Дерево

Художественная обработка древесины

Художественная обработка древесины: истоки и основные направления

С незапамятных времен художественная обработка древесины была связана исключительно с выполнением плотницких и столярных работ. Дерево широко использовалось для изготовления столов, окон, дверей и др.

В современном мире обработка древесины и изготовление мебели ведется на фабриках, оснащенных специальным оборудованием, по разработанным технологическим процессам.

Художественной обработкой дерева в основном занимаются резчики-любители. Их работа не связана с массовым производством и подразумевает под собой индивидуальный творческий подход, разработку способа изготовления и отделки декоративного изделия.

Резчики ищут материал в лесу, многие из них посещают выставки, посвященные своему увлечению, и изучают изделия признанных мастеров.

В начале творческого пути, на истоках увлечения резьбой по дереву, самой важной задачей является выбор направления. С этим шагом не следует спешить, определив в первую очередь круг собственных пристрастий и интересов.

Обработка древесины может заключаться в украшении и декорировании уже имеющихся дома шкафчиков и полок, в создании из лесной находки оригинальной игрушки и т. д.

Предмет изображения

Предметом изображения в резьбе по дереву могут считаться человек, группа людей, животные, растения или какие-либо художественные образы. Также при изготовлении скульптуры из древесины мастера часто пытаются передать символическим образом с помощью средств пластики события и явления.

Предмет изображения в скульптуре не может быть фотографически точным, так как основными принципами резьбы по дереву являются выделение главного, обобщение и подчеркивание в образе.

Тем не менее обобщение подразумевает под собой точное знание особенностей и деталей предмета изображения. Это доказывается тем, что именно хорошее знание предмета позволяет выделить в его образе основные черты, не заостряя внимания на случайных деталях.

Копирование и целесообразность

Копирование уже выполненных известных работ может рассматриваться с разных позиций.

С одной стороны, копирование необходимо для того, чтобы познать многолетний опыт русских мастеров, а также дополнительно изучить разные приемы и техники работы с данным материалом. Копирование может являться своего рода помощником для осуществления резчиком собственных замыслов и идей.

С этой точки зрения копирование полезно, но должно проводиться после накопления определенного опыта резьбы по дереву.

С другой стороны, копирование может превратиться в бездумное занятие, лишающее индивидуальности и мешающее возникновению новых идей. Таким образом резчик может замедлить или остановить собственный творческий рост, развитие. Особенно это относится к тем случаям, когда копируются изделия сомнительного качества.

Художественное обобщение

Художественным обобщением называется прием, при котором резчик выявляет и выделяет характер и основные черты образа. Художник исключает все случайные детали, тем самым сосредотачивая внимание зрителя на важных формах. Также резчик может усилить выразительность созданного им образа, дополнив главные черты определенными деталями.

Начинающему резчику будет нелишним запомнить, что при художественном обобщении главное – не упрощать свое изделие.

Основной задачей является развитие художественного мастерства.

Преувеличение

Преувеличение используется во всех видах искусства, и создание миниатюр не исключение. Оно заключается в утрировании отдельных черт, явлений или характеров и направлено на придание большей выразительности художественному образу.

Подготовка к работе

Подготовка к работе является важным этапом творчества начинающего резчика по дереву. Рекомендуется прочитать литературу о знаменитых скульпторах и художниках, которая представлена в настоящее время в достаточно большом ассортименте.

Желательно некоторое время наблюдать за «натурой» – характером пластики предметов, жизненными ситуациями, особенностями движения и т. д.

Перед тем как приступить к работе, резчик должен выбрать предмет изображения, изучить его, дополнить образ фотографиями, рисунками, описаниями.

Далее замысел и основную композицию изделия необходимо проработать в эскизе, слепив его, к примеру, из пластилина или глины. Также начинающему резчику рекомендуется познакомиться или освежить в памяти основы начертательной геометрии, рисунка, лепки и черчения.

Разработка композиции

Художественная композиция – это построение художественного произведения, при котором подбирается максимально эффектное положение деталей, элементов и фигур. Таким образом можно сконцентрировать внимание зрителей на главной идее.

Композиция состоит из главного, которое выражает основную мысль произведения, и подчиненного, несущего вспомогательную смысловую нагрузку.

Процесс разработки композиции прекрасно развивает пространственное воображение.

Пропорции и ритм

Композиция художественного произведения должна быть гармоничной и согласовывать в себе формы, фигуры, элементы и детали изображения. Основным условием правильного построения композиции является соотношение ритма, пластики и пропорциональности.

Ритмом называется чередование трех и более элементов композиции. Симметрию создают два одинаковых чередования подобного рода. Таким образом, можно сказать, что обычное чередование в последовательности называется простым ритмическим строем, а чередование группы элементов, которые создают новую группировку, – сложным строением.

Ритм очень часто создает основу композиции, придавая ей стройность, четкость и ясность. При изготовлении художественных изделий из дерева допустим аритмический строй, который может создать неповторимый образ композиции.

Пластика также играет важную роль в художественных работах. Она представляет собой выразительность объемной формы и отображается в спокойных или ломаных линиях окружностей, направлений и т. д.

Создание эскиза

Начинающему резчику по дереву необходимо создавать свои произведения для начала на бумаге. При этом должно учитываться множество вещей, среди которых свойства материала, основные формы, объем и вид со всех сторон.

Виды художественной обработки древесины

Для более сложных композиций можно разработать эскиз в объемном исполнении из глины или пластилина. Детально его можно не обрабатывать, но совершенно необходимо учитывать при его изготовлении основные формы и размеры.

Использование естественной окраски, текстуры и фактуры материала

Очень часто в художественных работах резчики по дереву используют естественную окраску дерева как своеобразную деталь образа произведения.

Основной задачей такой окраски, как и искусственной, является усиление выразительности художественного образа.

Начинающему резчику по дереву можно порекомендовать тщательно подбирать выразительный цвет или тон для каждой детали и для всего изделия в целом. Надо заметить, что в скульптурных работах опытные мастера часто сохраняют естественный цвет древесины.

Также большую роль в создании оригинального образа художественной работы может играть фактура материала. Она также может быть естественной и искусственной и усиливать выразительность.

Естественная фактура – кора, глазки и т. д., искусственная – рваные волокна, следы резца, слоистые кольца, чеканка и др.

Текстура древесины усиливает выразительность и привлекает внимание только в крупных изделиях. В миниатюрах, портретной и жанровой скульптуре годичные кольца и слои могут исказить впечатление, поэтому для них желательно использовать мелкососудистые породы дерева, которые подчеркивают четкость и ясность формы.

На подчеркивании текстуры древесины могут быть построены замечательные художественные решения. Для таких случаев прекрасно подходят бук, дуб, карельская береза, канадский клен и другие деревья.

Древесина как конструкционный и отдел очно-декоративный материал широко применяется в различных отраслях народного хозяйства и обладает универсальными свойствами в эстетическом отношении. Палитра цветов древесины разнообразна — от желтовато-белого до темно-коричневого. Каждая порода имеет свой естественный цвет. Цвет древесины зависит также от возраста дерева и климата. Древесина южных пород имеет более яркие цвета. Из наиболее распространенных пород интенсивную темную окраску имеют дуб, орехдис, шелковица, груша, платан.К светлым породам относятся береза, граб, ель, осина, тополь, ольха, бук. Цвет древесины непостоянен, он изменяется после пребывания на воздухе. Одни породы (ель, сосна, пихта, липа) темнеют, а другие (дуб, бук, береза, осина) светлеют. При нанесении на поверхность древесины защитных пленок цветовая характеристика значительно меняется.

Цвет, текстура и фактура поверхности древесины — основные художественные средства, которые используются при изготовлении различных изделий и внутренней отделке помещений разного назначения.

Текстура древесины — характерный рисунок, обусловленный анатомическим строением породы дерева и образующийся при перерезании волокон древесины, годичных слоев и сердцевинных лучей на поверхности среза.

Рисунок текстуры древесины изменяется в зависимости от направления обработки, т.е. от плоскости резания — радиальной, тангентальной, радиально-торцевой и тангентально-торцевой. В практике используются первые два направления обработки — радиальный (параллельно сердцевинным лучам) и тангентальный (перпендикулярно сердцевинным лучам). Оба эти направления у большинства пород дают красивый рисунок (дуб, ясень, красное дерево, орех, палисандровое и др.). Значительную роль в выявлении текстуры играет цвет, особенно в окраске ранней и поздней древесины.

Художественная и декоративная обработка дерева

Древесина дуба красива на радиальном и тангентальном разрезах, здесь в создании рисунка текстуры участвуют как сердцевинные лучи,так и годичные кольца. Структура древесины, создающая текстуру, зависит от строения древесного ствола — так называемой микроструктуры. В зависимости от вариантов микроструктуры и композиций текстуры различают следующие виды рисунка древесины, наиболее широко применяющиеся в промышленности (табл.6.10). С внедрением индустриальных методов лущеного и строганого шпона получило развитие декоративное фанерование путем оклеивания элементов конструкций, изготовленных из малоценных в декоративно-художественном отношении пород, тонколистовыми материалами ценных пород древесины. С развитием производства разнообразных синтетических декоративно-облицовочных пленок взамен обычного фанерования шпоном из различных пород древесины появилась возможность использовать декоративные пленки с применением микрошпона, бумаги и различных смол (декоративный фанеропластик, микрофанера, фанеропленка рулонная, фанеростекловинит и др.).

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 312 | Нарушение авторского права страницы

Геометрическая резьба, искусство которой состоит в получении узора путем комбинирования простейших форм: кружков, треугольников, уголков, полосок и т. д., — считается одной из самых древних. В далекие века язычества геометрические фигуры, как и различные их сочетания, имели свой магический смысл и символику. Со временем смысловые значения геометрических фигур забывались, но их красота, декоративность, орнаментальная узорчатость продолжали питать воображение и фантазию тех, кто украшал ими предметы крестьянского быта.

Геометрические узоры выполнялись резчиками чаще всего в технике трехгранно-выемчатой резьбы, название которой говорит о том, что основу ее составляют различные по размерам выемки, каждая из которых в свою очередь состоит из трех граней.

Не менее древней, чем трехгранно- выемчатая, является контурная резьба, в основе которой лежит тонкая, чуть углубленная, изысканная линия. О древности ее происхождения говорят ярославские прялки. Их орнаментальные мотивы: символические изображения коней, птиц, солярные знаки (розетки, символизирующие солнце) — уходят в глубину веков. Разновидностью контурной является ногте- видная резьба, в виде углубленных лунок. Ногтевидная резьба широко использовалась в декорировании городецких донец, где она органично дополняла инкрустацию их мореным дубом.

Другим характерным видом резьбы, также очень древним по своему происхождению и имеющим широкое распространение, была плоскорельефная резьба. Рисунок резьбы (обычно растительного характера) выявляется на поверхности доски, деревянной утвари, бытовой вещи путем выбирания, т. е. углубления, фона вокруг предполагаемого узора орнамента. Углубляется фон ненамного, так, что сам рисунок остается на одном уровне с доской, формой деревянного изделия. Чтобы придать орнаменту большую живость и мягкость, края узорных форм — изображения листьев, цветов, ягод, птиц или животных слегка округляются или заоваливаются.

Из предметов крестьянского быта, изготовленных из дерева, наиболее украшаемой была прялка, по которой можно проследить практически все виды резьбы по дереву. Трехгранно- выемчатой и ажурной резьбой оформлялось трепало для льна. В узоре орнамента, который неглубоко покрывал плоскость трепала, основное место занимала розетка, напоминающая то звездочку, то распустившийся цветок.

Тонкая и мелкая вязь резьбы покрывала отполированные челноки, а блокам ткацкого станка нередко придавалась форма птицы, коня, нарядно декорировались «набилки», в которые вставлялось ткацкое бердо. В конце XIX — начале XX в. ковровым узором плоскорельефной резьбы украшаются станины ткацкого станка. Богатством резного декора поражают отдельные швейки. Форма ярославских швеек напоминает сказочную колоколенку, поставленную на куб (где обычно помещали ящичек для ниток), а в Архангельской и Вологодской областях швейке придавали обычно форму шеи гуся.

Народные мастера прекрасно подчеркивали резьбой скульптурность форм бельевого валька, его объем, помещая резьбу на нерабочую часть изделия — на конец ручки и на верхнюю, чуть вогнутую поверхность. Наиболее традиционной для декора валька являлась геометрическая резьба.

Геометрической резьбой украшался и рубель, которым крестьянки прокатывали и отглаживали белье. По форме он напоминает валек, но почти вдвое длиннее его. Иногда рубель кроме геометрической резьбы украшался и объемной скульптурой, которая одновременно служила очень удобной второй ручкой.

Вплоть до начала XVIII в. производство узорной ткани для одежды в крестьянском быту зависело от резчика, резавшего «манеру» — доску, с помощью которой набивался рисунок на холст. Манеры XVII — начала XVIII в. — настоящие шедевры орнаментального резного искусства. Изобретательностью, большой фантазией, выдумкой в сочетании с великолепным исполнительским мастерством и художественным вкусом отмечены резные пряничные доски ( 3.2). Рисунки на пряничных досках: птицы, звери, цветы, рыбы, пароходы, причудливые постройки — все это в исполнении талантливых народных мастеров становилось узорчатой орнаментальной сказкой.

Большое распространение при создании предметов крестьянского быта получила объемная, или скульптурная„ резьба.

Крестьянские мастера вырезали ложки с фигурными ручками, всевозможные чаши, ковши. Края чашек и ковшей нередко украшались резными объемными головками коней или птиц,, края посуды обрамляли резные пояски.

Крестьянский стол заполняла разнообразная деревянная посуда. Центральное место на нем отводилось со- лонице. Ее плели из бересты или корней, но чаще вырезали из дерева.

Художественная обработка древесины

Широкое распространение имели солоницы в виде утицы, еще и сейчас встречающиеся на Русском Севере. Солоницы-утицы — это настоящие скульптуры из дерева, очень пластичные и образные по решению.

Солоница изготовлялась и в виде кресла. Нередко такая солоница-крес- ло украшалась трехгранно-выемчатой резьбой с геометрическим узором, густо заполняющим всю скульптурную форму изделия.

На крестьянском столе стояли также ковши для воды и меда ( 3.3). Как и маленькие солоницы-утицы, это тоже сосуды-скульптуры. Среди них выделяются ковши-скобкари. Вырезали их в виде птицы с туловом — широкой приземистой чашей, а голова и хвост этой птицы выполняли роль удобных ручек.

Выразительны и очень пластичны круглые братины, ковши с резными ручками: ковши-«конюхи» и небольшие по размеру ковши-наливайки, ковши-черпаки.

Значительное место в крестьянском быту, особенно в районах Русского Севера, отводилось в прошлом бересте. Из нее плели лапти, корзины, пестери — заплечные кузова для грибов и ягод, дорожные солонки, коробочки для женских украшений, туеса и даже детские игрушки. Изделия из бересты украшали резьбой, тиснением и росписью. Великолепное знание материала превращало простые и непритязательные вещи в подлинные произведения искусства.

Широкое распространение имели и выгнутые из луба корыта, лукошки, хлебницы и т. п. Гладкая блестящая поверхность стенок лубяных изделий словно специально приготовлена природой для росписи.

Русским мастерам-резчикам по дереву, плотникам, столярам приходилось в прошлом много заниматься внутренней отделкой богатых усадеб, церквей и даже дворцовых зданий. Сохранились резные иконостасы, которые производят впечатление золотых. На самом деле выполнены они из дерева и богато украшены сплошной рельефной резьбой по типу резьбы корабельной и домовой, покрыты левкасом и позолочены. Русским мастерам были хорошо знакомы также модные в XVII и XVIII вв. техники инкрустации и мозаики, которые они освоили, выполняя мебель для дворцовых построек.

Инкрустация — техника отделки и украшения изделий из дерева, преимущественно мебели, при которой в поверхность дерева, например в верхнюю рабочую доску стола или в прямую спинку стула, врезаются (обычно на одном уровне с поверхностью данного изделия) декоративные элементы, выполненные из ценных пород дерева другого цвета, а также из перламутра или металла.

Мозаика в художественной обработке дерева — техника набора рисунка или узора из разноцветных кусков дерева, точнее, из кусков разноцветной фанеры. Примером замечательных мозаичных работ могут служить полы в Зимнем дворце, Павловском дворце-музее под Ленинградом, в музеях Останкино, Архангельское и Кусково под Москвой.

Таким же выдающимся явлением в русском народном декоративном искусстве, как и резьба, является роспись по дереву. Истоки многих ее видов следует искать в древнерусском искусстве. Так, сравнение миниатюрных рукописей XVII в., где изображены сцены сева, пахоты, сенокоса и пастьбы скота, с жанровыми росписями пермогорских прялок позволяет говорить не только о близости сюжетов, но и об общих принципах построения композиции (повествователь- ность и наличие разновременных сюжетов на листе миниатюры и на прялке), о колористической общности, о близости самой техники исполнения. В основе росписей прялок Пермогорья лежит четкий, нанесенный на белый фон черный контур изображения. Рисунок закрашивался потом внутри цветом. Такой прием росписи принято называть графическим. Сценки народного быта: деревенские посиделки, катанье на лошадях, застолья, — которые любили изображать мастера из Пермогорья, органично сочетаются с орнаментальными мотивами. Растительные узоры густым ковровым рисунком покрывают не только прялки, но и бытовые вещи — ковши, чаши, блюда, хлебницы, бураки, жбаны, детские люльки.

В графическом плане выполнены и северодвинские росписи, продолжающие сюжеты росписей Пермогорья, сходные с ними по исполнительской манере.

Северодвинские, росписи отмечены яркими цветовыми сочетаниями киновари с черным, зеленым, желтым. Исполнялась роспись на светлых фонах левкасовпго грунта — белого или светло-желтого.

Если для прялок характерна сюжетная роспись, рассказ в картинках, то бытовые крестьянские изделия из дерева декорировались обычно мотивами растительного орнамента, в который включались изображения птиц и животных.

Широкой известностью на Севере пользовалась мезе некая роспись, берущая свое название от реки Мезень. Композиционный строй росписи, круг изобразительных и геометрических форм орнамента, трактовка их местными мастерами позволяют предполагать, что мезенская роспись относится к числу наиболее древних памятников народного декоративного искусства.

Обобщенные изображения оленей, коней, птиц располагаются на плоскостях прялок ритмичными полосами, одна над другой, густо закрывая всю плоскость (см. цв. вкл. 4). В росписи органично сочетаются ярусные полосы с изображениями животных и птиц с полосами геометрического орнамента, состоящего из ритмически чередующихся спиралек, кружочков, прямых и извилистых линий. Роспись наносилась на поверхность дерева двумя красками — черной и красной. Своеобразие мезенской росписи — в выразительности силуэтов орнамента, в найденных пропорциях полос фризовых композиций. Если в росписях на бытовых предметах Русского Севера прослеживается преимущественно графическая манера исполнения, то кистевая роспись на прялках, крестьянской утвари, санях, дугах, на деревянных игрушках Поволжья, Сибири, Алтая, Урала, Карелии отмечена живописным началом, декоративной,красочной раскладкой цветовых пятен (см. цв. вкл. 5), независимо от того, рождаются ли под кистью мастера цветочные мотивы (Карелия), возникают ли сюжетные картины-рассказы, повествующие о жизни крестьянской и городской среды, или воссоздается глубоко традиционная орнаментальная культура данного региона (Поволжье) .

Традиции художественной резьбы и росписи по дереву в наши дни продолжают развивать художники и мастера народных художественных промыслов.

Геометрической резьбой украшают шкатулки, ковши, солонки, разделочные доски на предприятиях художественных промыслов в Архангельской, Вологодской, Кировской областях, в Карельской АССР и Башкирской АССР, плоскорельефная и объемная резьба по дереву успешно развивается в Московской обл. Новый ассортимент изделий на токарной и столярной основе с традиционной хохломской, городецкой, полховско- майданской, загорской росписью разрабатывают художники и мастера предприятий художественных промыслов Горьковской и Московской областей, а живописная и графическая системы росписей Русского Севера осваиваются мастерами художественных промыслов Архангельской и Вологодской областей. Живописную культуру традиционной свободной кистевой росписи Карелии, Урала, Алтая и Сибири наследуют современные художники и мастера, работающие на предприятиях художественных промыслов в этих районах

Основные виды художественной обработки дерева

Введение

Глава I. Методика обучения школьников основам художественной обработки древесины

1.1. Краткая история художественной обработки древесины

1.2. Формы и виды обучения

Глава II. Методика обучения школьников художественной обработки древесины

2.1. Преподавание художественного направления

2.2. Развернутые сценарии уроков

2.3. Планы уроков технологии

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Художественная обработка древесины у многих народов — самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX — XV вв., украшенную резьбой и росписью.

Искусство — это воспитание души и уважения к духовным ценностям, именно оно создает у нас представление о прекрасном и делает нашу душу богаче, заставляет задумываться. Искусство начинается с уважения к вещам. Но и вещи нужно создавать такими, чтобы они вызывали уважение.

Поскольку в изучение обработки древесины входят изучение есть необходимость в изучении основ художественной обработки древесины, исходя из этого — выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Объектом работы является обучение основ художественной обработки древесины.

Предметом работы является изучение технологии художественной обработки древесины.

Целью является разработка методического пособия для обучения основам художественной обработки древесины.

Гипотеза данной работы сводится к тому, что выполнение проектной деятельности эффективно если:

В содержание обучения будут введены изучение технологии основ художественной обработки древесины.

Для наибольшей эффективности освоения материала на занятиях будут использоваться учебно-методические стенды.

Задачами курсовой работы являются:

Обзор теоретической и методической литературы по теме курсовой работы.

Изучить технологии художественной обработки древесины.

Разработать методическое пособие для изучения технологии технологий художественной обработки древесины.

Методами курсовой работы при выполнении поставленных задач являются:

Теоретический анализ научно-технической и методической литературы по технологии художественной обработки древесины

Применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложении данной работы.

ГЛАВА I. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ

1.1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.

Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII — XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли — галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств .

Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма и в целом «чувство вещи».

До наших дней на русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились крестьянские дома — произведения неизвестных ваятелей и резчиков. Высокие фронтоны завершаются мощными бревнами-охлупнями, один край которых вырезан в виде головы рогатого оленя, круглогривого коня или птицы. Доски-причелины и спускающиеся с них доски-полотенца заполнены растительным орнаментом либо пропильным геометрическим узором.

В Поволжье получила распространение глухая или долбленая резьба в сочетании с подкраской. На белом или голубом, углубленном в массу дерева фоне рельефно выделяются суриково-красные и золотистые изображения добродушных львов, русалок-фараонок с рыбьими хвостами, птиц-сиринов с распущенными веером хвостами и оплетающей их орнамент из виноградных лоз, акантовых побегов .

Если для архитектурной резьбы характерны крупные монументальные формы, то в резьбе предметов обихода масштаб меняется, став им соразмерным. Ткацкие станки и прялки, вальки для выколачивания белья, трепала для льна, рубеля — крестьянские утюги для разглаживания, катания белья и тканей, праздничные сани-кошовки и выездные телеги, дуги, солоницы и жбаны щедро покрывались узорочьем простого геометрического орнамента: квадратами, треугольниками, розетками и ромбами самых различных сочетаний.

В прошлом мотивы резьбы имели вполне определенный символический смысл, связанный с языческими представлениями наших далеких предков. Например, круги, изображения коней и птиц были связаны с культом солнца, от которого зависела судьба урожая, а значит, и будущее крестьянина-земледельца.

В крестьянском искусстве XVIII — XX вв. геометрическая резьба была не только красивым узором — народ помнил заключенный в нем глубокий смысл.

Цвет и текстура древесины бесконечно разнообразны, а это открывает перед мастером богатые возможности выявить красоты материала, не прибегая к подсобным средствам создания художественной композиции.

Говоря о резчике, нужно иметь в виду не исполнителя, а резчика-хужожника, поэтому такому мастеру необходимо иметь представление и об изобразительном искусстве, однако станковую живопись не следует переносить в декоративную резьбу, так как у кисти и ножа совершенно разные возможности в создании художественных произведений. Только неустанный творческий труд, а не слепое копирование и подражание позволит в короткий срок с совершенстве овладеть ремеслом столяра и мастерством резчика .

1.2. ФОРМЫ И ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ

В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения:

Форма — характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.

Метод — способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.

Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и общими.

Рассмотрим некоторые из форм более подробно.

Урок — коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.

Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:

1. уроки-лекции (практически — это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы);

2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);

3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);

4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:

— повторение пройденного — воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.

— освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.

— отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего — решение задач по новому материалу);

— выдача домашнего задания.

Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х — начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование.

Художественная обработка древесины: истоки и основные направления

Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.

Экскурсии — форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.

Домашняя работа — форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.

Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся .

Существует множество подходов к классификации видов обучения.

Традиционное обучение — этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно — в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового — закрепление — контроль — оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.

Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти и школу, проецируясь на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых ученику знаний, повышают требования к объему усвоенных учеником знаний. В-третьих, попытки учителей, школы предусмотреть различные варианты жизнеопределения учеников и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного материала. Все это приводит к перегрузкам учеников. Отсюда можно сделать вывод, что в условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому и служат развивающее и дистанционное (соответственно) обучение.

Страницы: следующая →

123456Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Художественнаяобработкадревесины

    Лекция >> Культура и искусство

    Сценарии урока Раздел программы: Художественнаяобработкадревесины. Тема урока: Инкрустация. Класс: 7 Трудовое … . Литература: Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 7 класса …

  2. Художественнаяобработка металлов на уроках технологии в 6 классе

    Дипломная работа >> Педагогика

    … материалов 34 1.1 Технологияобработкидревесины 22 Художественнаяобработка металла 30 Электротехнические работы 8 3 Технология ведения дома 8 Итого …

  3. Развитие умений и навыков в процессе обучения технологии

    Курсовая работа >> Педагогика

    … задачи раздела «Технологияобработкидревесины». Организация труда и оборудование рабочего места для обработкидревесины. Рациональное … изделий; владение простейшими способами технологиихудожественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка …

  4. Разработка методики проведения урока практического обучения художественнойобработке материалов

    Курсовая работа >> Педагогика

    технологии и предпринимательству» Тема: Разработка методики проведения урока практического обучения художественнойобработке … бы от цельного куска древесины вырезать заготовку необходимой … к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию …

  5. Художественные изделия

    Реферат >> Культура и искусство

    … цветовых сочетаний. Технология Дымковская игрушка — искусство … Хохломские художественные изделия изготовляются в основном из древесины мягколиственных … Западной Украине, Молдавии существовала художественнаяобработка кожи. В украшении национального …

Хочу больше похожих работ…

Художня обробка деревини

Худо́жня обро́бка деревини́ — найдавніший вид декоративно-прикладного мистецтва, виготовлення оригінальних виробів з дерева різноманітного функціонального призначення.

За формотворчими техніками художнє деревообробництво поділяється на відповідні галузі:

  • бондарство;
  • деревообробне токарство;
  • теслярство-столярство
  • декоративне різьблення.

Зміст

  • 1 Історія
  • 2 Див. також
  • 3 Джерела
  • 4 Посилання

Історія

Загалом художня обробка дерева була вже добре розвинена за часів Русі. Відомо, що вже у І тис. н. е. дерево широко використовувалося в будівництві міст і сіл, князівських палаців і фортець. Серед ремісничих професій існували теслярі, ложкарі, бондарі, різьбярі та ін. Техніка обробки дерева була доволі різноманітна: видовбування, вирізування, розпис, випалювання тощо. Одна з найдавніших технік — видовбування — використовувалася для виготовлення побутових речей: посуду, корит, човнів. Художні твори з дерева посідають належне місце в колекції Національного музею українського народного декоративного мистецтва.

Нині збірка налічує близько п’яти тисяч творів XVI—XX ст. Колекція дає можливість визначити національну самобутність художнього різьблення в усій різноманітності локальних особливостей, розкрити розмаїття асортименту виробів, які відрізняються між собою за призначенням, формою та оздобленням.

Найбільшими групами музейних предметів є твори центральної частини України — Київщини, Полтавщини, Чернігівщини; західної — Івано-Франківщини, Львівщини; північно-західної — Житомирщини.

В Україні існувало багато видів художнього різьблення — площинне, рельєфне, кругле, наскрізне, але в кожному регіоні воно мало свою специфіку.

У площинному різьбленні, що має більш давнє походження, переважають геометричні елементи — розета, ромб, коло, хрест тощо.

Фіто-, зоо-, антропоморфні образи вирішували частіше в техніці рельєфної та круглої різьби.

Раритетними пам’ятками колекції є різьблений хрест 1576 р. з с. Іваничі Володимир-Волинського пов. Волинської губ., скульптура Архангела Михаїла, колонки від іконостасів, свічники, хрести, ікона св. Пантелеймона та цехова скринька ХVIII ст.

У музеї зберігається цінна збірка хрестів XVIII—XIX ст. На деяких із них вирізьблено дату виготовлення і прізвище автора. Так, наприклад, один з них виконав майстер Федор Георгієв у 1720 р.

Окрасою колекції є твори, виготовлені в західних регіонах України, зокрема на Гуцульщині, які датуються другою половиною ХІХ — ХХ ст. Гуцульські майстри виробили власний художній стиль: площинну «суху» або «чисту» різьбу, яку іноді поєднували з іншою технікою, наприклад інкрустацією кісткою, перламутром, бісером, металом. Для прикрашання предметів використовували також контурне різьблення — «ритування». Прикладом може бути оздоблення гуцульських скринь.

Найвагоміший внесок у розвиток різьбярства Гуцульщини в другій половині XIX ст. зробив Юрій Шкрібляк — майстер із с. Яворів (нині Івано-Франківська обл.). Його творчість стала взірцем для наступних поколінь — синів і онуків майстра. У музейній збірці найбільш повно представлені твори Василя та Миколи Шкрібляків, Юрія та Семена Корпанюків, а також твори Дмитра Шкрібляка.

Новим явищем у мистецтві гуцульського різьблення XX ст. стали твори, виготовлені такими провідними косівськими майстрами, як Володимир Гуз, Василь Кабин, Іван Балагурак і Дмитро Тонюк, Микола Кіщук родом із с. Річка.

На Гуцульщині виготовляли бондарські вироби зі смолистих порід дерев, які орнаментували випалюванням. Найкращим автором таких виробів визнано Івана Грималюка із с. Річка Івано-Франківської обл.

Оригінальним є лемківське різьблення рослинного характеру. Ажурно-рельєфним орнаментом, що складався з листя, квітів, плодів, декорували тарелі, хлібниці тощо. Але переважає у збірці дерев’яна скульптура малих форм. Головними сюжетами пластичних композицій є анімалістичні образи та зображення на побутові й етнографічні теми. Серед авторів таких робіт слід згадати найвідоміших: Павла та Василя Одрехівських, Андрія і Степана Орисиків, Антіна Фігеля, Івана та Степана Кищаків, Андрія Сухорського, Юрія та Мирона Амбіцьких, Михайла Стецяка та інших.

Треба відзначити талант скульптора, народного художника України Василя Свиди з Ужгорода. Особливо яскраво його фантазія і неперевершена майстерність розкрилися в багатофігурних композиціях на теми з життя гуцулів.

На Поліссі існувала традиція прикрашати вироби з дерева не тільки різьбленням, а й інкрустацією соломкою. Зберіг і розвинув традицію цього мистецтва народний художник України Олександр Саєнко родом із Борзни Чернігівської обл.

На Лівобережній Україні, тобто на Київщині, Чернігівщині, Полтавщині, поширилася плоска тригранновиїмчаста різьба. Зразки виробів XIX—XX ст. саме з таким різьбленням у великій кількості представлено в збірці музею.

Розмаїття декору з зображеннями церков і Голгофського хреста в оточенні геометричного орнаменту вирізняють божниці, що слугували поличками для хатніх ікон.

Пластичністю форм, гармонійно підкреслених різьбленим декором, позначений дерев’яний посуд: сільнички, корячки, миски, ложки тощо, який мав не тільки ужиткове призначення, а й обрядове.

Особливий інтерес у збірці музею викликають пряничні форми для медяників із заглибленим у деревину різьбленим орнаментом, за допомогою яких робився відбиток у тісті.

Прагнення різьбярів зробити вироби потрібними та зручними в користуванні, а також естетично привабливими демонструють майстри у знаряддях праці (рублі, прачі) та деталях транспортних засобів (ярма, дуги, люшні, насади та задки до саней і возів).

Наприкінці XIX ст. і до 40-х років XX ст. у творчості українських народних майстрів і професійних художників спостерігається вплив стилю модерн. В цей час відбулося осмислення новітніх ідей, які знайшли втілення у поширенні нових форм і образів. Ознаки цього стилю помічаємо у творах Василя Гарбуза з с. Малі Будища Полтавської обл. Його талант особливо проявився у створенні різноманітних предметів, декорованих тригранновиїмчастим різьбленням.

Відлуння модерну виразно та яскраво знайшло втілення в скульптурних композиціях, які пронизані експресивним ритмом. Саме така скульптура приваблювала талановитого майстра художнього різьблення Якова Халабудного із с. Жуки на Полтавщині.

Наприкінці 60-х років XX ст. розвиток різьбярства на Полтавщині визначила творчість Валентина Нагнибіди та майстрів очолюваної ним кременчуцької школи, таких як Марія Переверзина, Микола Зацеркляний.

Київську школу представлено творами майстрів площинної різьби Володимира Виноградського, Франца Можаровського; чернігівську — роботами Миколи Панька.

Неперевершеними майстрами народної скульптури визнано Антона Штепу із с. Сваричівка на Чернігівщині та Михайла Міняйла з Охтирки на Сумщині. Серед творів А. Штепи на особливу увагу заслуговують композиції на етнографічні теми.

М. Міняйло найяскривіше розкрив свій хист у роботах на історичну тему. Незважаючи на статичність постатей, порушення пропорцій, умовність зображення, їхні образи вражають надзвичайною цілісністю та внутрішньою експресією.

Класикою народної скульптури вважаються твори Петра Верни з хутора Гора, нині Бориспільського р-ну Київської обл. Особливо приваблювала майстра літературна тематика. Його улюбленими письменниками були Т. Шевченко, І. Котляревський, М. Гоголь. Талановитий різьбяр створив портретну галерею та сюжетні композиції за творами цих авторів.

Самобутнім майстром скульптурної пластики, різьбленої з дерева, є Василь Завгородній з Києва. Особливо його захоплювали сюжети з історії козацтва. Твори, декоровані розписом, становлять невелику, але дуже цінну групу музейних предметів, які дають уявлення про поширення цього способу прикрашання виробів з деревини.

До цієї групи належать мальовані весільні скрині, мисники, шафи, полиці, посуд XVIII—XIX ст., що були невід’ємною складовою селянського інтер’єру майже до середини XX ст. на Київщині, Чернігівщині, Полтавщині, Катеринославщині, Поділлі.

Скрині займали особливе місце в хаті. Вони мали не тільки ужиткове призначення (в них зберігали посаг), а й художньо-декоративну та обрядово-ритуальну функцію.

Численною групою творів є посуд, декорований розписом: миски, тарілки, таці з рослинним орнаментом. На деяких виробах трапляються зображення людини або натюрморти з овочів і риби, вдало закомпоновані у круглі чи хрестоподібні форми предметів.

Найкращі пам’ятки з дерева, що збереглися до нашого часу, свідчать про гармонію доцільності та краси. Різьбярі прагнули досягнути досконалості й пластичності форм предметів, а також довершеності й неповторності декору.

Див. також

Джерела

  • Винахідництво давніх українців

Посилання

  • Сайт, присвячений різьбленню по дереву
  • Художня обробка дерева в Україні
  • народний майстер України Дацко Роман Висильович

Художня обробка деревини Інформацію Про


Художня обробка деревини
Художня обробка деревини
Художня обробка деревини Ви переглядаєте суб єкт.
Художня обробка деревини що, Художня обробка деревини хто, Художня обробка деревини опис

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *