Дерево

Федеральный закон 384

Главная » Полезные статьи » Объекты технического регулирования

Объекты технического регулирования

Вернуться назад на Техническое регулирование

По новому ФЗ объекты технического регулирования являются:

• продукция – результат длительного представления в материальной вещественной форме;
• процессы производства;
• процессы эксплуатации;
• процессы хранения;
• процессы перевозки;
• параметры реализации;
• параметры утилизации;
• оказание услуг.

Объектами технического регулирования, представленными в технических регламентах, являются:

1. Продукция.
2. Процессы жизненного цикла продукции, непосредственно связанные с обеспечением безопасности продукции.

К объектам, частично или полностью исключенным из сферы применения норм ФЗ о техническом регулировании, относятся:

а) государственные образовательные стандарты;
6) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету;
в) правила (стандарты) аудиторской деятельности;
г) сеть связи РФ; радиочастотный спектр;
д) сфера обороны и средства защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно последним изменениям ФЗ о техническом регулировании, закон не регулирует отношения, связанные:

а) с применением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических мер по предотвращению массовых инфекционных заболеваний, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением разработки, принятии и исполнении обязательных требовании к продукции, в том числе медицинской технике, пищевой продукции);
б) с использованием мер по охране окружающей среды;
в) с обращением лекарственных средств;
г) с установлением требований промышленной безопасности;
д) с установлением требований по ядерной безопасности, а также радиационной безопасности (за исключением требований к продукции);
е) с установлением требований к продукции и процессам в области космической деятельности.

Субъектами технического регулирования являются органы власти (Правительство и министерства РФ).

В соответствии с проведенной административной реформой к субъектам, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями на федеральном уровне, относятся Президент и Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (далее — ФОН В).

Техническое регулирование в строительстве

Определена трехзвенная структура ФОИВ:

• федеральные министерства;
• федеральные службы;
• федеральные агентства.

Все ФОИВ находятся в подчинении вышестоящих органов.

В этой трехзвенной (трехуровневой) системе у каждого звена свои задачи:

• министерство — выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование;
• служба — осуществление надзора и контроля;
• агентство — оказание государственных услуг, управление государственным имуществом (в том числе научно-исследовательскими институтами), осуществление правоприменительных функций в установленной сфере деятельности.

Такая структура призвана исключить возможность абсолютной монополии того или иного ФОИВ в возглавляемой им сфере деятельности, предупредить случаи возникновения конфликта интересов в процессе деятельности в указанной сфере.

Основными субъектами деятельности в сфере технического регулирования являются:

— Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России);
— Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Агентство Госстандарт подчинено Минпромторгу России. Эти два ФОИВ отличаются по выполняемым функциям.

Минпромторг России выполняет функции федерального органа по техническому регулированию.

В министерстве функционирует структурное подразделение — Департамент государственной политики в области технического регулирования и метрологии.

Минпромторг России утверждает административные регламенты исполнения Госстандартом государственных услуг (функций) — ведение федерального информационного фонда технических регламентов, перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и пр.

Госстандарт является национальным органом по стандартизации и практически (неформально — по закону) национальным органом по метрологии. В отличие от Минпромторга России Росстандарт имеет не только центральный аппарат, но и территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Агентство выполняет следующие функции: разрешительные (выдача лицензий); по управлению имуществом (в его ведении имеются научно-исследовательские институты, а также государственные метрологические службы); по оказанию услуг (метрологических); по надзору (надзор за соблюдением требований технических регламентов, национальных стандартов, правил метрологии).

Являясь национальным органом по стандартизации, Росстандарт выполняет ряд задач, в том числе утверждает национальные стандарты; организует публикацию и распространение национальных стандартов; представляет Российскую Федерацию в международных организациях по стандартизации.


Федеральный закон № 384-ФЗ от 30.12.2009г.

Скачать Федеральный закон 384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений

Дата актуализации: 17.06.2011

Федеральный закон 384-ФЗ

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений

Статус: действующий (Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за исключением статьи 43, вступающей в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона)
Обозначение: Федеральный закон 384-ФЗ
Название рус.: Технический регламент о безопасности зданий и сооружений
Дата актуализации текста: 08.10.2010
Дата добавления в базу: 08.10.2010
Дата введения: 01.07.2010
Утверждён в: Президент Российской Федерации (30.12.2009)
Опубликован в: Российская газета № 255 (31 декабря 2009
Строительная газета № 3, 4, 5 2010
Область и условия применения: Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:
1) механической безопасности;
2) пожарной безопасности;
3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
7) энергетической эффективности зданий и сооружений;
8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
Оглавление: Глава 1. Общие положения
Глава 2. Общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)
Глава 3. Требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений
Глава 4. Обеспечение безопасности зданий и сооружений в процессе строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта
Глава 5. Обеспечение безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа)
Глава 6. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)
Глава 7. Заключительные положения
Расположен в:

Скачать Федеральный закон 384-ФЗ

Технические регламенты

Технические регламенты и нормативные правовые акты в области технического регулирования

Основным законом, регулирующим отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных и добровольных требований к продукции или к связанным с ними процессам, а также при оценке соответствия, является Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании».

Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"

С введением данного закона «ведомственная» система нормативных документов поэтапно прекращает свое существование и взамен неё появляются новые документы — технические регламенты и документы по стандартизации, обеспечивающие соблюдение требований технических регламентов.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»

Технические регламенты в области строительства.

Основными документами новой системы технического регулирования являются технические регламенты. Разработка технических регламентов производится, на основании программы разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 года №1421-р (с изменениями) либо в инициативном порядке. Для строительной отрасли правительственной программой предусмотрена разработка двух технических регламентов: «О безопасности зданий и сооружений» и «О безопасности строительных материалов, изделий и конструкций».

Программа разработки технических регламентов

Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений».

С 1 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В разработке и обсуждении этого регламента принимали активное участие представители НОСТРОЙ. Данный закон является базовым для всей системы технического регулирования строительства. Кроме того, учитывая значительные отличия зданий и сооружений от других объектов технического регулирования в Федеральный закон «О техническом регулировании» была внесена статья 5.1, которая устанавливает, что «особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". 

Федеральный закон от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Нормативные правовые акты и перечни национальных стандартов и сводов правил в обеспечение технического регламента 
«О безопасности зданий и сооружений».

В техническом регламенте «О безопасности зданий и сооружений» установлено, что для соблюдения его требований на обязательной и добровольной основе применяются документы по стандартизации, включенные в соответствующие перечни. Перечень документов, утверждаемый Правительством РФ, включает Своды правил (СНиПы) и национальные стандарты (ГОСТ и ГОСТ Р), применяемые на обязательной основе. Перечень применяемых на добровольной основе документов в области стандартизации, утверждаемый Росстандартом, может включать национальные стандарты и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. 

В настоящее время, с учетом предложений Национального объединения строителей, с привлечением Национальных объединений проектировщиков и изыскателей, распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 1047-р принят перечень документов, применяемых для соблюдения требований технического регламента на обязательной основе, приказом Росстандарта от 1 июня 2010 года № 2079 утвержден перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований регламента, а также подготовлен проект плана актуализации нормативных документов на 2010-2012 годы.
Национальное объединение строителей предусматривает софинансирование разработки и экспертизы ряда строительных норм и правил и национальных стандартов в интересах саморегулируемых организаций Национального объединения.

В целях реализации требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ, оказания методологической помощи саморегулируемым организациям, а также организации контроля за членами саморегулируемых организаций, в соответствие с пунктом 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовлен Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и соответствующих национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований указанного Федерального закона. 

Протокол совещания у заместителя министра регионального развития РФ К.Ю.Королевского от 13 июля 2010 г.

"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"

ПЕРЕЧЕНЬ
видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, национальных стандартов и сводов правил и нормативно-методических документов на метод контроля

Технический регламент «О безопасности строительных материалов, изделий и конструкций». 

Проект федерального закона (законопроект 192544-5) «Технический регламент о безопасности строительных материалов, изделий и конструкций» в настоящее время принят в первом чтении в Государственной Думе РФ и направлен в Правительство РФ для подготовки официального отзыва. Национальное объединение строителей представило свои предложения по проекту регламента в Правительство РФ.

Проект федерального закона (законопроект 192544-5) «Технический регламент о безопасности строительных материалов, изделий и конструкций»

письмо НОСТРОЙ с предложениями к проекту технического регламента

Нормативные правовые акты и перечни национальных стандартов и сводов правил в обеспечение проекта технического регламента 
«О безопасности строительных материалов, изделий и конструкций».

В настоящее время проект перечня документов в области стандартизации, применяемых на добровольной основе для целей соблюдения «Технического регламента о безопасности строительных материалов, изделий и конструкций» разрабатывается.

Смежные технические регламенты.

В области строительства также принят ряд смежных технических регламентов, устанавливающих требования в области пожарной безопасности, безопасности лифтов, низковольтного оборудования, машин и оборудования, средств индивидуальной защиты и т.д. 

Технический регламент "О требованиях пожарной безопасности"

Федеральный закон от 22 июля 2008 года" №123-ФЗ "Технический регламент "О требованиях пожарной безопасности"

Письмо Национального объединения строителей по вопросу требований Технического регламента "О требованиях пожарной безопасности"

Письмо аппарата Правительства РФ

Технический регламент "О безопасности лифтов"

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года №782 об утверждении технического регламента "О безопасности лифтов"

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года № 998-р утвержден Перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения технического регламента о безопасности лифтов и осуществления оценки соответствия.

Другие технические регламенты 
Все принятые на данный момент технические регламенты можно найти на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (www.gost.ru), в разделе принятые технические регламенты.

СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека постановлением от 10 июня 2010 г. №64 утвержден СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Положения указанного СанПиН вступают в противоречия с Градостроительным Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 30 декабря 2010 г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», рядом строительных норм и правил.
Более того, выполнение требований СанПиН приведет к существенному удорожанию строительства новых зданий, а также высоким затратам на реконструкцию существующих, поскольку в большинстве случаев существующие здания не соответствуют требованиям данного СанПиН.
В связи с изложенным стоит вопрос об отмене постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июня 2010 г. №64 утвердившего СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» с целью дальнейшей доработки указанного СанПиН совместно с Минрегионом России.

СанПиН 2.1.2.2645-10

Пояснительная записка о необходимости отмены

Таблица разночтений

Технические регламенты в области строительства (ЕврАзЭС).

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.
Одним из направлений реализации функций ЕврАзЭС является создание общих технических регламентов, которые будут распространяться на все страны участницы. В соответствии с российским законодательством, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, в случае принятия технического регламента ЕврАзЭС, аналогичный национальный технический регламент утратит силу. Разработка технических регламентов ЕврАзЭС осуществляется на основании утвержденного графика разработки, при этом странами участниками были сформированы рабочие группы по разработке технических регламентов, в которые вошли представители от каждой страны, в т.ч. представители Национального объединения строителей. На первом заседании рабочих групп в мае 2010 года при активном участии представителей НОСТРОЙ было принято решение о целесообразности разработки единого технического регламента ЕврАзЭС о безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий.
В настоящее время объединенный технический регламент ЕврАзЭС по строительству находится на стадии рассмотрения членами рабочей группы. 

Справка о ЕврАзЭС

Соглашение о согласованной политике в области технического регулирования

График разработки технических регламентов ЕврАзЭС

График заседания рабочих групп ЕврАзЭС по разработке технических регламентов

Проект технического регламента ЕврАзЭС "О строительной продукции"

Протокол №1 заседания рабочей группы ЕврАзЭС

Протокол №2 заседания рабочей группы ЕврАзЭС

Методология технического регулирования

В целях обеспечения единых методических подходов при проведении реформы технического регулирования федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию (Минпромторг России) и Ростехрегулирование разработали ряд методических рекомендаций по формированию программ разработки технических регламентов, разработке систем технического регулирования, разработке технических регламентов, выбору форм и схем обязательного подтверждения соответствия. Кроме того, международные системы стандартизации ИСО и МЭК в 2007 году подготовили документ, обобщающий практику стран-членов этих систем в области технического регулирования. 

Методические рекомендации по разработке программ разработки технических регламентов

Методические рекомендации по разработке систем технического регулирования

Методические рекомендации по разработке технических регламентов

Рекомендации по выбору форм и схем обязательного подтверждения соответствия

Межотраслевой совет по техническому регулированию и стандартизации в строительной отрасли.

Межотраслевой Совет по техническому регулированию в строительной отрасли создан в октябре 2006 года при Комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия по инициативе участников. Председатель совета: Директор Департамента технического регулирования Национального объединения строителей С.В.Пугачев. Совет не является юридическим лицом и представляет собой добровольное объединение юридических и физических лиц на основе общности их профессиональных интересов для координации деятельности организаций и предприятий в сфере технического регулирования в строительной отрасли и смежных областях деятельности.
Информация о текущей деятельности совета доступна на сайте: www.rgtr.ru

Дата последнего изменения: 01.09.2014 02:04

Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ

Цели принятия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон принимается в целях:

  • защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  • обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Для целей настоящего Федерального закона используются также следующие основные поня- тия:

  • аварийное освещение — освещение на путях эвакуации, имеющее электропитание от автоном- ных источников, функционирующих при пожаре, аварии и других чрезвычайных ситуациях, включаемое автоматически при срабатывании соответствующей сигнализации или вручную, если сигнализации нет или она не сработала;
  • авария — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде;
  • авторский надзор — контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации;
  • воздействие — явление, вызывающее изменение напряженно-деформированного состояния строительных конструкций и (или) основания здания или сооружения;
  • жизненный цикл здания или сооружения — период, в течение которого осуществляются инже- нерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения;
  • здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно- технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
  • инженерная защита — комплекс сооружений, направленных на защиту людей, здания или сооружения, территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, от воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера, а также на предупреждение и (или) уменьшение последствий воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера;
  • механическая безопасность — состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части;
  • микроклимат помещения — климатические условия внутренней среды помещения, которые определяются действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха;
  • нагрузка — механическая сила, прилагаемая к строительным конструкциям и (или) основанию здания или сооружения и определяющая их напряженно-деформированное состояние;
  • нормальные условия эксплуатации — учтенное при проектировании состояние здания или сооружения, при котором отсутствуют какие-либо факторы, препятствующие осуществлению функциональных или технологических процессов;
  • опасные природные процессы и явления — землетрясения, сели, оползни, лавины, подтопление территории, ураганы, смерчи, эрозия почвы и иные подобные процессы и явления, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения;
  • основание здания или сооружения (далее также — основание) — массив грунта, воспринимающий нагрузки и воздействия от здания или сооружения и передающий на здание или сооружение воздействия от природных и техногенных процессов, происходящих в массиве грунта;
  • помещение — часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями;
  • помещение с постоянным пребыванием людей — помещение, в котором предусмотрено пребывание людей непрерывно в течение более двух часов;
  • предельное состояние строительных конструкций — состояние строительных конструкций здания или сооружения, за пределами которого дальнейшая эксплуатация здания или сооружения опасна, недопустима, затруднена или нецелесообразна либо восстановление работоспособного состояния здания или сооружения невозможно или нецелесообразно;
  • противоаварийная защита систем инженерно-технического обеспечения — комплекс устройств, обеспечивающих защиту, предупреждение и (или) уменьшение опасных последствий аварийных ситуаций при эксплуатации систем инженерно-технического обеспечения и увеличение ресурса работы (срока службы) указанных систем;
  • расчетная ситуация — учитываемый в расчете комплекс возможных условий, определяющих расчетные требования к строительным конструкциям, системам инженерно-технического обеспечения и частям указанных конструкций и систем;
  • реологическое свойство материалов — проявление необратимых остаточных деформаций и текучести или ползучести под влиянием нагрузки и (или) воздействия;
  • сеть инженерно-технического обеспечения — совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений;
  • система инженерно-технического обеспечения — одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности;
  • сложные природные условия — наличие специфических по составу и состоянию грунтов и (или) риска возникновения (развития) опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;
  • сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов;
  • строительная конструкция — часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции;
  • техногенные воздействия — опасные воздействия, являющиеся следствием аварий в зданиях, сооружениях или на транспорте, пожаров, взрывов или высвобождения различных видов энергии, а также воздействия, являющиеся следствием строительной деятельности на прилегающей территории;
  • уровень ответственности — характеристика здания или сооружения, определяемая в соответствии с объемом экономических, социальных и экологических последствий его разрушения;
  • усталостные явления в материале — изменение механических и физических свойств материала под длительным действием циклически изменяющихся во времени напряжений и деформаций;
  • характеристики безопасности здания или сооружения — количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.

Сфера применения настоящего Федерального закона

  • Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
  • Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
  • Настоящий Федеральный закон не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на состояние здания, сооружения или их частей.
  • В отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и средств взрывания, иных объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении связанных с указанными объектами процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) наряду с соблюдением требований настоящего Федерального закона должны соблюдаться требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).
  • Дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами. При этом указанные требования не могут противоречить требованиям настоящего Федерального закона.
  • Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования: механической безопасности; пожарной безопасности; безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; энергетической эффективности зданий и сооружений; безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"

Статья 2. Основные понятия

16) предельное состояние строительных конструкций — состояние строительных конструкций здания или сооружения, за пределами которого дальнейшая эксплуатация здания или сооружения опасна, недопустима, затруднена или нецелесообразна либо восстановление работоспособного состояния здания или сооружения невозможно или нецелесообразно;

Глава 2. Общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)

 
Статья 7.

Федеральный закон 384-ФЗ. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений

Требования механической безопасности
Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:
1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;
2) разрушения всего здания, сооружения или их части;
3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;
4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Статья 16. Требования к обеспечению механической безопасности здания или сооружения
1. Выполнение требований механической безопасности в проектной документации здания или сооружения должно быть обосновано расчетами и иными способами, указанными в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, подтверждающими, что в процессе строительства и эксплуатации здания или сооружения его строительные конструкции и основание не достигнут предельного состояния по прочности и устойчивости при учитываемых в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи вариантах одновременного действия нагрузок и воздействий.

2. За предельное состояние строительных конструкций и основания по прочности и устойчивости должно быть принято состояние, характеризующееся:
1) разрушением любого характера;
2) потерей устойчивости формы;
3) потерей устойчивости положения;

Статья 40. Правила обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации

1. Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации требованиям настоящего Федерального закона и требованиям, установленным в проектной документации, осуществляется в форме:

1) эксплуатационного контроля;
2) государственного контроля (надзора).

2. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации в форме эксплуатационного контроля осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания или сооружения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации в форме государственного контроля (надзора) осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Статья 41. Правила добровольной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)

1. Добровольная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в форме негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, авторского надзора, обследования зданий и сооружений, состояния их оснований, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Добровольная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *