Дерево

Из чего делают скрипки

Одним из самых важных этапов при изготовлении смычковых инструментов является выбор дерева. От того насколько удачно мастер подберет материал, будет зависеть конечный результат.

Перед тем как перейти к подробному анализу, перечислим сорта древесины, которые используются при изготовлении инструментов:

  • Ель (редко сосна, или пихта) – используется для создания верхней деки;
  • Клен (иногда тополь, груша, береза и др.) – для грифа, нижней деки, а также обечаек и подставки.
  • Ель, красное дерево, липа, ива, ольха – эти породы деревьев используют для внутренних частей скрипки, например, клоцев и обручиков.
  • Черное дерево, палисандр, тамаринд, самшит – используется для создания колков, подгрифников и др.

Перед тем как древесина попадает к мастеру — она проходит процесс заготовки. Ныне этот вопрос не так актуален, и можно приобрести уже готовое дерево, которое прошло все необходимые этапы подготовки. С точки зрения конвейерного производства это возможно было бы и правильно, но любой, уважающий себя, мастер должен знать основы заготовки дерева и его методы.

Есть несколько методов заготовки дерева, но хотелось бы остановиться на двух самых интересных.

Классический метод

Данный метод заготовки мы разделим на несколько этапов, чтобы было понятно, что и когда делать:

  1. Выбор дерева. На заготовки для инструментов зачастую выбирают хорошие, прямые стволы, без видимых повреждений, с минимальным количеством сучков и достаточным возрастом дерева.
  2. Вырубка. Когда выбраны стволы для заготовки – их рубят. Это нужно делать строго в начале зимы, когда соки уходят из дерева. Это значительно облегчает процесс сушки древесины и позволяет избежать порчи дерева насекомыми и другими организмами.
  3. Сушка в бревнах. После того как деревья срублены их хранят в бревнах в течение 2-3 месяцев для того, чтобы дерево еще подсохло и от него отделилась кора естественным путем, не повреждая ствол. Бревна складывают и хранят под навесом, чтобы в древесину не попадала влажность из окружающей среды.
  4. Очистка от коры. Дерево очищают от коры, которая со временем отслоилась от ствола. Делают это для того, чтобы избежать прелостей. Ведь между корой и стволом собирается влага, которая может негативно повлиять на качество древесины. 
  5. Осушка стволов. Некоторое время бревна должны подсохнуть от влаги, которая была под корой.
  6. Распил. После того, как дерево достаточно подсохло, бревна распиливают на части и складывают под навесом штабелями.

ВАЖНО! Стоит обратить внимание на то, что доски не складываются все вплотную и между ними должно быть свободное пространство, чтобы обеспечить необходимую вентиляцию и предотвратить прелости, а также обеспечить необходимые условия для сушки материала.

В таком состоянии дерево должно пролежать около года.

  1. Хранение в помещении. После того, как дерево пролежало в штабелях около года – его нужно занести в помещение для дальнейшей сушки. Согласно многим источникам дерево стоит хранить при определенной влажности и температуре, показатели которых не должны меняться. По факту же основным условием является нормальная влажность 15-30% и температура – 15-20 градусов по Цельсию.

ВАЖНО! Температура и влажность могут быть немного выше или ниже данных показателей, но главным условием является ОТСУТСТВИЕ ПЕРЕПАДОВ ТЕМПЕРАТУРЫ И ВЛАЖНОСТИ.

В таком состоянии дерево должно пролежать минимум 3-4 года, но по факту — чем дольше, тем лучше.

Метод «свежего сухостоя»

Данный метод был описан Евгением Францевичем Витачеком в книге «Очерки по истории изготовления смычковых инструментов». Так называемый «сухостой», дерево которое усохло на корню, считался лучшим материалом для изготовления музыкальных инструментов среди мастеров эпохи Страдивари, и закупали такое дерево целыми стволами на местных складах.

Более новые мастера считали его непригодным для использования. Но все споры вокруг этого вопроса были решены А.А. Ушаковым – архитектором, скрипичным мастером и исследователем. Он занимался изучением резонансной древесины и в итальянских документах разных эпох нашел метод правильной заготовки «сухостоя», который мы ниже рассмотрим:  

 «Кольцевание» дерева. В начале зимы выбранные деревья очищали от коры вокруг ствола при корне и оставляли до весны.

 Весенний сруб. Когда приходила весна, дерево давало новые побеги и листья, которые вытягивали из ствола все соки и после этого оно засыхало. Такое дерево рубили и получали уже, достаточно высохшую, древесину.

Нужно также уточнить, что данный метод использовали архитекторы и мебельщики, но Ушаков предполагает, что данная технология применялась и скрипичными мастерами, как наиболее эффективная.

СОВЕТ:

Проблема: При хранении древесины скрипичными мастерами и ремонтниками для своих нужд доводится сталкиваться с проблемой пересыхания древесины, в результате чего, она трескается, начиная от краев.

Решение: Данная проблема решается достаточно просто и без особых затрат.

Из древесины какого дерева делают самые лучшие скрипки?

Нужно растопить воск и опустить в него края дерева с той стороны – куда выходят трубки, которые проводили соки. В данном случае воск закрывает их, и влага испаряется медленней и только с поверхности древесины. Это предотвращает растрескивание заготовленного дерева.

Автор  Юрий Поповский

О, как разноголосо скрипки пели: Творенья Страдивари и Гварнери, Вильома, Гваданини и Амати – Скрипичное невиданное пати!

Одно ёмкое четверостишье вместило в себя столько Имён, чьи руки создали неповторимые шедевры среди инструментов. Произведения этих мастеров – мечта для каждого музыканта. Однако сегодня мы поговорим не о мастерах. Сегодня речь пойдёт о струнно смычковых инструментах, а точнее о том, как различаются скрипки, виолончели, альты, контрабасы и смычки к ним.

Современные дети знают, по какому принципу различаются мобильные телефоны, а вот как обстоят дела с классификацией скрипок — даже всезнающий Гугл может оказаться в тупике. Что ж, Сайт скрипичного мастера постарается восполнить это досадное упущение.

Итак, существует несколько типов смычковых инструментов:

 Вы знали, что великие мастера разделяли музыкальные инструменты по целевому использованию?

Скрипка Страдивари (фото). Из какого дерева делали скрипки Страдивари, сколько их?

Например, скрипка для всех и каждого или «массовая» по идее должна была быть с хорошим звучанием, однако при производстве таких скрипок не уделялось слишком много внимания выбору дерева и тщательности работы. О качестве окончательной монтировки деталей и звука говорить не приходится. Почти всегда после приобретения такого инструмента следует визит к скрипичному мастеру. При производстве смычков массового производства использовались альтернативные виды древесины. Береза, граб, дешевые разновидности красного дерева, а так же пластмасса для колодок. Иногда в  смычки массового производства вставлялся искусственный волос.

         Следующая по качеству звучания и соответственно по качеству производства была скрипка, предназначенная для оркестровой игры. Голос такой скрипки должен быть мягким, чтобы не выделяться из ансамбля и достаточно стандартным по силе и окраске, чтобы не потеряться в общем звучании. Для этих двух видов скрипок мастер брал клён для изготовления дна, обечайки, шейки и подставки. Ель, специальной заготовки традиционно хорошо резонирует с клёном, поэтому из неё изготовлялись деки. Для струнодержателя и колков шло черное дерево или более дешевые твердые сорта древесины окрашенные в чёрный цвет. Дерево на корпусе инструмента подбиралось по текстуре и цвету, и лакировалось однотонно или с ретушью «под старину» высокосортным лаком. Требования к оркестровым смычкам тоже несколько отличались. Такими смычками нужно было играть различные штрихи, соответственно при их производстве использовалось более соответствующее по игровым характеристикам дерево. Например бразильское дерево.

          Далее идёт скрипка и виолончель для сольных и ансамблевых выступлений. Вот тут звучанию уделяли особое место и над ним работали долго и скрупулёзно. Такие инструменты уместно использовать в камерных оркестрах, квартетах и разного рода ансамблях, где звучание каждого отдельно взятого инструмента заметно в большей степени, чем в симфоническом оркестре. Смычки для сольной категории изготавливаются из фернамбука. Это особый сорт древесины растущий в Южной Америке. Исторически сложилось, что именно фернамбук лучше всего подходит для производства сольных смычков.

        И последняя в этой номинации идёт скрипка «артистическая», где название уже говорит само за себя. Это концертная скрипка с уникальным звучанием, уникальным внешним видом и особенными, изысканными находками Мастера. Если для первых двух категорий инструментов красота древесины не играет роли, то для «сольной» и «артистической» мастер выискивал не просто подходящее дерево, но ещё и с яркой текстурой. А гриф, струнодержатель и колки изготовлялись из высококачественного чёрного дерева, палисандра, самшита. К концертным смычкам так же предъявляются особые требования. В основном они делаются из фернамбука, хотя есть интересные и заслуживающие внимания эксперименты с современными материалами. Такими как карбон.

   Подытожим, скрипки и виолончели, также можно классифицировать по цели использования:

* массовые;

* оркестровые;

* сольные;

* артистические.

Плавно и незаметно мы подошли ко второму пункту классификации – размеру.

О размере знают все, кто когда либо учился игре на скрипке и о том, как выбрать скрипку «по размеру» на нашем сайте вы найдёте отдельную статью. Однако, повторим-напомним, что скрипки и виолончели по размеру бывают:

* 1/32

* 1/16

* 1/8

* 1/4

* 1/2

* 3/4

* 4/4

Размер – это показатель, ориентированный на индивидуальные данные учеников и исполнителей. Поэтому эта шкала такая большая, но… мало кто знает, что существует ещё два размера – 1/10 и 7/8. К каждому размеру прилагается соответствующий по длине смычок.

Разделение альтов по размерами немного отличается. Альт сравнительно молодой инструмент и окончательно сформировался только в 19 веке. В основном на альте играют подростки и взрослые, хотя существуют учебные альты размера 3/4 с длиной корпуса как у скрипки, но альтовым строем. Целые альты бывают от 38 до 45 и даже более сантиметров. Меряется длина нижней деки без пятки. Наиболее распространенными считаются инструменты 40-41 см. Иногда размер обозначается в дюймах.

Контрабасы так же бывают разных размеров включая детские. Как ни странно, но самый распространенный размер контрабаса, на котором играют взрослые музыканты 3/4. На контрабасах 4/4 играют в основном в оркестрах. Так же не лишним будет знать, что у контрабасов бывает разный строй. Сольный и оркестровый. И количество струн: 4 и 5.

Бытует мнение о том, что каждый музыкальный инструмент и особенно скрипка в разных руках звучит по-новому. Даже хороший инструмент в руках посредственного музыканта может заглохнуть. И наоборот, талантливый скрипач и виолончелист может извлечь красивый звук из самого простого и безродного инструмента. В этом есть своя, магическая логика волшебства звуков и уникальности таланта Исполнителя. А ещё, это тайна, которую каждый Мастер вкладывает в свой инструмент с каждым вздохом, с каждым прикосновением.

Легендарное звучание скрипок кремонского мастера вызвано обработкой дерева против жучков.
Рассматривая его скрипки, ученые снова и снова пытались понять, каким образом эти инструменты создают уникальный, такой чистый звук. Сейчас сделан еще один шаг к тому, чтобы раскрыть секреты великих скрипичных дел мастеров Страдивари и Гварнери. В исследовании, опубликованном в журнале Nature профессором Джозефом Нагивари из Texas A&M University, говорится, что клен, который использовали знаменитые мастера XVIII века, вероятно, для сохранности дерева, повергался химической обработке, что и повлияло на теплоту и силу звука легендарных инструментов.
Но могла ли химическая обработка, предназначенная для того, чтобы убить личинок насекомых и грибок, придать скрипкам характерную яркость и чистоту звука, благодаря которым музыкальные инструменты, сделанные в Кремоне, не спутаешь ни с чем? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, Джозеф Нагивари проанализировал образцы древесины, взятые с внутренней стороны пяти инструментов, с помощью инфракрасной спектроскопии и ядерного магнитного резонанса.
Среди пяти инструментов были скрипка Страдивари 1717 года, виолончель Страдивари 1731 года, скрипка Гварнери дель Джезу 1741 года, а также скрипка парижских мастеров Гана и Бернарделя 40-х годов XIX века и альт лондонского мастера Генри Джея, изготовленный в 1769 году.
Таинственный Страдивари
Антонио Страдивари родился примерно в 1644 году, и умер в декабре 1737 года в итальянском городе Кремона. Его скрипки, наряду с инструментами работы Джузеппе Гварнери, считаются лучшими в мире.

Из какого дерева делают пианино и скрипки?

Их ценят так высоко, что многие из них имеют свое имя. В прошлом году на аукционе Christie´s его скрипка Hammer (1707 год изготовления) была продана за $3, 54 млн. За свою жизнь Страдивари изготовил более тысячи скрипок, из которых до наших дней дошли едва ли 700. По образцу скрипок Страдивари было изготовлено множество инструментов, которые часто продают несведущим по цене оригиналов.
В инструментах из Кремоны были найдены следы химической обработки, тогда как инструменты парижских и лондонских мастеров подобной обработке, по-видимому, не подвергались. Исследователи предполагают, что эти различия в технологии связаны с традиционными местными способами сохранения древесины, которые, в конечном счете, и повлияли на механические и акустические свойства инструментов. По мнению ученых, обработка дерева химикатами проводилась перед изготовлением инструмента.
Если химическая составляющая этого процесса будет разгадана, это поможет усовершенствовать современную технологию производства скрипок, так что и дешевые скрипки, по словам профессора Нагивари, будут звучать «на миллион долларов». Кроме того, специалисты-реставраторы смогут обеспечить старинным инструментам лучшую сохранность.
Профессор Нагивари пытался воссоздать звук старинных скрипок из Кремоны в течение нескольких десятков лет. За это время он несколько раз побывал в Италии, прочел горы исторических документов, изучал внутреннее устройство скрипок и сам проводил эксперименты.
Венгр по национальности, профессор Нагивари увлекся скрипками 50 лет назад, во время обучения в Швейцарии, когда ему представилась возможность брать уроки музыки, пользуясь инструментом, принадлежавшим ранее его кумиру, Альберту Эйнштейну. Профессор Нагивари упражнялся каждый день, но затем был вынужден забросить занятия, чтобы посвятить себя науке. Проучившись год в Кембридже, он занял пост преподавателя в техасском колледже. «Там было очень скучно, — говорит он, — поэтому я завел себе хобби».
Профессор Нагивари несколько десятилетий пытался разгадать, почему кремонские инструменты, изготовленные полуграмотным юношей в XVII веке, звучат лучше любых других скрипок. Чтобы определить параметры качества звука, он подвергал скрипки Страдивари многочисленным испытаниям, анализируя вибрации передней и задней панелей и меняя эти панели на другие, изготовленные по их образу и подобию.

Ильнур

Из чего делают классические скрипки продвинутые скрипичные мастера

Скрипичный мастер Страдивари и ель

Великий Страдивари из Кремоны – скрипичный мастер, чем дышал, о чем думал, о чем мечтал, создавая свои шедевры. Страдивари великий скрипичный мастер создания и изготовления классической скрипки, секреты которого уже три столетия пытаются разгадать многие умельцы и создать свою мастеровую скрипку. В период с 1930-50 годов в Советском союзе так же были проведены ряд исследований классических скрипок Страдивари. Пытались наладить производство и изготовление классических скрипок в серийном производстве. Анфилов Глеб Борисович в своей научно-популярной книге «Физика и музыка» (1962) упоминает об проходивших исследованиях и их результатах.

Скрипичные мастера задавались вопросом из чего делали скрипки великие мастера, из какого дерева делали скрипки, и в чем секрет уникального звука изготовленных скрипок руками Страдивари.

Остальные скрипичные мастера интуитивно искали изюминку в изготовлении классической скрипки.

Их предположения сводились к элементарным вещам, думали, секрет заключается :

— в удалении смолы из ели:

-в резонансе ели:

-в породе древесины;

-в почве, на которой росло дерево;

-во времени года спиливания дерева;

-в сухости и наличия червоточин.

Считаеться, что русская ель придает звуку особенную чувственность, нежность и даже серебристость.
Немецкая — обладает силой, мощью и даже грубостью.
Используя эту цепочку размышлений можно предположить, что музыкальные инструменты и классические скрипки изготовленные из материала, который характерен данной области — отражает характер народа. Русская музыка должна исполняться на родных инструментах, так же как и немецкая музыка. А как же умения мастера, слух настройщика, манера исполнения скрипача и качество партитур?

Скрипичный мастер Мухин и пенопласт

Василий Филиппович Мухин, ленинградский скрипичный мастер, оспаривал эти предположения.

Он доказывал своими работами, что ольха не хуже знаменитой тирольской ели. Из своего опыта изготовление скрипки своими руками, делает вывод, что используя древесину в изготовление скрипки, невозможно создать одинаковые по звучанию инструменты. Чтоб сделать идентичные инструменты, с повторяющимся звучанием, необходимо использовать однородный материал, например корпус скрипки изготовить из твердого пенопласта.

Представьте, какое удивление у музыкантов вызвала изготовленная пенопластовая скрипка своими руками. Любопытство взяло верх, взмах смычка и полилась классическая музыка, всех поразил красивый тембр и мощный звук скрипки.

Из какого дерева делают скрипку

Создатель был доволен изготовленной скрипкой. В то время это был прорыв. На скрипке он не остановился, Ленинградский скрипичный мастер изготовил из пенопласта скрипку, альт, виолончель и контрабас для ансамбля смычковых исполнителей. Где они сейчас?

Однажды, эта история создания скрипки и ее опробование,похожая на легенду случилась на радио, когда там делали запись произведений Моцарта два коллектива, но никто из звукорежиссеров не подписал магнитную пленку. Пришлось обратиться к музыкантам Государственного квартета имени С.И.Танеева для идентификации записи. На удивление по тембру и окраске звука музыкальные произведения звучали одинаково. Было трудно отличить пенопластовые инструменты от обычных. Используя пористый материал, однородный по физическим свойствам и химическому составу, В.Мухин доказал, можно изготовить не только скрипку, но и изготавливать одинаковые инструменты, не уступающие классическим, но не превышающим. Скорее всего, они пригодны более для джаза или обучения, чем для академического использования в симфоническом оркестре. Такую скрипку в музыкальном магазине не купишь, но есть тенденция напечатания электронной скрипки на 3D принтере.

Мастера фирмы pBone и пластмасса

Более богатым, чем дерево или пенопласт, диапазоном и спектром частот обладает пластик — пластмасса. Ей можно придать различную цветовую окраску музыкального инструмента и звучания, объем и прозрачность. Начало положено музыка становится пластиковой.

Фирма pBone предлагает модель тромбона и мундштука изготовленные из пластика, которая была разработана в Великобритании для духовиков. Изготовленные из пластика тромбоны и мундштуки уже появились в музыкальных магазинах. pBone утверждает, что их пластиковые тромбоны — это действительно подлинный музыкальный инструмент, который уже начал революционизировать. На рынке продвигается пластиковый продукт нового тысячелетия, взамен медных духовых инструментов. Изготовление из пластика упрощает техпроцесс и стоимость инструмента. Новые времена, новая эпоха, много молодых музыкантов обращает свой взгляд на изготовленные из пластика музыкальные инструменты. На прочный, дешевый инструмент. Как будет развиваться рынок инструментов предугадать не трудно. Реклама решает все. Ну, почти все. Неужели классическая музыка сдаст свои позиции искусственным материалам — пластику, который заполонил весь мир?

Необходимо готовиться к появлению в консерваториях, в ряду с кафедрами деревянных духовых и медных духовых — пластиковых духовых! Духовой оркестр, симфонический оркестр исполняют произведения пластиковых композиторов, пишущих пластиковые ноты и партитуры. Диксиленды импровизируют пластиковую тему джаза. Симфонические оркестры, Брасс квинтеты играют фанфары пластику. Пока не меняет свой классический подход Yamaha к разработке мундштуков. Интервью Дугласа Йео главного виновника новой модели мундштука для исполнителей на бас тромбоне .

 Как узнать, из какой древесины сделан смычок?

 Я уже неоднократно писал, что настоящий смычок делается только из фернамбука. Но как узнать, что вам предлагают именно фернамбук?

 Есть несколько критериев отбора:
    Внешний вид
    Технические характеристики (звук/штрихи)
    Цена

 Самый простой признак — цена. Даже современный смычок из фернамбука редко стоит дешевле 300 у.е. И то, это скорее всего фернамбук самого низкого качества. Про старые смычки и говорить нечего, их цена намного выше.
 Самый надежный способ определения древесины — внешний вид. Основные конкуренты фернамбука это бразильское дерево и кампеш.
 Что такое фернамбук? Правильное название этого сорта дерева — цезальпииния ежовая (caesalpinia echinata). Это дерево высотой до тридцати метров с прямым колючим стволом.  Древесина в свежем срезе имеет буроватую окраску, на воздухе становится красной.
 Бразильским деревом чаще всего называют некоторые сорта палисандра. Этих сортов существует очень много, и сказать из какого конкретно сорта делают смычки достаточно трудно.
 Кампешевые смычки делают из … кампешевого (оно же сандаловое) дерева.

 Ну, на словах все понятно. А на деле? Фернамбук очень отличается по внешнему виду. Древесина бывает самых разных цветов: от светло-желтого, песочного и до темно-коричневого, как черный шоколад. Существует еще «тигровый» (светло-желтый) фернамбук с ярко выраженными поперечными волнами. Все цвета фернамбука объединяет одна характерная черта: если внимательно присмотреться к смычку можно увидеть мелкую характерную сетку (и/или полоски), которая складывается из слоев древесины. Это непросто объяснить, нужно посмотреть.

Из каких деревьев делают скрипку

Как только вы несколько раз увидите эти полосы, узнать фернамбук потом не составит труда. Если сравнивать эти полосы с похожими полосами на бразильском дереве, то можно сказать, что бразильское дерево не так красиво «играет» — там полоски более тусклые и невнятные. С кампешевыми смычками еще проще, чем с бразильскими. Если полосы там и есть, то их практически не видно. Конечно, смычки бывают подкрашенные, но полностью замазать полоски на фернамбуке практически невозможно, да и это бессмысленно. Зачем кому-то нужно, что бы покупатель сомневался в том, из чего сделан смычок?

 И еще одна важная характеристика — игровые качества. Смычки из бразильского дерева слишком мягкие, трость так и выгибается из стороны в сторону. Кампешевые смычки наоборот, слишком жесткие. Спутать при игре фернамбук с чем-то другим… Ну, это еще нужно постараться )))

 Теперь, вооруженные новыми знаниями, вы знаете как выбрать настоящий смычок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *