Дерево

Экологическое зонирование территории города

Чтобы проклассифицировать участки территории города, необходимо провести зонирование территории города. Обыкновенно применяют три типа зонирования:

– функциональное зонирование

– природно-ландшафтное

– правовое

1) Функциональное зонирование.

При таком зонировании выделяют четыре типа территории:

— центр,в котором располагаются обыкновеннодве группы объектов:

а) учреждения различных уровней управления а также дипломатические, торговые и др. представительства зарубежных стран и международных организаций; порядка 70% всех таких учреждений в центре

б) НИИ, ВУЗы, Учреждения культуры и искусства, Вокзалы, Гостиницы, Общегородские торговые центры.

промышленные зоны –это территории, в пределах которых преимущественное распространение имеют промышленные предприятия объекты транспортно-складского и городского коммунального хозяйства. Городская промышленность, как правило, концентрируется вдоль главных транспортных магистралей, что сокращает подъездные пути и способствует экономии городской территории. Размещение промышленности вдоль магистралей способствует поточности переработки сырья и материалов. Обычно в окраинах.

– селитебные (жилые) зоны,главной структурной единицей жилых районов является микрорайон, в котором население должно получать повседневные виды обслуживания. Важнейшее направление совершенствования жилых районов – создания для населения окружающей среды, близкой к естественной природе.

– рекреационные зоны –это территории, в пределах которых распространены зеленые насаждения (как вновь посаженные так и сохраненные). В составе рекреационных зон выделяют четыре подзоны:

— леса и лесопарки;

— городские сады, парки культуры и отдыха;

— скверы и окультуренные территории;

— резервные территории (пустыри, заброшенные карьеры, старые свалки).

2) Природно-ландшафтное зонирование.

Данный тип зонирования осуществляется по степени пригодности участков для различных видов функционального использования.

С помощью нормативных показателей выделяют площадки с различными условиями освоения для каждой из возможных функции (благоприятные, удовлетворительные, неблагоприятные условия).

Со второй половины ХХ века начинается систематическое изучение экологического состояния различных участков городской территории, и составляются экологические схемы зонирования.

3) Правовое зонирование.

По схеме правового зонирования можно выделить участки с примерно равными правами владельцев на их эксплуатацию и на возможные инвестиционные проекты, связанные с изменением существующего на этих участках положений. Укрупнено в правовом аспекте выделяют три группы землепользователей:

Зонирование земель предполагает установление ограничений на использование земель обществом. Степень ограничений зависит от естественных возможностей территории, характера использования прилегающих участков, потребности в дефицитных ресурсах и культурных нормах. В идеале ограничения на использование земель отражают экологические и экономические ценности.

Экологическое зонирование территории поданным космических съемок.

ЗОНИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕРРИТОРИЙ — предусмотренная зак-вом система мероприятий по наиболее точному и четкому установлению границ территорий, акваторий, воздушного пространства, природных объектов и ресурсов в целях обеспечения рационального их использования и охраны. 3. э. т. непосредственно взаимно связано с природопользованием и охраной окружающей среды.

С экологической точки зрения важно также планирование использования (зонирование) территорий, которое заслуживает отдельного рассмотрения.

Выбор экологически и социально целесообразного функционального зонирования имеет большое значение при промышленном освоении территорий Сибири. Необходима научно обоснованная программа использования территориальных ресурсов, предусматривающая создание кадастра функционально ориентированных зон, заранее намеченных для различных типов промышленного, сельскохозяйственного и рекреационного использования, городской застройки, природных резерватов и других целей. Важное значение имеют поиски оптимальных планировочных систем, учитывающих потенциальные изменения в оценке месторождений полезных ископаемых. В настоящее время не разработаны практически удобные и надежные методы проектирования гибких планировочных структур, учитывающие факторы неопределенности в прогнозных оценках месторождений, хотя важность этой задачи осознана была уже в 70-х годах .

Выделение территорий при зонировании производится по специально подобранной группировке земель, ранжированной по их средо- и ресурсоформирующей способности. Группа земель с наибольшей средо- и ресурсоформирующей способностью составляет своеобразный экологический каркас территории. Он включает заповедники, заказники, охранные зоны рек, леса соответствующих групп и назначения и др. и им придается особое значение. По своему функциональному назначению выделяют следующие элементы экологического каркаса: природ но-географические окна, транзитные коридоры, буферные зоны и т.п.

Ландшафтно-экологическую характеристику города представляют в виде схем (карт): ландшафтно-ориентиро-ванного функционального зонирования территории на ведущие ландшафтные доминанты (реки, набережные, рельеф, лесные массивы и др.) и ландшафтноэкологического зонирования территории по степени ее предпочтительности для того или иного вида функционального использования (с точки зрения допустимых антропогенных нагрузок на природные комплексы и благоприятности отдельных природных факторов территории для того или иного вида градостроительного освоения).

Закон определяет экологическое зонирование Байкальской природной территории.

Сегодня в решении экологических проблем в градостроительном плане возник барьер пространства и техники, подобно тому как в авиации в начале 1940-х гг. возник барьер мощности, когда дальнейшее увеличение скорости и высоты полета — этих важнейших показателей технического прогресса — оказалось невозможным в самолетах с поршневым двигателем, и он был преодолен переходом авиастроения на реактивную тягу. Так и в градостроительстве необходимо отказаться от старой формы мышления — плоскостной застройки городских территорий по принципу «один к одному» с выполненной не зависимо от них инженерной инфраструктурой и перейти от горизонтального зонирования к вертикальному, к формированию высококомфортной жилой и производственной среды на основе глубинно-пространственной организации всей системы объектов застройки как целостного организма, включающего в себя жилищный фонд и всю необходимую социально-производственную и инженерную инфраструктуру, создаваемую в подземном уровне.

Требования к обеспечению экологической безопасности, в том числе ограничения воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, в отношении видов этих воздействий и видов источников экологической опасности, видов чрезвычайных экологических ситуаций, категорий земель, природных сред, в том числе космического пространства и природных ресурсов, зонирования территории Российской Федерации в зависимости от экологической опасности устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Эколого-хозяйственный баланс территории может быть достигнут за счет природно-хозяйственного зонирования территории и выделения ноосфер-ных зон и парков. Так, в Усть-Коксинском района Горного Алтая Алтая было выделено четыре природно-хозяйственные зоны (ноосферные парки): собственно природная или заповедная, рекреационно-промысловая, сельскохозяйственная и селитебная (рис. 13), позволяющие создать жесткий экологический каркас территории, обеспечить тесную взаимосвязь природных и хозяйственных факторов, рационально использовать природно-ресурсный потенциал, сохранить средо- и ресурсовоспроизводящие функции ландшафтов и повышать качество производимой продукции.

Рекомендуемая литература: Бринчук М. М. Экологическое право (Право окружающей среды). С. 88—92; Козырь О. М. Концепция развития законодательства Российской Федерации о зонировании территорий — В кн.: Экологическое право России на рубеже XXI века / Под ред. А. К. Голиченкова. С.

Зонирование территории города Перми по степени экологического риска

217—240; Крассов О. И. Комментарий к Градостроительному кодексу РФ. М., 2001; Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» / Под ред. В. В. Петрова и В. П. Варфоломеева.

Многообразные виды освоения пригородных территорий (размещение промышленных объектов, сеть транспортных и инженерных коммуникаций, добыча полезных ископаемых и др.) должны согласовываться друг с другом, с перспективами развития городов и систем расселения на основе ландшафтно-экологического зонирования (рис. 53).

Специфическое содержание имеет принцип «зонирования». В связи с задачами охраны окружающей среды, правовым регулированием природопользования и обеспечения экологической безопасности населения и территорий этот принцип реализуется следующим образом: а) установление зон чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия; б) установление охранных зон для отдельных объектов окружающей среды (водоохранных зон, зон (округов) горно-санитарной охраны и т. п.); в) зонирование внутри особо охраняемых территорий (например, зоны Байкальской природной территории); г) зонирование при осуществлении градостроительной деятельности, которое в соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 7 мая 1998 г. называется территориальным зонированием (здесь выделяют строительное зонирование, т. е. разделение территории с целью применения различных типов застроек в зависимости от плотности, размещения объектов и этажности, а также функциональное зонирование, используемое при регулировании развития территорий города).

Градостроительное планирование развития территорий и поселений осуществляется посредством разработки соответствующей градостроительной документации. На федеральном уровне это Генеральная схема расселения на территории РФ и схемы градостроительного планирования развития частей территории РФ, включающих территории или части территорий двух и более субъектов РФ; на уровне субъектов РФ — комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий республик, краев, областей и т. д. В отношении городских и сельских поселений составляется генеральный план, утверждаемый органами местного самоуправления, на его основе разрабатываются проекты черты городского, сельского поселения, другого муниципального образования, схемы зонирования территорий. Градостроительная документация любого вида подлежит гос. экологической экспертизе в случаях и в порядке, установленных зак-вом РФ об экологической экспертизе.

Изложен методологический аспект обеспечения экологической безопасности строительства скважин. Показана необходимость формирования нормативно-методической базы с учетом специфики бурения, анализа и оценки технологического риска, оценки экологичности веществ и материалов, экологической паспортизации бурового раствора и технологических отходов бурения. Рассмотрены также особенности зонирования территории земельного отвода.

Постановление Правительства РФ от 06.09.00 № 661 «Об экологическом зонировании Байкальской природной территории и информировании населения о границах Байкальской природной территории, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон».

Итог комплексной оценки — карта градоэкологического зонирования территории города и выявление проблемных экологических ситуаций, возникающих в той или иной его части. Проблемная экологическая ситуация — такое локальное состояние окружающей среды или отдельных ее компонентов, которое отличается от нормативных в худшую сторону .

Необходимым условием экодизайна является функциональное зонирование территории, базирующееся на принципах поляризации ландшафта, когда наряду с естественным экологическим фоном формируется природно-технический ландшафт. Причем равновесие между естественным и природно-техническим ландшафтами сохраняется до определенного уровня: при превышении пороговых значений такого соотношения резко изменяются геоморфологические характеристики экосистемы в районах ведения буровых работ, приводящие если не к деградации отдельных компонентов природной среды, то к заметному ухудшению экологической обстановки в таких регионах.

В прошлом при разработке политики экономического развития и экологической защиты функциональное зонирование земель использовалось недостаточно. Хотя на некоторых территориях выделялись охраняемые зоны (например, заказники, заповедники или охраняемые зоны вокруг источников воды), до сих пор, насколько известно, комплексное зонирование, классифицирующее земли последовательно и обоснованно, не являлось принципиальным средством развития политики землепользования. Экологически безопасная программа землепользования должна быть отражена и на карте.

В территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территорий субъектов РФ и частей территорий субъектов РФ определяются зонирование территорий субъектов РФ или частей территорий субъектов РФ, основные направления совершенствования системы расселения, развития городских поселений, производства, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры межрегионального значения, защиты территорий субъектов РФ или частей территорий субъектов РФ от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, улучшения экологической обстановки градостроительными средствами, сохранение территорий объектов историко-культурного и природного наследия. В указанных территориальных комплексных схемах содержатся предложения об установлении границ поселений и пригородных зон городов, а также обеспечение ресурсами в целях комплексного развития территории субъекта РФ или частей территории субъекта РФ.

В 2000 г. правительство РФ в развитие закона «Об охране озера Байкал» приняло постановление «Об экологическом зонировании Байкальской природной территории и информировании населения о границах Байкальской природной территории, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон». Байкальская природная территория включает в себя 4 субъекта РФ (Республика Бурятия, Иркутская и Читинская области, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ) и непосредственно озеро Байкал, находящееся в федеральной собственности. Установление границ экологических зон должно происходить по представлению органов государственной власти Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Подготовку и издание карты Байкальской природной территории и ее экологических зон обеспечивает Федеральная служба геодезии и картографии России. Координация работ по установлению экологических зон Байкальской природной территории возложена на Министерство природных ресурсов РФ.

Выделяют три класса задач. Первый связан с выявлением пропорций в нанесении ущерба отдельным участкам территории источниками загрязнения (предприятие, промышленная зона, город). Второй класс решает задачи слежения за последствиями принимаемых решений, в том числе возможност и «проиграт ь» в диалоговом режиме последствия различных вариантов управленческих решений. Третий класс связан с выявлением особенностей территории, что позволяет осуществлять экологическое зонирование и разработ ку системы регламентации и ограничений режимов природопользования.

Ландшафтный план — результат анализа ландшафтной карты и всех предложений по использованию и охране природных ресурсов. Он включает зонирование территории, отражающее природно-ландшафтную дифференциацию и экологически значимые свойства (факторы) ландшафта, как ценные, так и опасные для человека и его деятельности. Завершается анализ схемой рекомендуемой и экологически допустимой хозяйственной нагрузки, приведенной к установленным ландшафтным выделам.

Основным градостроительным документом является Генеральный план города, определяющий условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития городских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию в интересах государства и населения.

При определении наиболее подходящего типа землепользования следует принимать во внимание ряд факторов. Потребности людей должны увязываться с естественными пределами возможностей самой территории, должны быть приняты во внимание сделанные к настоящему времени капиталовложения и обеспечено сохранение имеющегося биологического разнообразия региона. Функциональное зонирование должно опираться на ключевые экологические компоненты территории.

Для решения указанных задач необходимо: выявление имеющихся диспропорции и недостатков в состояний окружающей среды; прогноз состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов в соответствии с намечаемыми перспективами экономического и социального развития района; разработка схемы инженерно-экологического зонирования территории района и выявление проблемных ситуаций, возникающих в той или иной его части; разработка мероприятий по охране окружающей среды.

В земельном кадастре также содержатся сведения о качественном состоянии земель. Учет качественных характеристик производится по природным признакам на основе данных, полученных в результате проведения классификации земель по категориям пригодности и использования, классам и подклассам, агропроизводственным группам, а также в результате земельно-кадастрового районирования, зонирования оценочных территорий агроландшафтов. При этом учитываются их природные (естественные) свойства и признаки (механический состав почв, подстилающие породы, рельеф, негативные процессы (эрозия, дефляция, засоление, со-лонцеватость, каменистость, переувлажненность, заболоченность и т. д.), технологические, градостроительные, экологические, энергетические и другие свойства.

Во-первых, интегрированная оценка эффекта техногенного загрязнения, динамичного во времени и разноуровневого в пространстве города, сможет стать необходимым дополнением существующему инструментальному (аналитическому) контролю, выявляя значимость для биосистем абстрактно установленных параметров загрязнения. Обобщение результатов аналитического мониторинга и фитомониторинга будет способствовать адекватному экологическому картированию (зонированию) городской территории, в том числе выявлению зон наибольшего экологического неблагополучия.

При подготовке номинации озера Байкал в качестве участка всемирного природного значения был подготовлен и принят (через три года после включения в Список) специальный Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ “Об охране озера Байкал ”. Этот уникальный для российской системы законодательства закон определяет правовые основы охраны озера Байкал как объекта природного всемирного наследия. В определенной части принятие данного закона было простимулированно именно внесением Байкала в Список всемирного наследия. Закон определил природную территорию бассейна озера, в состав которой входят озеро Байкал, прилегающие к нему водоохранная зона и ООПТ, водосборная площадь озера в пределах территории РФ, а также территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от озера, а также ввел экологическое зонирование этой территории.

Введение

1 Установление экологических (ландшафтно-экологических) зон на территории сельскохозяйственного землепользования

1.1 Основные положения о ландшафтно-экологическом зонировании

1.2 Ландшафтно-экологическое зонирование (ЛЭЗ) территории сельскохозяйственного землепользования

1.3 Установление ландшафтно-экологических зон и подзон. Соблюдение принципов ландшафтно-экологического зонирования

2 Установление режима использования в границах ландшафтно-экологических зон

Заключение

Выводы

Рекомендуемая литература

1. Варламов А.А. Экология землепользования и охрана природных ресурсов/ А.А. Варламов, А.В. Хабаров.

Экологическое зонирование и мониторинг города

– М.: Колос, 1999. – 159 с.

2. Волков С.Н. Современное землеустройство: проблемы и решения // Землеустроительная наука и образование в начале третьего тысячелетия: Сборник научных статей, посвященный 225-летию Государственного университета по землеустройству / Сост. С.Н. Волков; А.А. Варламов. – М.: ГУЗ, 2004. – С. 52 – 65.

2. Волков С.Н. Вехи российского землеустройства. Время, события, люди /С.Н. Волков, Н.В. Комов, И.Г. Конокотин и др. — М.: ГУЗ, 2000. — 224 с.

21. Волков С.Н. Основы землеустройства и землепользования / С.Н. Волков, В.Н. Хлыстун, В.Х. Улюкаев. – М., 1992. – 87 с.

22. Волков С.Н. Землеустройство. Теоретические основы землеустройства /С.Н. Волков.– М.: Колос, 2001. – Т. 1. — 496 с.

23. Волков С.Н. Землеустройство. Землеустроительное проектирование. Внутрихозяйственное землеустройство /С.Н. Волков. — М.: Колос, 2001. – Т. 2. — 648 с.

24. Допиро Е.Б. Особенности внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных предприятий Сибири: Учебн. пособие / Е.Б. Допиро. – Омск, 183. – 79 с.

25. Землеустроительная наука и образование в начале третьего тысячелетия: Сборник научных статей, посвященный 225-летию Государственного университета по землеустройству /Сост. С.Н. Волков, А.А. Варламов. – М.: ГУЗ, 2004. – 489 с.

26. Кочергина З.Ф. Экология землепользования/З.Ф. Кочергина// Вестн. Ом. гос. аграр. ун-та. – Омск, 1992. – С. 29-36.

27. Кочергина З.Ф. Ландшафтоведение: (курс лекций): Учеб. пособие/ З.Ф. Кочергина. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2004. – 180 с.

28. Кочергина З.Ф. Ландшафтно-экологические основы рационализации землепользования (на материалах лесостепной зоны Омской области): автореф. дис …кан. с.-х. наук / З.Ф. Кочергина. Омск, 2004. – 20 с.

21. Кочергина З.Ф., Хоречко И.В. Оценка ландшафтной структуры для целей землеустройства / З.Ф. Кочергина, И.В. Хоречко. – Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2007. – 120 с.

22. Кочергина З.Ф., Щерба В.Н. Внутрихозяйственное землеустройство сельскохозяйственных организаций Западной Сибири на ландшафтно-экологической основе с применением моделирования / З.Ф. Кочергина, В.Н. Щерба. – Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2009. – 232 с.

23. Мирзеханова З.Г. Экологический каркас территории – основа устойчивого развития /З.Г. Мирзеханова//Сихоте-Алинь: сохранение и устойчивое развитие уникальной экосистемы: материалы Межд. конф. – Владивосток, 1997. С. 33-34.

24. Мирзеханова З.Г. Эколого-географическая экспертиза территории (взгляд с позиции устойчивого развития)/З.Г. Мирзеханова. Хабаровск: Дальнаука, 2000. – 174 с.

25. Подковырова М.А., Олейник А.М., Допиро Г.В., Хоречко И.В. и др. Учебно-практическое пособие по организации и планированию аудиторной и самостоятельной работы студентов и бакалавров по дисциплине «Землеустройство» (направления подготовки «Землеустройство и земельный кадастр» и «Землеустройство и кадастры»)/ М.А. Подковырова, А.М. Олейник, Г.В. Допиро, И.В. Хоречко, В.С. Миселев, Т.А. Кузьмина, Д.И. Кучеров, И.А. Малышкина, Н.Л. Гуменюк, К. М. Исаев, Н. С. Созонова, А.С. Волынкина. – Тюмень: ТГСХА, 2011. – 158 с. (на правах рукописи).

26. Рогатнев Ю.М. Развитие и совершенствование землеустройства в Западной Сибири: Учебн. пособие / Ю.М. Рогатнев, Е.Б. Допиро, Н.Н. Михайлов. – Омск, 1988. – 52 с.

27. Рогатнев Ю.М. Теоретические и методологические основы землеустройства в условиях формирования рыночных отношений в Западной Сибири/Ю.М. Рогатнев. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2003. – 208 с.

28. Сулин М. А. Землеустройство сельскохозяйственных предприятий: Учебн. пособие. — СПб.: Издательство «Лань», 2002. — 224 с.

29. Сулин М. А. Землеустройств / А.М. Сулин. — СПб.: Изд-во «Лань», 2005. — 448 с.

30. Сулин М. А. Основы землеустройства: Учебн. пособие. — СПб.: Издательство «Лань», 2002. — 128 с.

31. Удачин С.А. Научные основы землеустройства / С.А. Удачин. – М.: Сельхозгиз, 1965. – 272 с.

Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 533 | Нарушение авторского права страницы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *