Дерево

Из чего делают лыжи

Лыжи — важное изделие деревообработки. Для основной массы населения они ассоциируются со спортом и прогулками. Но это верно лишь отчасти. Для людей многих профессий лыжи зимой необходимая, незаменимая принадлежность, без которой профессиональная деятельность невозможна. Вспомним хотя бы охотников, жителей сел и деревень северных районов, для которых передвижение по глубокому снегу, особенно в лесу, без лыж невозможно.

Лыжи известны сотни лет как в виде знакомой нам конструкции, так и в виде «снегоступов» — щитков со слегка загнутыми краями для передвижения на короткие расстояния по глубокому рыхлому снегу.

В настоящее время в СССР примерно 50 предприятий выпускают более 6 млн. пар лыж ежегодно. Существуют лыжи гоночные, спортивно-беговые, прогулочно-туристские, горные, прыжковые, водно-спортивные. Объемы выпуска последних трех видов лыж небольшие, конструкция и технология их производства отличаются специфичностью, и дальше о них говорить не будем.

Гоночные лыжи используются спортсменами в основном для тренировок и соревнований на заранее подготовленных трассах. Спортивно-беговые лыжи — основной тип, выпускаемый в СССР и предназначенный для оздоровительных прогулок. Они шире, прочней и жестче, чем гоночные, имеют большую массу. Прогулочные, туристские лыжи предназначены для движения по неподготовленным трассам, в том числе в лесу, а также для людей, передвигающихся со значительной нагрузкой (выкладкой). Существуют модификации этих лыж — лесные, охотничьи. Автор назвал бы их деловыми, так как именно они больше всего используются в хозяйственной деятельности. Конструкции всех этих типов лыж примерно одинаковы — с недавних пор вместо цельных деревянных стали делать многослойные клееные, что наиболее выгодно эксплуатационно, технологически  и экономически. Связано это с тем, что к лыжам предъявляются в определенной мере противоречивые требования — максимальная прочность при минимальной массе и высокой упругости. Многослойная конструкция как раз и обеспечивает решение этой задачи. Надо отметить, что конструирование лыж, внешне простого изделия, — достаточно сложное занятие. Каждый размер лыж предопределяет их эксплуатационные свойства: длина лыж обеспечивает накат, т. е. скольжение по инерции, ширина лыжи — поперечную устойчивость, сужение в середине (в районе грузовой площадки) — вписываемость в повороты, носковый загиб — удобство скатывания с возвышенностей, толщина — жесткость лыж, эту  их важнейшую характеристику. Жесткость определяется способностью прогибаться под действием нагрузки, т. е. она должна быть различной для лыжников разной массы. Чрезмерная жесткость может привести к поломкам лыж.

Особые требования предъявляются к скользящей поверхности лыж и их окантовке. Эта поверхность должна быть износостойкой, гладкой и хорошо держать мазь. Ребра скользящей поверхности предохраняются от износа кантами из очень твердой древесины (граб, гикори) или пластиков. В последние годы появились попытки использовать на скользящей поверхности модифицированную древесину распространенных пород. На рис. 37 приведен чертеж лыжи и сечения в различных ее местах, из которого ясно как сконструированы современные многослойные клееные лыжи.


Рис. 37. Общий вид и сечения лыжи:
а — многослойная; б — двухслойная; в — массивная; 1 — носковая часть; 2 — верхняя поверхность; 3 — грузовая площадка; 4 — пяточная часть; 5— боковые галтели; 6 — нижняя (скользящая) поверхность; 7 — верхние галтели; в — желоб; 9 — стрела весового прогиба 10, 17 — пластина верхней поверхности; 11 — носковый клин; 12, 18 — пластина скользящей поверхности; 13 — верхняя пластина среднего клина (наклейка); 14 — нижняя пластина среднего клина; 15 — канты; 16 — пяточный клин

Исходя из изложенных принципов конструирования лыж, строят технологию их производства. Лыжи изготовляются из высококачественного сырья, поступающего на предприятия в виде березовых лыжных кряжей, которые распиливаются на лесопильных одноэтажных коротышевых рамах на пиломатериалы. Далее на прирезном круглопильном станке доски распиливаются на лыжные заготовки. Худшие кряжи, пиломатериалы и заготовки отбираются для внутренних деталей лыж. Отметим для сведения читателя что из 1 м3 лыжного кряжа получается 22—23 пары лыж, отсюда легко подсчитать, что на производство лыж в СССР ежегодно расходуется примерно 300 тыс.

Найди свой спорт

м3 высококачественной березовой древесины.

Высокие требования предъявляются к сушке заготовок для лыж. Главные из них — минимальный перепад влажности по сечению заготовки и отсутствие внутренних напряжений, которые могут в последующем вызвать коробление лыж. Поэтому при достаточном запасе сырья предпочтение отдается атмосферной сушке. Ценные пиломатериалы твердых пород (граб, гикори) рекомендуется сушить на специальных складах с регулируемой вентиляцией. Учитывая, что атмосферная сушка не всегда целесообразна, так как требует больших площадей, ее часто совмещают с камерной, выполняемой на мягких режимах. Сушат древесину до влажности 8+2%. Перепад влажности по сечению не допускается больше чем 1,5—2%. Древесина не должна изменять свой цвет. Если в производстве лыж используется шпон, его сушат на агрегатах и в режимах, принятых в производстве фанеры, до влажности 5—7%.

Технология механической обработки в лыжном производстве состоит из трех фаз. Первая из них заключается в машинной обработке заготовок. Вторая фаза — это обработка деталей лыж и третья — окончательная обработка клееной лыжи. Автор должен обратить внимание читателя, что большая часть оборудования, применяемого в производстве лыж, принципиально не отличается от известных и уже описанных в предыдущих беседах круглопильных и фрезерных станков. Поэтому более интересным будет рассказ о специфических особенностях технологии лыжного производства.

Заготовки по длине склеивают на ус или на зубчатый шип. Для обогрева клеевого слоя могут использоваться токи высокой частоты. Следующая специфическая и ответственная операция — сборка и склеивание блоков, из которых изготовляются отдельные элементы лыж. Блок представляет собой собранный из деревянных заготовок пакет, из которого в последующем путем раскроя будут получены отдельные детали лыж. На рис. 38 показан, как пример, блок скользящей поверхности. На этом же рисунке читатель видит и схему раскроя блока на пластины. Блоки склеиваются синтетическими клеями повышенной водостойкости. Для повышения эластичности клеевого слоя используются смеси карбамидных смол и латексов. Собирают блоки из заготовок одной длины и ширины. В зависимости от назначения заготовки бывают разных пород. Как видно из рис. 38, блок скользящей поверхности состоит из березовых и грабовых (гикори) заготовок. Блоки для верхних пластин формируются из березовых заготовок, для среднего клина — из березовых или других лиственных заготовок. Допускаются в этом блоке и хвойные заготовки.


Рис. 38. Блок скользящей поверхности, склеенный из заготовок:
1 — гикори; 2 — береза; 3 — линии раскроя блока

Блоки склеиваются в специальных ваймах. Обогрев клеевых слоев может быть различным — паровым, в-поле ТВЧ. После склеивания блоки строгают как для снятия свесов, появляющихся из-за неточностей в размерах заготовок и сборки блоков, так и для профилирования деталей лыж. Затем блок распиливают. Операция эта во многом предопределяет экономику лыжного производства. В блоки собирают лыжные заготовки высокого качества, после многократных сортировок и отборов. Поэтому раскрой блока на детали лыж должен производиться с минимальными затратами древесины. Если это делать на обычных круглопильных станках, ширина пропила будет примерно равна толщине детали. Совершенно ясно, насколько это экономически невыгодно. Поэтому ведутся поиски способов и станков, которые бы уменьшили ширину пропила или сделали возможным безопилочный раскрой. Последнего пока не удалось достичь, но уменьшить ширину пропила сумели, создав специальную лесопильную раму с малой высотой хода. На такой лесораме применяются тонкие пилы, что уменьшило ширину пропила до 2—2,5 мм, т. е. примерно вдвое.

После выпиловки из блока деталей их обрабатывают и передают на пресс для склеивания лыжи. Обработка заключается в профилировании и шлифовании среднего клина, изготовлении носковых и пяточных клиньев. После нанесения на детали клея собирают пакет и помещают его в горячий гидравлический пресс. В нем одновременно со склеиванием производится и загиб носка. Режим склеивания обычный: температура 110—120° С, давление 1,5—2 МПа.

Полученная из пресса лыжа фрезеруется для образования на скользящей поверхности желоба. Также фрезеруются боковые поверхности, пятка и носок. Для этих целей используются специальные фрезерные станки. После фрезерования все перечисленные поверхности шлифуются. Затем лыжи проходят технологический контроль и поступают на отделку. Эта операция в лыжном производстве весьма ответственна, поскольку лыжи должны быть нарядными, но в то же время отделочные покрытия должны быть морозостойкими. Для этого разработаны специальные эмали, которые наносятся иногда распылением, а чаще — наливом. Читатель знает, что на лыжах имеется обычно сложный рисунок. Делается это с помощью трафаретов. Наносится несколько покрытий с промежуточной сушкой. В конвекционных камерах после каждой сушки покрытия шлифуют, затем лыжи полируют. Скользящую поверхность лыж, разумеется, не лакируют, ее пропитывают смолами древесного происхождения, предохраняющими древесину от впитывания благи и улучшающими сцепление ее с лыжными мазями.

После отделки и пропитки лыжи подбирают в пары (по конструкциям, размерам, типам и сортам). Лыжи высших сортов балансируются: расхождение положения центра тяжести по длине лыж в паре не должно превышать 10—15 мм. Читатель, очевидно, обратил внимание на маркировку лыж. Наносят марку, на поверхность лыж после первой отделки способом переводных картинок или фотоконтактной печатью и затем покрывают бесцветным лаком.

Лыжи проходят тщательную проверку, в частности их испытывают на гибкость и прочность. Для этого на лыжных предприятиях имеются специальные стенды, имитирующие движения и нагрузки лыжника.

Автор надеется, что читатель убедился в непростоте внешне простой конструкции лыж и технологии их производства, что делает привлекательными профессии рабочих и инженерно-технических работников лыжных предприятий.

Как самому сделать лыжи

Лыжи в снежной местности являются таким же оружием бойца, как винтовка. Лыжников недаром называют "снежной кавалерией". Лыжи позволяют увеличить скорость марша в несколько раз.

Лыжи можно изготовить самому. Для этого нужно иметь под руками немногое: пилу, топор, рубанок, стамеску. Лучшая порода дерева для изготовления лыж — береза. Если ее нет, годятся ясень, бук, вяз (серый и белый), сосна. Следует выбирать здоровую древесину — крепкую, упругую, с прямыми слоями, без сучков и трещин.

Можно изготовить лыжи из сухих досок толщиной в 4-6 сантиметров.

Дерево для заготовки лыж очисти от коры, распили на бруски шириной в 10 сантиметров и толщиной в 3-4 сантиметра. Еще лучше расколоть ствол по длине так, чтобы вышла пара одинаковых брусков. Длина бруска должна равняться росту лыжника с поднятой вверх рукой.

Вытесанные бруски по концам туго свяжи. Посредине вложи распорки шириной в 8-10 сантиметров. Бруски просуши в течение 5-10 дней на печи или над плитой, поворачивая их разными сторонами к жару. Просушенные бруски остругай в форме лыж. Затем носковые концы прогрей у печи (еще лучше паяльной лампой или примусом) или 30-50 минут распаривай в ушате с горячей водой. Когда дерево размякнет, осторожно загни концы и закрепи их в колодке. Проследи, чтобы концы обеих лыж были загнуты одинаково. Лыжи еще раз просуши на печи в течение 3-4 дней.

После этого приступи к обработке лыжи. На нижней, скользящей поверхности круглой стамеской или рубанком выстругай полукруглый желобок. Он должен начинаться у пятки (заднего конца) лыжи и сходить на нет в том месте, где поднимается носовой загиб. Ширина желобка- 12—15 миллиметров, глубина- 2 миллиметра.

В том месте, где будет стоять нога, выдолби отверстие для носкового ремня шириной в 4-5 миллиметров и длиной в 3 сантиметра. Если поднять лыжу за носковой ремень, то передняя часть лыжи должна слегка перевешивать.

Дерево очень чувствительно к влаге. Возможно более тщательно отделай его со всех сторон, зачисти стеклом и шкуркой (наждачной бумагой) и покрой лаком, смолой или дегтем.

Чтобы лыжи хорошо скользили, пропитай смолой скользящую поверхность. Прогрей ее у печки, жирно смажь древесной смолой и опять прогрей. При этом следи за тем, чтобы лыжи при прогревании не начали обугливаться. Смола должна впитываться ровно, слой за слоем, без кипения. После пропитки скользящая поверхность должна стать темно коричневого цвета. Пока лыжи еще не остыли, вставь между ними распорку и свяжи их по концам. Чтобы на лыжи не налипал снег, бока и верхнюю поверхность натри воском. На грузовую площадку, где стоит нога, набей кусок жести, тонкого железа, гладкой резины или бересты — это предотвратит налипание снега.

Время от времени надо возобновлять пропитку лыж смолой.

Лыжи следует держать в прохладном месте. Перед походом хорошо смазывать их лыжной мазью. Возвращаясь с похода, надо очищать лыжи от снега.

Палки для лыж сделай из березы, осины или сосны. Толщина их — 2-2,5 сантиметра, длина — до подмышек. Кольца сделай из крепкого, упругого камыша, ивы или рябины. Кольца должныбыть широкими — 15-18 сантиметров. На палках сделай петли из тонкого ремня или фитиля шириной в 1-2 сантиметра. Тогда можно, не бросая палки, освободить ладонь для оружия, Для ремонта лыж на ходу имей с собой тонкую жесть, маленькие гвозди или шурупы, тонкую фанеру, шило.
 

Снегоступы

Не всегда у бойца или партизана могут быть лыжи. В этом случае можно прибегнуть к снегоступам. Самые простые снегоступы делаются из двух тонких досок. Каждая доска должна быть примерно вдвое длиннее ступни и раза в три шире. K доске прикрепи нижнюю петлю с таким расчетом, чтобы нога стояла посредине доски, когда досок сапога или валенка будет вставлен в петлю. От обеих сторон петли отведи две тесемки или веревки. Ими нога плотно обвивается у щиколотки.

Снегоступы можно смастерить из самого разнообразного подручного материала. Для этой цели годятся, например, бочоночные клепки. Для каждого снегоступа возьми две таких клепки и соедини их планкой или шпагатом. Удобные снегоступы получаются из сиденья или спинки обычного венского стула. Можно также взять днище от плетеной круглой корзинки.

Снегоступы можно сделать из ветвей. Для этого срежь две ветки (лучше от черемухи и рябины) длиной около 120 сантиметров и толщиной в 2-3 сантиметра, согни их дугой и крепко свяжи. На такой раме сплети из веревки или ремня сетку. Сетка должна быть как можно мельче — так легче ходить на снегоступах.

Еще лучше срезать две ветки такого же размера, но изогнутые с одного конца. Положи их на землю параллельно друг другу так, чтобы изогнутые концы находилисьрядом

и смотрели вверх. Затем между ветками вставь две распорки, длиной около 30 сантиметров каждая, а концы ветвей свяжи друг с другом. Такие снегоступы, как хорошо отогнутые лыжи, при ходьбе не зарываются в снег.

Способов соединения ветвей друг с другом и плетения сетки может быть много.

Если ветка очень хорошо гнется, то из нее одной можно сделать раму для снегоступа. Достаточно свести оба ее конца и крепко связать. Можно связать ветку в кольцо и переплести толстой веревкой или ремнями.

Веревка, из которой плетется сеть для снегоступа, обычно продергивается сквозь дырочки, просверленные в раме. Но можно просто привязывать веревку к раме.

Из какой древесины делают лыжи

Чтобы сетка при этом сидела прочно, сделай на раме для веревки небольшие зарубки.

Веревочная сетка может разорваться под тяжестью человеческого тела. Чаще всего прорывается сетка под пяткой. Поэтому следует в этом месте вплетать в сетку кусок толстой материи или кожи. Еще лучше, если пятка будет опираться на одну из распорок.
 

Ледовые шипы

Против гололедицы есть простое средство — ледовые шипы, или "кошки", которые привязываются к обуви. Такие шипы легко сделать самому.

Возьми ремень или простой кусок кожи и утыкай его гвоздями длиной в 1,5-2 сантиметра. Затем второй такой же кусок кожи нашей поверх первого так, чтобы он покрывал шляпки гвоздей и не давал им выскакивать. Получится нечто вроде большой металлической скребницы. Ремень с шипами закрепляется на обуви.

Если в распоряжении бойцов или партизан имеется кузница, то можно сделать ледовые шипы более прочными и основательными. Из полосового железа куется круг или, еще лучше, овал с двумя отогнутыми вниз скобами.

Более надежными будут альпинистские "кошки". Это металлическая рамка, по длине и ширине равная ступне. От рамки выступают 4-6 шипов. На таких "кошках"; можно свободно подниматься по крутым обледенелым склонам.

Шипы быстро тупятся. Подтачивай их равномерно со всех сторон. Крепление шипов к обуви надо подогнать заранее.
 

Нарты

Для перевозки грузов и транспортировки раненых по снежной целине удобны легкие нарты.

Полозья нарт сделай из загнутых спереди досок, напоминающих лыжи. Длина их-4-5 метров. Ширина саней в пролете полозьев должна равняться ширине следа лыжника (не шире 60 сантиметров). Высота саней — 70 сантиметров, от полозьев до грузовой доски — 30 сантиметров. Груз кладут на прочную доску, которая подвешивается на сыромятных ремешках к верхней планке саней. Такие нарты не застревают в глубоком снегу.

Спереди нарт, в местах соединения носков, приделай дугу. Она предохранит сани от ударов о пни и деревья. Идущий впереди лыжник прокладывает след, по которому и движутся полозья нарт.
 

Тобогган

Возьми легкую широкую доску длиной в 1,5-2 метра. Обстругай гладко ее нижнюю поверхность. С боков просверли отверстия и продень ремешки или веревки для привязывания груза. В переднем конце укрепи лямку, за которую можно было бы тянуть доску. Тобогган должен иметь спереди небольшой загиб кверху, иначе под тяжестью груза он будет зарываться

находу в снег. Для этого достаточно прибить к переднему концу доски под тупым углом деревянный щиток.

Легче всего получить загиб, если сделать тобогган из листа фанеры, прибитого к брусчатой раме.
 

Кережка

Для езды по снегу можно применить легкую лодку под названием "кережка".

Остовом для такой лодки служат четыре брусчатых полукольца диаметром около 50 сантиметров. Они обшиваются широкими дранками, лучше всего сосновыми. Средняя доска, образующая дно лодки, берется возможно более толстая и прочная. Эта доска выдается сильно вперед. Спереди кережка суживается, как нос любой лодки, а сзади имеет прямой срез, зашитый досками.

Длина кережки около 2 метров. В ее носу проделывается отверстие для лямки. Кережка особенно пригодна в тех местах, где во время оттепели образуются широкие разводья или полыньи.
 

Волокуша

При отсутствии телеги или саней небольшой груз можно перевозить по земле и снегу с помощью волокуши. К хомуту, седлу лошади или ошейнику собаки прикрепи два тонких деревца. Концы их свободно волочатся по земле. На этих концах укрепи поперечный настил. Сюда и кладется груз. На волокуше животное может перетащить больше тяжести, чем на спине.

Известен один из видов волокуши, особенно удобный для перевозки раненых. Нижние концы жердей представляют собой верхушки елок с необрубленными ветвями. Между ними прокладывается поперечный брусок, на нем укрепляется еще несколько елочных верхушек, — получается сплошной мягкий настил. При перевозке этот настил пружинит и уменьшает толчки и сотрясение.

Как самому сделать лыжи Рейтинг: 4.44 Отзывов: 0

Какие лыжи лучше пластиковые или деревянные?

Условия для лыжного спорта у нас в стране одни из лучших в мире — даже в средней полосе снег лежит до 6 месяцев.

А сильные оттепели, так затрудняющие подготовку инвентаря, явление исключительное. Но даже и в столь благоприятном климате нелишним будет заранее разобраться, какие лыжи лучше. Пластиковые или деревянные — вот тот выбор, что стоит перед начинающим спортсменом.

У многих малознакомых с лыжным спортом людей перед пластиковым инвентарем существует предубеждение. Это и понятно, ведь деревянные лыжи, можно сказать, проверены временем — известно, что их использовали в странах с холодным климатом не менее 3000 лет (а по некоторым предположениям и все 7000 лет), а вплоть до недавнего времени деревянный снаряд предпочитали и некоторые профессиональные спортсмены.

Первые пластиковые разновидности стали появляться во второй половине прошлого века — времени, когда быстро совершенствовались мази, виды креплений для беговых лыж и другие компоненты инвентаря. А с первой серийной пластиковой моделью 1965 года начался рост их популярности. Сегодня классические, деревянные лыжи занимают не больше 25% рынка.

Но не буде спешить, нужно более детально изучить вопрос, чтобы определить, какие лыжи лучше. Пластиковые или деревянные модели в равной степени годятся для непрофессионального катания.

Преимущества и недостатки деревянных лыж

Сегодня любая крупная компания-производитель инвентаря имеет в числе продукции лыжи как из пластика, так и из дерева. Более того, лучшие марки беговых лыж, если основным критерием выбора является невысокая цена, по-прежнему остаются деревянные. Помимо привлекательной цены, у моделей из натурального материала имеются следующие преимущества:

  1. простота в освоении — деревянные модели хорошо подходят для обучения новичков и детей; менее травмоопасны из-за более медленного скольжения;
  2. меньшее проскальзывание — объясняется характерной структурой древесины, во время катания образуется так называемое "взлахмачивание" материала;
  3. экологичность — при производстве применяют только натуральные материалы; используются твердые породы — бук, ясень, клен, береза и т.д.

Наличие характерных минусов тоже играют роль при определении, какие лыжи лучше. Пластиковые или деревянные имеют свои недостатки, но у последних их заметно больше:

  1. деревянные требуют еще и просмолки — просмаливают не реже чем 1 раз в году;
  2. разрушаются влагой — даже лучшие виды беговых лыж из дерева, несмотря на регулярный уход;
  3. сложно смазывать — мазь наносится на всю скользящую поверхность;
  4. не скользят в оттепель — при плюсовой температуре начинают впитывать влагу, не спасает даже правильное смоление;
  5. тяжелее — в среднем на 10%-20% в сравнении с пластиковыми.

Преимущества и недостатки пластиковых лыж

Модели из пластика на данный момент однозначно лидируют, если сравнивать, какие лыжи лучше.

Из какой древесины делают лыжи?

Пластиковые или деревянные можно сопоставить по следующим пунктам, в которых последние однозначно проигрывают:

  1. экономия на смазке — инвентарь из пластика вполне работоспособен и без смазывания скользящей поверхности;
  2. простой уход — пластик не боится влаги, не разрушается под ее воздействием;
  3. быстрая подготовка лыж — достаточно смазывать скользящую поверхность под креплением на длину 25-30 см, а носок и пятку — парафином;
  4. лучшее скольжение — важно для опытных лыжников при определении, какие лыжи лучше; пластиковые или деревянные для новичков в этом плане равнозначны.

К недостаткам пластика как материала, пожалуй, можно отнести только более высокую стоимость — не самый объективный способ определить, какие лыжи лучше. Пластиковые или деревянные в плане стоимости за последнее время заметно выровнялись.

Сразу скажем, что за последние несколько десятилетий деревянные модели заметно сдали свои позиции. Но из одного этого факта не стоит делать однозначный выбор, какие лыжи лучше. Пластиковые или деревянные продолжают сосуществовать и сегодня, и причина тому — каждой разновидности присущи как уникальные преимущества перед конкурентом, так и недостатки.

Ориентируясь на них, и нужно выбирать оптимальный в конкретном случае вариант.

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ
Ботинки для беговых лыж
Ботинки для беговых лыж нужно выбирать одновременно с креплениями для лыж, т.к есть несколько видов креплений. Помимо разных видов ботинки также различаются брендами и стоимостью.
Как выбрать беговые лыжи по росту?
Как выбрать беговые лыжи по росту — это один из самых важных вопросов при выборе лыж. Какая длина лыж подойдет для конькового и классического стиля?
Палки для беговых лыж
Советы при выборе палок для беговых лыж. Для конькового стиля катания нужны более длинные палки, чем для классического стиля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *