20-ти летний катамаран может быть вам по карману. Все равно он будет красивым, белоснежным и пафосным. И это будет дешевле, чем построить такой же самостоятельно. Только надо отдавать себе отчет, что стоимость возможно-необходимого ремонта бывалого катамарана может превышать его изначальную цену.

Если вы придумали лучший катамаран, с гениальными обводами и умопомрачительной внутренней планировкой, то сам Бог велел вам строить самостоятельно! Но в нашей компании, даже после двадцатого построенного катамарана, приходят мысли, что лучше было бы изменить, для улучшения конструкции в следующем.

И вот только после того, как вам удалось попробовать в качестве капитана большинство серийных лодок, и вы составили для себя список того, что бы вы хотели в них изменить, самое время задуматься о самостоятельной постройке.

      2. Выбор материала для постройки катамарана.

Подавляющее большинство современных катамаранов строится из стеклопластика. Стекломат, на полиэфирной основе укладывается в матрицу и оборачивается полиэтиленовым пакетом из которого откачивают воздух. 12 часов и красивая скорлупа будущего катамарана готова. Сверх технологично! Но есть, о чем задуматься.

Если бы у вас были такие матрицы, то вы бы и были заводом «Лагун».  И тогда, вы бы для себя, любимого, склеили бы корпус с правильной толщиной обшивки, чтобы при любой ошибке пилотирования, именно ваша лодка не была бы похожа на рваные лохмотья при встрече в море с полузатопленным грузовым контейнером.

Вторая проблема стеклопластиков – постоянный стирольный фон, который излучает корпус. Конечно, если вы берете лодку в чартер на недельку, то проблем немного. Разве что неприятный запах в каютах, да и то его уже через пару лет почти не замечаешь. Но жить в такой лодке месяцами я бы не рекомендовал и врагу.

Конструкция катамарана для водных походов глазами туриста-водника

Не хочу никого критиковать. Но любой человек может легко в интернете найти информацию о воздействии стирола на организм человека.

Достойных морских катамаранов из дерева или из металла я лично не встречал.

Алюминиевые лодки строят. Но это сложный и крайне недешевый процесс. Дюралевые катамараны относительно легкие, прочные, но как правило, с кондовыми формами. Дюралевый лист не может гнуться в трех плоскостях поэтому неизбежны острые углы корпуса и рубленные обводы, не позволяющие воде правильно обтекать корпус. К тому же длительность эксплуатации алюминиевого сплава в морской воде сильно зависит от качества именно конкретного сплава, из которого строится лодка. А если просто приобрести АМГ 5 или 6, то может сильно не повести. И через несколько лет корпус начнет превращаться в белый порошок, пока не исчезнет совсем.

Только изучив досконально весь мировой опыт постройки катамаранов, мы приступили к экспериментам с тогда, абсолютно новым и прогрессивным материалом – полиуретаном. Все это произошло 20 лет назад. Но с тех пор и по сей день почти каждый год в мире появляются все новые и новые виды полиуретанов. Это и мастики, и краски, и герметики, и шпаклевки. Одним словом, все, что необходимо для постройки катамарана.

Мы не торгуем полиуретанами и не рекламируем их, но наши лодки, построенные 20 лет назад, эксплуатируются и по сей день без ремонтов. Производители этих материалов дают гарантии на 50 лет, и мы начинаем в это верить.

Но главное! Полиуретаны не выделяют вредных веществ! В полиуретановых емкостях можно хранить продукты и питьевую воду потому что этот материал не вступает в реакцию практически ни с чем, даже с самим собой.

А значит, в полиуретановых катамаранах можно жить месяцами без вреда для здоровья. Чем, собственно, мы и занимаемся.

      3. Деньги.

Построить морской круизный катамаран для длительного проживания за 1 млн. руб. нельзя! Даже если вы все умеете делать своими руками и собираетесь выдолбить корпуса из дуба, растущего у вас во дворе.

Крайне неправильно прикинуть стоимость фанеры и массу связующего, чтобы оценить себестоимость постройки катамарана. Вам еще придется закупать тысячи мелких и не совсем, позиций из чего и будет складываться общая стоимость будущего катамарана. Якорные лебедки, палубное покрытие, сотни кисточек, швартовые утки, кранцы, рангоут, такелаж, паруса, моторы, водопровод, канализация, электричество, навигация, нержавеющие болты, иллюминаторы, аккумуляторы, и этот список не иссякаем.

Да, вы возможно сможете вдвое сократить расходы при самостоятельной постройке своего катамарана относительно покупки нового, серийного у мировых производителей. Но вы потратите на это годы собственного титанического труда и будете вынуждены приглашать помощников. А на выходе, все равно получите убогое подобие того французского аналога, к которому вы так стремились.

       4. Вывод.

Если вы прошли тысячи морских миль в качестве капитана на своих или чартерных лодках и точно поняли, что бы вы хотели в них переделать и улучшить. Если вам стало не уютно на жестких банках в кокпите, а теснота в каютах стала раздражать, если автономность вашей лодки достаточна только для того, чтобы переходить от марины к марине, если вы собираетесь проводить в своей лодке больше времени, чем воскресные прогулки вдоль берега, если вам все еще интересно, что там за поворотом, а земля еще кажется круглой, то надо строить лодку для себя.

Чувствуете в себе уверенность, есть достаточно средств, свободного времени и подходящее помещение на берегу водоема – в добрый час. Ответим на любые ваши вопросы, расскажем обо всем, что сами знаем. Пишите, задавайте вопросы.

Хотите все сами, но в самых трудоемких моментах, например, в постройке корпуса, обратиться к профессионалам. Пишите – обсудим. 

Написать

Изготовление шпангоутов.

Варианты сборки для остроскульных шпангоутных рамок :
Изготовление шпангоутов начинается с вычерчивания на плазе теоретического чертежа рамки
шпангоута.  Для деталей шпангоута применяют мелкослойные сосновые или еловые  рейки (реже дубовые). Часто днищевые рейки выклеивают из пакета реек и покрывают фанерой с двух сторон.
    По теоретическому чертежу изготавливаются все деталь шпангоута, причем, с особой
тщательностью подгоняются встык все рейки, временно прибиваются на гвоздях к плазу. Плаз можно
соорудить на ровном полу (если вам не жалко вгонять в него гвозди) или из листов низкосортной фанеры.
Далее, когда контуры рамки получены, изготавливаются кницы и флоры из водостойкой или авиационной
фанеры. Выпиливать их лучше на циркульной пиле, давая припуск 2- 3 мм на окончательную обработку,
потому как после пилы края деталей, возможно, будут "лохматыми". Для обработки торцов книц, очень
удобно использовать заточной станок с крупным шлифовальным камнем, процесс двигается быстро и
качественно. Кницы и флоры, нужно изготовить в двух экземплярах, т.к. они будут устанавливаться с
двух сторон шпангоута. Теперь можно приступать к склейке шпангоута, кницы запрессовываются на эпоксидном клее при помощи шурупов.

Как сделать катамаран из пластиковых труб своими руками?

Шурупы надо применять медные или латунные, на худший случай можно и оцинкованные. Через 2-3 часа, когда клей схватиться аккуратно снимается с плаза шпангоут и переворачивается, аналогично процесс  повторяется с другой стороны шпангоута. Через сутки шпангоут снимается с плаза, и можно начинать изготавливать следующий.
    Не стоит в шпангоуте прорезать места под бортовые или днищевые стрингеры сразу,  это нужно делать после установки, всех шпангоутов на стапель. Тогда можно точно уложить стрингер по месту, без сильных изгибов и круток. Тоже относится и к снятию малки.
 
 
 
 
 

Катамараны 2-местные и 4-местные является разборными, надувными туристскими суднами, которые предназначены для спортивных соревнований и водных путешествий 1-5 категории сложности.

Катамаран представляет собой две надувные гондолы, соединенные между собой рамой. Гондолы состоят из 2 внешних силовых оболочек (которые имеют по бокам петли для установки металлической или деревянной рамы) и внутренних воздухонепроницаемых баллонов (2 или 4 в зависимости от модели).

Внутренние баллоны надуваются через трубки надува (клапана) при помощи насоса. При сборке рамы, ширину катамарана рекомендуется делать 190-220 см (в зависимости от сложности реки). Спереди и сзади катамарана рекомендуется укрепить причальные концы длиной 10-20 м.

Последовательность сборки катамарана

Достаньте гондолы из упаковочной сумки и разверните их на сухой ровной площадке без песка, камней и острых предметов.

Разложите внешние силовые оболочки по всей длине.

Разложите внутренние баллоны по всей длине трубкой надува (клапаном) вверх.

В силовые баллоны аккуратно вставьте внутренние баллоны, не допуская перекручивания и перекоса (вставляете в прорезь на кормовом окончании силовой оболочки, протягиваете баллон, используя центральную прорезь, до носового окончания силовой оболочки). Проследите, чтобы окончание внутреннего баллона совпало с окончанием силовой оболочки, а трубки надува (клапана) внутренних баллонов совпали с соответствующими отверстиями на силовой оболочке. Данную операцию удобнее и эффективнее осуществлять вдвоем.

Положите баллоны параллельно друг другу и накачайте их примерно на 50%. Следите за тем, чтобы при накачке трубки надува (клапана) не перекашивало и не затягивало внутрь баллона

После этого соберите раму катамарана. Она может быть металлическая либо самостоятельно изготовленная из деревянных жердей. Деревянную раму лучше делать из следующих пород деревьев:

• продольные жерди – из лиственницы, пихты, ели;
• поперечные жерди – из березы.

На жердях необходимо тщательно обрубить все сучки и после этого ошкурить наждачной бумагой.

Сборка рамы с помощью резиновых лент

Рама 2-местного катамарана состоит из 4 продольных и 3 поперечных труб; 4-местного – 4 продольных (сборных) и 4 поперечных труб.

Нарежьте резиновые ленты из автомобильной камеры (ширина лент должна быть 2 – 3 см, длина – 100-120 см). Ленты режьте по спирали диаметра камеры, без надрезов и заусенец, иначе они будут рваться при сборке рамы. Сделайте из проволоки толщиной 2-3 мм петлю длинной 20-30 см.

Разложите на земле параллельно друг другу 4 продольные трубы. Сверху, перпендикулярно им, положите поперечные трубы рамы согласно размеру и конструкции катамарана. Стяните места соединения продольных и поперечных труб рамы с помощью резиновых лент следующим образом:

1. Положите один конец резиновой ленты на продольную трубу в месте соединения труб и придавите его поперечной трубой. Обогните лентой продольную трубу, натягивая ленту, сделайте два оборота по диагонали вокруг стягиваемых труб. Далее стягивайте трубы резиновой лентой крест на крест.

2. Когда останется свободный кусок ленты на два-три оборота, положите проволочную петлю на резиновую стяжку и придавите ее двумя оборотами ленты. После этого вставьте свободный конец резиновой ленты в проволочную петлю и продерните ленту бантиком через резину (см. рисунок).

Рисунок – Стяжка продольной и поперечной трубы с помощью резиновой ленты.

Далее установите раму на гондолы и пришнуруйте к ним продольные трубы капроновой верёвкой (стропой), пропуская её через боковые петли силовой оболочки.

Накачайте катамаран до требуемого давления. Проверьте, как встали внутренние баллоны в носу и корме. При необходимости подспустите катамаран, поправьте внутренние баллоны через прорези и снова накачайте катамаран.

Следите за тем, чтобы при накачке трубки надува (клапана) не перекашивало и не затягивало внутрь баллона.

Самодельный катамаран

Рекомендации:

1. Не накачивайте гондолы чрезмерно, особенно в жаркую солнечную погоду. После накачки гондола должна проминаться при нажатии пальцем на несколько сантиметров.

2. Трубка надува (клапан) должна ровно выходить из отверстия в силовой оболочке.

3. Загружайте катамаран только в воде, закрепив его причальным концом на берегу.

4. Во время сплава не передвигайтесь с баллона на баллон, не прыгайте с катамарана в воду.

5. Не сходите с катамарана до полной его остановки.

6. Во время остановок и стоянок катамарана, гондолы следует слегка сдуть, чтобы избежать перегрева на солнце и последующего разрыва швов оболочки и баллона.

7. Не допускайте попадания влаги внутрь отсеков гондол.

8. Не передвигайте катамаран за трубки надува (клапана).

9. Не сидите на катамаране, расположенном на берегу.

10. Не пользуйтесь катамараном без спасательных жилетов.

11. После использования внешние силовые оболочки и внутренние надувные баллоны необходимо тщательно просушить. Для этой цели достаньте внутренние баллоны из силовых оболочек.

К ВОЗВРАТУПРИНИМАЮТСЯТОЛЬКОСУХИЕ И ЧИСТЫЕКАТАМАРАНЫ!!!

Катамаран надувной парусный. Наполненный ветром тугой парус… Этот извечный символ романтики никого не оставит равнодушным. И нет ничего удивительного в том, что число энтузиастов парусного спорта с каждым годом все возрастает. Сегодня их значительно больше, чем могут принять яхт-клубы, поэтому работать над созданием любительских парусных судов многим приходится без квалифицированной консультации.

Проектирование парусника, да еще такого, который в межсезонье придется держать в городской квартире, заключает в себе целый ряд проблем. Ведь судно должно быть разборным, легким, при хранении занимать как можно меньше места. Взявшись за конструирование такого судна, мы рассмотрели немало вариантов компоновки, постарались тщательно вмесить достоинства и недостатки различных проектов. Выбрали схему катамарана с надувными поплавками и, надо сказать, не ошиблись.

«Порыв» — так мы назвали свой надувной парусный катамаран — оправдал наши ожидания: он оказался быстроходным, компактным в разобранном виде и сравнительно простым в изготовлении. По характерному показателю — отношению собственной массы к площади парусов — «Порыв» превосходит лучшие из известных нам образцов любительских судов. Сравните: наиболее легкие парусники — байдарки и швертботы, оснащенные парусами площадью 7 м, — имеют массу 70—80 кг, а наш катамаран при парусности 13 м2 весит всего 60 кг.

Его хорошая обитаемость позволяет совершать не только однодневные прогулки, но и длительные путешествия. Выбирая габариты судна, мы исходили, прежде всего, из численности экипажа. По условиям безопасности плавания на борту катамарана должно быть не менее двух человек. Поскольку увеличение команды привело бы к значительному росту размеров, решено было строить катамаран двухместным. Его полезная грузоподъемность составила 240 кг, полное водоизмещение — 300 кг. Принимая трехкратный запас плавучести, мы получили расчетный объем поплавков 900 л. Жесткую раму для соединения поплавков собрали из легких дюралюминиевых труб диаметром 40, 50, 60 и 70 мм.

Применение телескопической укладки труб позволило свести размеры главной упаковки металлоконструкции катамарана до габаритов 2200X150X150 мм. Узлы крепления разрабатывались с использованием минимального количества крепежных деталей — это облегчило и ускорило сборку. Особенность конструкции катамарана — оригинальные шпангоуты, позволяющие изменять профиль ватерлинии поплавка. На концах шпангоутов установлены крепления байонетного типа, благодаря им легко отсоединяется продольный стрингер-трос.

На «Порыве» поставлен один шверт, укрепленный на балке с помощью специального шарнира, обеспечивающего две степени свободы. Вертикальное положение шверта фиксируется двумя парами тросовых растяжек. Такое крепление исключает лишние балки и, следовательно, уменьшает вес. Кроме того, оно позволяет легко отводить шверт назад при движении на мелководье или при курсах фордевинд (когда шверт только тормозит судно), а также дает возможность в небольших пределах смещать центр бокового сопротивления (ЦБС). Есть в конструкции катамарана и другие оригинальные решения. Пожалуй, наиболее ответственный элемент судна — это поплавки.

Их изготовили из прорезиненной ткани типа БЦУ пригодна и «серебрянка» или так называемая «мелиоративная» ткань. Чтобы обеспечить достаточную прочность, материал продублирован. Сделать это рекомендуем следующим образом. После того как оба куска ткани покрыты двумя слоями резинового клея и просушены, на один из них накладывается тонкая полихлорвиниловая пленка на 50— 100 мм шире, чем полоса ткани.

Затем ткань пленкой наружу наматывается на легкую трубу диаметром 50—100 мм. Получившийся рулон укладывается на край второго заранее подготовленного куска материала и с совмещением краев разматывается примерно на 500 мм. После этого рулон сворачивается вновь — таким образом, чтобы он катился по ткани без набегов и складок. Теперь, подвернув пленку внутрь, надо осторожно отделять ее, одновременно раскатывая и разглаживая второй кусок ткани. Если края полотен начнут расходиться, их постепенно совмещают.

После завершения этой операции материал с усилием прокатывают бутылкой по всей поверхности. Поплавок имеет раскрой с одним продольным швом (рис. 3). Склеивать его начинают с середины. Для обеспечения герметичности место соединения изнутри и снаружи проклеивается полосой ткани шириной 30 мм; сам же шов должен иметь ширину 25 мм. Надувают поплавок через носовой штуцер большого диаметра — отрезок резинового шланга с внутренним диаметром 24 мм, плотно вставленный в тонкостенную дюралюминиевую трубку (рис. 4а). Резиновый шланг закупоривается выточенной из текстолита пробкой, заполненной пенопластом.

Вспомогательный штуцер (рис. 46) в средней части поплавка служит для подкачки на плаву. Заделка кормы поплавка (рис. 5) позволяет при необходимости быстро вскрыть его, вывернуть наизнанку и отремонтировать. Делается она так: кормовая часть поплавка складывается вчетверо, перегибается вокруг резинового шнура диаметром 3—5 мм и вставляется внутрь разрезанной вдоль дюралюминиевой трубы. Чтобы сложенный материал легко и без повреждений входил в прорезь трубки, его огибают латунной фольгой. Трубка зажимается с помощью сквозных болтов М4. Ушки под шпангоут приклеиваются к поплавкам после того, как те будут надуты.

(Последнюю операцию в домашних условиях целесообразно выполнить с помощью пылесоса.) Сами ушки образуются из сложенной вдвое и проклеенной ткани размером 80X 25 мм. В местах их приклейки оболочка усиливается прямоугольной заплатой размером 40х60 мм. Рама катамарана представляет собой набор дюралюминиевых труб. На каждый стрингер пойдут по две трубы размером 2200 X 40 Х2,5 мм, а на место стыковки надевается муфта — отрезок трубы 180 X 44 Х 2 мм, — которая фиксируется двумя винтами М4 с потайными головками.

Кормовая часть стрингера свободно входит в муфту при сборке, в его оконечности фрезеруются под охват поперечных балок. Четыре поперечные балки изготавливаются из труб диаметром 50 X 1,5 мм, а одна — подмачтовая — из трубы 70 X 2 мм. С торцов они отфрезерованы таким образом, что охватывают немного более половины диаметра балки-стрингера. На расстоянии 55 мм от концов средних поперечных балок в одной плоскости диаметрально просверливаются сквозные отверстия диаметром 26,5 мм, в которые вставляются стойки шпангоутов (см. рисунок 6).

Сам шпангоут представляет собой отрезок трубы, изогнутой по диаметру поплавка и скрепленной со стойкой треугольной пластиной-косынкой из дюралюминия толщиной 1 мм на пяти заклепках. На стойку сначала надевается упорное кольцо с двумя резьбовыми отверстиями М4 для фиксации высоты крепления рамы относительно шпангоута, а затем одновременно поперечная балка и хомут с закрепленной на нем шпилькой-растяжкой М8. Эта шпилька вставляется в сквозное диаметральное отверстие стрингера и затягивается гайкой-барашком. На торцах шпангоута выполняются проточки — замки байонетного типа под стрингер-тросы, а е верхней части стойки — прорезь шириной 4 мм для укладки несущего леера поплавка. В оконечностях судна имеются однотипные узлы крепления стрингера и поперечной балки (рис. 7).

Принцип их устройства аналогичен только что рассмотренному, добавлены только пальцы для закрепления стрингер-тросов и огонов леерных и диагональных тросов. Чтобы центральная балка не прогнулась под давлением мачты, поставлена специальная распорка, поддерживающая балку с помощью двух диагональных тросов-растяжек. Ее конструкция показана на рисунке 8. Распорка состоит из десяти деталей, основной из которых является дюралюминиевая трубка размером 240 X 20 X 1 мм. В верхнюю ее часть запрессована втулка со штырем — на него надевается капроновая шайба, обеспечивающая скольжение при вращении стойки. И в нижнюю часть трубки напрессована резьбовая втулка М18. В нее вворачивается полый винт М18, вытачиваемый из дюралюминия и имеющий резьбовое отверстие М8 под крепежный болт.

На распорку надевается нержавеющая втулка с прикрепленным к ней блоком из текстолита; она может свободно вращаться вокруг распорки, но ограничена от продольного перемещения с одной стороны торцом резьбовой втулки, а с другой — упорным кольцом. Через блок проходит синтетический трос (шверт-таль), с его помощью шверт устанавливается в вертикальное положение. Палубу заменяет тент из синтетической ткани размером 2100 Х 2100 мм, натягиваемый по обе стороны от центральной поперечной балки.

Мачта катамарана состоит из трех секций длиной по 2200 мм — дюралюминиевых труб диаметром 70 Х 2 мм. Секции стыкуются с помощью запрессованных внутрь втулок, а чтобы исключить их вращение относительно друг друга, в торцах сопрягаемых частей сделаны уступы, обеспечивающие точную стыковку трубки соответственно секциям лик-пазов (рис. 9). Лик-паз сделан из П-обраэного алюминиевого швеллера размером 20 X 20 мм, применяемого для крепления оконных стекол. Он имеет внутренний уступ с обеих сторон, что исключает закусывание лик-троса. Технология изготовления лик-паза понятна из рисунка 10. Конструкция нижнего конца мачты (шпора) показана на рисунке 11.

Она включает дюралюминиевую втулку, плотно запрессованную в торец мачтовой трубы и зафиксированную четырьмя винтами М4. Во втулку ввинчивается шаровой опорный палец диаметром 30 мм. При установке мачты палец упирается в подпятник (степс) из капролона, укрепленный на центральной поперечной балке шестью винтами М4. На расстоянии 500 мм от шпоры к мачте крепится вертлюг — хомут из нержавеющей стали толщиной 1,5 мм, охватывающий мачту и удерживающийся стяжным болтом М6. Такая конструкция позволяет устанавливать вертлюг на требуемой высоте.

Штырь вертлюга делается из дюралюминия и запрессовывается в трубку из нержавеющей стали диаметром 10 X 1,5 мм (см. рисунок 11). На топе мачты диаметрально устанавливаются два небольших блока, через них пропускается стальной трос (грота-фал). Для увеличения жесткости мачты применяется краслица с тремя ромбовантами (рис. 12). Ее основной элемент — хомут диаметром 70 мм из пружинной листовой стали толщиной 2 мм, к которому приварены две петли и шпилька М8. Кроме того, в краспицу ВХОДЯТ три стойки с двумя соединительными рычагами.

Центральная стойка навинчивается на приваренную к хомуту шпильку; все остальные соединения рычагов и стоек — шарнирные. На наконечниках боковых стоек имеются вырезы под тросы ромбовант. Все перечисленные детали дюралюминиевые. В целом конструкция краспицы не имеет непосредственных болтовых соединений с мачтой, и закрепляется за счет перемещения центральной стойки, обжимающей хомут. Это дает возможность обеспечить различный профиль прогиба мачты, необходимый для правильной настройки основного паруса (грота). Ромбованты изготовлены из оцинкованных стальных тросов диаметром 2 мм. На их концах делаются огоны, соединенные такелажными скобами. При установке ромбовант такелажные скобы крепятся к мачте с помощью специальных крючков.

Прогиб мачты регулируется изменением длины ромбовант, что возможно благодаря установленным внизу винтовым талперам. В качестве вант и штага применяется оцинкованный стальной трос диаметром 3 мм. Заделку троса выполнили с помощью отожженной медной трубки длиной 20 мм — насадили ее на трос и выгнули молотком в оправке. Гик собран из дюралюминиевых труб длиной 2200 и 900 мм. Длинная труба имеет диаметром 60 X 1 мм, а короткая 63 X 1,5 мм. В месте соединения обе секции скреплены болтами.

Шверт (рис. 13) выполнен из набора деревянных реек сечением 20 X 25 мм, склеенных между собой и обработанных по профилю в соответствии с рисунком. Деревянный набор шверта сверху покрыт одинарным слоем стеклоткани. Установка с помощью шарнирного устройства (рис. 14), состоящего из хомута, штыря с цапфой и непосредственно шарнира. Хомут выгнут из полоски листовой нержавеющей стали толщиной 2 мм. Шарнир образуют два сваренных перпендикулярно отрезка трубки из нержавеющей стали. Из того же металла — штырь устройства, место его входа в тело шверта укрепляется оковкой из дюралюминия.

Хомут охватывает швертовую балку, а вертикальное положение обеспечивается двумя парами тросов, соединенных с поперечными балками через талрепы. С помощью последних задние растяжки выбираются втугую, а передние устанавливаются относительно свободно, чтобы при движении набегающий поток выбирал слабину одного из тросов и тем самым создавал угол атаки, компенсирующий дрейф катамарана. Рулевое устройство (рис. 15) состоит из рулевой коробки, пера и румпеля. Перо руля выпиливается из фанеры толщиной 20 мм и имеет профиль, аналогичный профилю шверта (NACA 0006).

Снаружи оно оклеивается одним слоем стеклоткани на основе эпоксидного клея. Румпель — из дюралюминиевой трубы диаметром 22 мм, удлинитель румпеля—тонкостенная труба из такого же материала диаметром 20 и длиной 1000 мм. Раскрой парусов катамарана показан на рисунке 16. О технологии их изготовления, а также о проводке стоячего и бегучего такелажа можно прочитать в книгах Д. А. Курбатова «15 проектов судов для любительской постройки» (Л: «Судостроение», 1985) и В. М. Борисова «Парус на лодке» (Л: «Судостроение», 1985).

Как сделать катамаран своими руками

Разобранный надувной парусный катамаран укладывается в три упаковки. В одну из них — мешок длиной 2300 мм — помещаются все трубы, рамы и мачты. Сюда же убирают латы паруса, шверт и перо руля. Вторая упаковка предназначается для поплавков и шпангоутов, третья — для парусов. Сборка катамарана начинается с монтажа рамы, после чего натягивается тент, раскладываются поплавки, и в их ушки продеваются стрингер-тросы. Затем раму переворачивают шпангоутами кверху, а поплавки укладывают вдоль стрингеров на шпангоуты.

Стрингер-тросы прикрепляются к оконечностям продольных балок, в средней части заводятся в байонетные пазы, и лишь после этого надуваются поплавки. Устанавливаются подмачтовая распорка, шверт, система рулевого управления и, наконец, мачта. Для выполнения последней операции катамаран заваливают на один поплавок, и шарообразная опора мачты вставляется в степс подмачтовой балки. Завершает сборку судна монтаж такелажа и установка парусов. В целом разборка катамарана занимает один час, а сборка — полтора.

(Авторы; В. УСПЕНСКИЙ, М. УСПЕНСНИЙ, Н. КУЗНЕЦОВ)

Рис, 2. Общее устройство катамарана: 1 — поплавок, 2 — продольная балка рамы (стрингер), 3 — поперечные балки рамы, 4 — стаксель, 5 — мачта, 6— краспица, 7 — грот, 8 — гик, 9 — румпель, 10 — перо руля, 11 — тент, 12 — носовая и кормовая поперечные балки, 13 — подмачтовая поперечная балка, 14 — вспомогательный штуцер, 15 — носовой штуцер, 16 — распорка, 17 — степс, 18 — шпангоуты.

Р и с. 8. Распорка: 1 — штырь, 2 — капроновая шайба, 3 — втулка, 4 — трубка. 5 — фиксатор (изоляционная лента, 3 слоя). 6 — упорное кольцо 0 30X20,1X5, 7 — винт М18. 8 — втулка, 9 — текстолитовый блок 0 40X30X15, 10 — щечки блока, 11 — винтовая втулка, 12 — фигурная шайба, 13 — диагональный трос, 14 — шайба, 15 — болт М8.

Pис. 7. Типовой носовой (кормовой) соединительный узел стрингера и полеречной балки: 1 — шпилька-растяжка. 2 — поперечная балка, 3 — стрингер, 4 — палец для крепления огонов веерных тросов 5 — трос-оттяжка штага, 6 — палец для крепления стрингер-троса, 7 — втулка диаметром 14X2, 8 — хомут, 9 — гайка-барашек

Р и с. 4. Штуцеры: А — носовой: 1 — оболочка поплавка, 2 — переходник (резиновый шланг). 3 — вставка (трубка из дюралюминия 23X1 мм). 4 — пенопластовое заполнение, 5 — пробка из текстолита; Б — вспомогательный: 1 — оболочка поплавка. 2 — шайба. 3 — гайка, 4 — корпус штуцера.

Рис. 5. Схема заделки кормы поплавка: 1 — захват (труба из дюралюминия Диаметром 30X1.5 мы). 2 — болт М4Х35, 3— прокладка (латунная фольга). 4 — оболочка поплавка. 5 — резиновый шпур, 6 — гайка.

Р и с. 6. Типовой соединительный узел шпангоута, стрингера и поперечной балки: 1 — шпилька-растяжка, 2 — гайка-барашек, 3 — стрингер, 4 — поперечная балка. 5 — хомут, 6 — стойка шпангоута. 7 — вант-путенс. 8 — штырь, 9 — пластина. 10 — талреп, 11 — упорное кольцо. 12 — пластина-косынка. 13 — шпангоут, 14 — паз замка байонетного типа.

Рис. 9. Стык секций мачты: 1 — секция мачты, 2 — винт М4 с потайной головкой, 3 — лик-паз. 4 — винт МЗ с потайной головкой, 5 — втулка.

Рис. 10. Схема изготовления лик-паза: 1 — алюминиевый швеллер, 2 — прокладка из текстолита, 3 — пруток-оправка. 4 — труба-оправка; А — направления деформирования.

Рис. 11. Узлы мачты: 1 — мачта, 2 — хомут вертлюга, 3 — штырь из дюралюминия. 4 — втулка (стальная трубка диаметром 10X1,5 мм), 5 — шарнир. 6 — гик. 7 — болт М6 с гайкой, 8 — петля для оттяжки гика, 9 — винт М4 (4 шт.), 10 — втулка. 11 — сферический шарнир, 12 — степс, 13 — винт М4 (6 шт.). 14 — подмачтсвая поперечная балка, 15 — винт М4 (6 шт.).

Рис. 12. Краспица: 1 — пластина с вырезом под ромбовант, 2—соединительный рычаг (2 шт.). 3 — центральная стойка. 4 — хомут, 5 — петля (2 шт), 6— шплинт диаметром 2 мм. 7 — шпилька М8. 8 — боковаяая стойка (2 шт.).

Рис. 13. Шверт.

Рис. 14. Шарнирное устройство шверта: 1 — хомут, 2 — морской болт, 3 — поперечная втулка шарнира. 4 — сварные швы, 5 — продольная втулка шарнира. 6 — штырь.

Рис. 15. Рулевое устройство: 1 — перо руля, 2 — накладка. 3 — вилка. 4 — поперечная балка рамы, 5 — румпель. 6 — удлинитель. 7. — коробка. 8 — сорлинь.

Рис. 16. Раскрой парусов катамарана: А — стаксель Б — грот.

На сайте использованы материалы журнала Моделист-Конструктор. Все права на данные материалы принадлежат их авторам и журналу Моделист-Конструктор. Материалы сайта предназначены исключительно в ознакомительных целях

Прогулочный катамаран из пенопласта и фанеры

На водоемах Урала давно плавают, пишет А. Копылов, катамараны из пеноплвста. Они непотопляемы, удобны в эксплуатации, долговечны и просты в изготовлении. На рисунке изображена конструкция такого катамарана. Его размеры: 3750х1600 мм, толщина пластин от 40 до 150 мм, высота поплавка 200 мм и ширина 400 мм. Вес 1 м3 пенопласта составляет около 20 кг.

Катамаран своими руками

Пластины вырезают на специальном приспособлении проволокой из нихрома, нагретой до 200—250°С, или на специальном станке.

Диафрагму носовой части (2 шт.), перегородки (4 шт.), шпангоут (4 шт.) изготавливают из фанеры толщиной 12 мм. Стяжные трубы, которые служат для крепления деталей, — дюралюминиевые, однако приемлемы и тонкостенные стальные; годятся для стяжки также дюралюминиевые стержни ∅10—12 мм. Резьбу на трубах ∅1/2" нарезают клуппом или плашкой, а на стержнях — плашкой с основной метрической резьбой (М10). Перед сборкой поплавков широкие поверхности пластин покрывают масляной краской или эпоксидным клеем и стягивают стальными трубами при помощи гаек. Затем наружные поверхности оклеивают тонкой бязью или стеклотканью в два-три слоя на эпоксидной смоле или на масляной краске. Носовая часть поплавков катамарана делается отдельно из алюминиевых уголков 25х25 мм и обшивается тонким (0,5 мм) листовым алюминием. Металлическая конструкция имеет фанерную диафрагму, скрепленную болтами М6 с уголками; детали алюминиевой обшивки соединены заклепками.

Крышки из фанеры или листового дюралюминия толщиной 1—1,5 мм прикрепляются винтами к уголкам носовой части. Носовую часть насаживают на концы стяжных труб и закрепляют гайками, как показано на рисунке. Затем ее заполняют кусками пенопласта и закрывают крышкой.

Надстройку (палубу) собирают из деревянных брусков и реек. Вся конструкция крепится к шпангоутам восемью болтами с гайками. Для передвижения по воде в корме устанавливается лодочный мотор мощностью 1—5 л.с. Можно плавать и на веслах, сделанных из тонкостенных дюралюминиевых труб. Возможна также установка на катамаране косого паруса площадью до 3 м2.

Отличный инструмент для резки пенопласта приведен в этой статье.

Журнал «САМ» №2, 1994 год

Ссылка на данную статью в разных форматах

Комментарии посетителей к статье

Была ли эта статья вам полезна?

Лодка своими руками

Катамаран своими руками

Девушки сняли колготки и в воздухе ощутимо запахло весной, скоро водоемы освободятся от льда и начнется водный сезон для самодельной плавательной техники.
В сегодняшней статье я предлагаю заняться изготовлением самодельного катамарана.
Такой катамаран легко перевозить на багажнике автомобиля, его не надо регистрировать так как он не является гребной лодкой потому что имеет педальный привод.

С самодельного катамарана удобно рыбачить — его очень сложно перевернуть, высокий стул позволяет вытянуть ноги или поджать их под себя, на катамаране можно рыбачить стоя не боясь упать в воду от дуновения ветерка.

Вобщем — одни сплошные плюсы, так что смотрим чертежи катамарана и, взяв материалы, начинаем делать плавсредство своими руками.

Катамаран собран из двух пустотелых поплавков, имеющих длину 3000 мм при ширине 200 и высоте 250 мм каждый. Поплавки соединены между собою мостиком из дюралюминиевых уголков 30X30 мм (поперечины) и 20X20 (продольные связи), склепанных в одно целое. На мостике установлено кресло водителя 7, педали ножного привода 4, цепная передача с промежуточной звездочкой (узел 3) и движитель — гребное колесо (узел 4) с шестью плицами (лопастями), закрытое сверху металлическим кожухом. Для управления рулями 13 под левой рукой водителя установлена ручка 6. Движением ручки катамаран поворачивается вправо, движением — влево. Большая площадь взаимосвязанных рулей делает катамаран очень маневренным.

Поплавки имеют каркас из девяти прямоугольных шпангоутных рамок (они могут быть изготовлены либо из дерева, либо из алюминиевого уголка) и четырех продольных элементов (стрингеров), расположенных по углам шпангоутных рамок. Спереди и сзади поплавки оканчиваются прямыми штевнями. Каркас настолько прост по конструкции, что его можно собрать даже без стапеля, на ровном полу или большом столе. Обшивка (в том случае, если каркас металлический) должна быть сделана из легкосплавного листового материала. Она устанавливается на заклепках, с прокладкой по шву герметизирующей ленты (при отсутствии специальной ленты можно применить хозяйственную хлопчатобумажную ленту с подмазкой густотертой масляной краской). Сначала приклепывается дно, затем — борта. После этого поплавок изнутри надо прошпаклевать по швам и окрасить. В последнюю очередь ставится палуба на винтах М5 с потайными головками (около смотровых люков, где можно просунуть внутрь руку, следует палубу приклепать).

После зачистки готовые поплавки тщательно шпаклюются по швам и окрашиваются в желаемый цвет. Перед окраской поверхность металла необходимо обезжирить и обработать мелкой наждачной бумагой.

В случае изготовления поплавков из дерева шпангоутные рамки собираются из сосновых брусков 35X15 мм на косынках. Продольные стрингеры из сосны сечением 20X20 мм можно крепить к шпангоутам шурупами или крепкими капроновыми нитками с эпоксидным клеем. Последний способ очень прост и совершенно не ослабляет конструкцию, давая помимо того некоторую экономию веса.

Обшивку деревянного каркаса выполняют из трехслойной фанеры-переклейки толщиной 2 — 3 мм, на эпоксидном или казеиновом клею. Направление слоев — по дну и бортам — продольное, по палубе — поперечное. Фанеру запрессовывают тонкими гвоздями и шурупами 15X2,5 мм.

Готовый поплавок тщательно зачищается и оклеивается одним слоем стеклоткани на эпоксидной смоле. Если этих материалов нет, можно применить обычную хлопчатобумажную бязь, приклеив ее нитроклеем. Перед оклейкой все углы и грани корпуса поплавков надо слегка округлить драчевым напильником, чтобы ткань дольше не протиралась во время эксплуатации.

Как показала практика, велокатамаран особенно удобен для рыбаков и охотников: он очень остойчив, легко проходит через густые заросли водяных растений, совершенно бесшумен и малозаметен на воде. С него можно делать дальние забросы спиннингом, ловить поплавочными удочками, на мормышку и на кружки. Транспортируется на стандартном, выпускаемом промышленностью, крышевом автомобильном багажнике. Для этого на нем устанавливается деревянная рама с подкладками из поролона или пористой резины, на которые днищами поплавков ложится велосипед. Крепление к багажнику осуществляется крючками с застежками патефонного типа. Такая конструкция позволяет без особых усилий ставить и снимать его с багажника вдвоем. Чтобы при транспортировке не создавалось лишнее сопротивление воздуха, сиденье водителя сделано съемным, а ручка управления — складывающейся.

При постройке велокатамарана большинство металлических деталей можно изготовить своими руками или использовать некоторые стандартные велосипедные части, которые продаются в магазинах.

Г. ОВЧИННИКОВ, инженер

Велокатамаран : 1 — палуба, 2 — бортовой стрингер, 3 — бимс шпангоутной рамки, 4 — ведущая звездочка с педалями, 5 — ведущая цепь, 6 — ручка управления рулями, 7 — сиденье водителя, 8 — подкос спинки сиденья, 9 — кожух гребного колеса, 10 — продольная рулевая тяга, 11 — головка руля, 12 — поперечная рулевая тяга, 13 — руль.

Детали цепного привода: узел 1 — крепление пилона педалей к мостику, узел 2 — разрез по оси педалей, узел 3 — разрез по осп промежуточной каретки, узел 4 — разрез по оси гребного колеса.

Сечение корпуса А — А: 1 — шпангоутная рамка поплавка, 2 — поперечная связь (утолок 30X30), 3 — продольная связь (уголок 20X20), 4 — Т-образные лонжероны.

Сечение корпуса Б — Б: 1 — поплавок, 2 — кожух гребного колеса, 3 — плица (лопасть) гребного колеса, 4 — ось барабана, 5 — ведомая звездочка.

Все Сам и своими руками

Засранец комментирует:

Черт, отстойная заметка

комментирует:

Уважаемый респект

Конструктор комментирует:

Моделист-Конструктор -отличный журнал!

комментирует:

Этот катамаран подойдёт только для детей
от 10до 15 лет.
А для взрослых нужен по больше раза 3.

комментирует:

Сраные комментаторы, сами ничего не сделали, а тут ну все обсирать

Артем комментирует:

Согласен! Если критикуешь — покажи как можешь сделать лучше!

Андр комментирует:

Сейчас можно не заморачиваться с фанерой, достаточно вырезать из пенопластовых панелей утеплителя, типа пеноплекс. Можно взять 5 см ширины и вырезав заготовки бортов склеить их между собой.

Для прочности оклеить сверху стеклотканью на эпоксидке или яхтовом лаке.

В местах креплений — можно использовать накладки из водостойкой фанеры или пластика.

Рон44 комментирует:

Спасибо, хорошая статья!

комментирует:

Мысль неплохая, но весить эта хрень будет кило 40, да при ее размерах в одиночку ее на багажник не втащить, не снять. Антон не прав, я нечто подобное делал, с такими размерами двоих взрослых мужиков держит, но почти не едет, хоть закрутись педали.

Ruslan комментирует:

Prislite pozalusta silki samodelnih katamaranov mne na geridarbai123@gmail.com SPASIBO

}{омяк комментирует:

По поводу массы — давно уже есть пенопласт и стеклоткань, режем поплавки по чертежу из понопласта шарикового и обтягиваем стеклотканью на эпоксидке (3-4 слоя). Получается легко и очень прочно.

Антон комментирует:

Согласен с Хомяком! У меня знакомый так доски для виндсерфинга делает.

Лёха комментирует:

а катамаран из фанеры -дешевле пенопластового и не-очень-то и тяжёлый

Shu комментирует:

Кстати, пересчитать детский катамаран во взрослый не проблема — достаточно пропорционально увеличить по весу

Nikita комментирует:

Сделал такой же, но надувной, размером поплавков длина 2,9м диаметр до 30 см (форма — банан.) Взрослый + ребенок на нем = осадка на 50%. Т.е. для пляжного катания по ровной воде 1 взрослого — хватит его точно.
На моем еще и парус есть, 3 м2 — в одиночку можно и под парусом пройтись (руль и шверт — фанера покрашенная эпоксидкой и мачта 3м).

КАТАМАРАН СВОИМИ РУКАМИ

Но опять же возле пляжа.
По деньгам обошелся целиком с рамой из дюралевых труб около 4,5-5 тыс.
nikitai2004 на mail.ru — почта, если кому надо подробности

Nikita комментирует:

парус — есть, но педального привода — нет (дополнение)

Михаил комментирует:

С таким движителем сделал с веслом, на 4 чел. Сделал 25 лет назад, из сих пор плаваю.

Михаил Ильич комментирует:

Я сделал 25 лет назад из фанеры катамаран и до сих пор плаваю. Делал на скорую руку, но получилось удачно. В любую волну плаваю, надежность выше всяких похвал, а удобство лучше, чем у лодки, хотя я и пару лодок сделал. Сейчас делаю побольше (на 350кг) катамаран.

Павел комментирует:

Пора делать яхту!

Николай комментирует:

я сделал самодельный разборный катамаран,который умещается в "Калине(багажник+вынутые спинки)Поплавками служат 20 литровые пустые весла,сиденье со спинкой -рыбалка, за 10минут разбирается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *