Дерево

Деревянные опоры лэп

Для сооружения воздушных линий напряжением до 1000 В применяются деревянные и железобетонные опоры. Деревянные опоры бывают разнообразных конструкций (рис. 1, а, б, в, г).

Деревянные опоры и их детали должны отвечать требованиям СНиП Н-25-80 и проекта типовых конструкций. При изготовлении и монтаже деревянных опор ВЛ следует руководствоваться правилами производства работ, изложенными в СНиП 111-19-76.

Для изготовления деревянных опор используют главным образом древесину деревьев хвойных пород (лиственницы, пихты, сосны и др.) по ГОСТ 9463—72*, пропитан ные антисептическим способом.Качество пропитки деталей опор должно соответствовать нормам, установленным ГОСТ 20022.0-82, ГОСТ 20022.2—80, ГОСТ 20022.5-75*, ГОСТ 20022.7—82, ГОСТ 20022.11—79*.

Диаметр сосновых бревен для основных элементов опор (стоек, приставок, траверс, подкосов) воздушных линий до 1000 В должен быть не менее 14 см, а для вспомогательных деталей (ригелей, подтраверсных брусьев и т. п.) — не менее 12 см.

Древесина опор недолговечна и, например, срок службы деревянных непропитанных сосновых опор около 5 лет. Опасными разрушителями древесины являются столбовой гриб, розовый трутовик, шпальный грибок и такие насекомые, как жуки-рогохвосты, черные усачи и термиты.

Увеличение срока службы деревянных опор в 3 — 4 раза достигается путем обработки их различными химическими веществами — антисептиками, процесс обработки деревянных опор называют антисептированием. В качестве антисептиков применяют креозотовое масло, фтористый натрий, уралит, донолит и др.

Рис. 1. Конструкции деревянных опор воздушных линий до 1000 В: а — одностоечная промежуточная, б — угловая с подкосом, угловая с оттяжкой, г — анкерная А-образная: 1 — стойка, 2 — подкос, 3 — ригель, проволочная оттяжка, 5 — натяжное устройство, б — бандажи, 7 — приставка (пасынок)

Деревянные опоры изготовляют, антисептируют и собирают на специальных полигонах и стройзаводах, а затем на автомашинах с прицепами доставляют к месту установки.

Одностоечные деревянные опоры доставляют на трассу в собранном виде, а многостоечные (А-образные и др.) — частично собранными. Эти опоры собирают на месте.

Перед монтажом все детали опоры тщательно осматривают: у них не должно быть таких дефектов, как разрушение защитных покрытий (антисептических, антикоррозийных), повреждение резьбы болтов и шпилек, глубоких раковин на металлических хомутах и бандажах и т. п. В процессе эксплуатации наиболее быстро повреждается участок деревянной опоры, расположенный на 30 — 40 см ниже и выше уровня земли, т. е. в месте, где древесина наиболее интенсивно подвергается переменному воздействию атмосферных осадков и содержащейся в земле влаги.

В целях экономии древесины деревянные опоры делают составными — соединяют стойку опоры с деревянной или железобетонной приставкой (пасынком). Составные опоры образуют прочную конструкцию, применение которой повышает надежность работы воздушной линии электропередачи и срок ее службы.

Соединение стойки опоры с одной или двумя приставками (рис. 2, а, б) осуществляется бандажами или хомутами. Для соединения деревянной стойки с деревянной приставкой комлевая часть стойки на длине 1,5 — 1,6 м стесывается на плоскость шириной 100 мм. На такую же длину и ширину обрабатывается и верхняя часть деревянной приставки.

Рис. 2. Способы сопряжения деревянных стоек опор с приставками (пасынками): а — с одной деревянной, б — с одной железобетонной, с двумя деревянными, 1 — стойка, 2 — бандажи, 5 — деревянная приставка, 4 -железобетонная приставка, 5 — слой толя.

Стесанные плоскости стойки и приставки должны кончаться перпендикулярной зарубкой. Стык соединяемых деталей должен быть плотным без просветов.Зазор в местах врубок и стыков не должен превышать 4 мм. Древесина в местах соединений должна быть без суков и трещин. Зарубы, затесы и отколы должны быть выполнены на глубину не более 20 % диаметра бревна. Правильность врубок и затесов должна быть проверена шаблонами. Сквозные щели в стыках рабочих поверхностей не допускаются. Заполнение клиньями щелей или других неплотностей между рабочими поверхностями не допускается. Отклонение от проектных размеров всех деталей собранной деревянной опоры допускается в пределах: по диаметру — минус 1 плюс 2 см, по длине — 1 см на 1 м. Минусовый допуск при изготовлении траверс из пиленых лесоматериалов запрещается. На обеих деталях намечают линии бандажей и делают небольшие выемки для болтов, стягивающих бандажи. Выемки для болтов делают в случае, когда стягивание бандажей осуществляется не скруткой, а болтами.

По окружности стойки и приставки на ширине бандажей (50 — 60 мм) устраняют неровности для обеспечения лучшего стягивания этих деталей опоры бандажами.

Бандажи накладывают на участок сопряжения в двух местах, отступив вниз от верхушки приставки на 200 мм и выше комля стойки опоры на 250 мм. Расстояние между бандажами — 1000 — 1100 мм.

Для бандажей применяют стальную оцинкованную мягкую проволоку диаметром 4 мм или неоцинкованную проволоку (катанку) диаметром 5 — 6 мм.

Бандаж состоит из нескольких витков проволоки, накладываемых на участок сопряжения стойки опоры с приставкой и прочно скрученных или стянутых сквозным болтом.

Сколько стоит установка столбов под электричество?

Количество витков каждого бандажа определяется диаметром бандажной проволоки. Один бандаж должен иметь 8 витков при диаметре проволоки 6 мм, 10 витков при диаметре 5 мм, и 12 витков при диаметре проволоки 4 мм.

Длина проволоки, необходимой для одного бандажа, вычисляется по формуле:

Lб = 26n (D1 + D2)

где Lб — длина проволоки, см, n — количество витков бандажа, D1 и D2 — диаметры стойки и приставки в месте установки бандажа, см.

Бандаж накладывают на опору следующим образом. Загибают конец бандажной проволоки на длине 3 см под прямым углом и вбивают в деревянную приставку (при сопряжении стойки опоры с железобетонной приставкой конец бандажной проволоки вбивают в стойку опоры), а затем, намотав и плотно уложив необходимое количество витков, раздвигают их посредине и, вставив в образовавшееся пространство между витками специальный ломик с загнутым концом, скручивают все витки.

Наложив описанным способом второй бандаж, переворачивают опору и скручивают ломиком оба бандажа с другой стороны опоры, прочно стягивая таким образом бандажи на участке сопряжения стойки опоры с приставкой. Вместо скрутки для стягивания бандажа может быть применен болт с фигурной головкой, шайбой и гайкой.

Сопряжение бандажами стойки опоры с двумя приставками (рис. 2, в) выполняется аналогично сопряжению стойки с одной приставкой, при этом стойка опоры обрабатывается с двух сторон.

Каждая приставка крепится к стойке отдельными бандажами, для размещения которых в соответствующих участках приставок делают предварительно вырубки глубиной 6 — 8 мм и шириной 60 — 65 мм. Места сопряжения деталей опор, вырубки, срезы и затесы покрывают антисептиком.

Под гайки и головки болтов подкладывают шайбы. Древесина под шайбами должна быть затесана, но не вырублена. На высоте до 3 м от земли резьбу на выступающих из гаек концах болтов закернивают, концы болтов, выступающие из гаек более чем на 10 мм, срезают и также закернивают. Металлические неоцинкованные детали опор дважды покрывают асфальто-битумньм лаком. Для удобства накладывания проволочных бандажей опора должна быть приподнята над землей на 20 — 30 см, а приставки временно соединены со стойкой опоры при помощи струбцин (рис. 3, а).

Рис. 3. Приспособления для сборки и оснастки деревянных опор: а — струбцина для временного скрепления стойки опоры с деревянной и железобетонной приставкой, б — шаблон для разметки отверстий под крюки, в — приспособление для сверления вручную отверстии в опоре, г — ключ (завертка) для ввертывания крюков в опору

Оснастку опор производят при изготовлении их на стройзаводах, но не редко, чтобы избежать повреждения изоляторов и арматуры при транспортировке, непосредственно в месте сооружения воздушной линии электропередачи.

На трассе перед монтажом изоляторы должны быть осмотрены и отбракованы. Сопротивление фарфоровых изоляторов ВЛ напряжением выше 1000 В должно проверяться перед монтажом мегомметром напряжением 2500 В; при этом сопротивление изоляции каждого подвесного изолятора или каждого элемента многоэлементного штыревого изолятора должно быть не менее 300 МОм. Чистка изоляторов стальным инструментом не допускается. Электрические испытания стеклянных изоляторов не производятся.

Работы по оснастке опор включают в себя разметку мест расположения крюков, сверление в опоре отверстий под крюки и установку в них крюков с изоляторами.

Места установки крюков на опоре размечают при помощи шаблона, изготовленного из куска прямоугольной алюминиевой шины толщиной 3 — 4 мм. Шаблон (рис. 3, б) коротким изогнутым концом накладывают на вершину опоры сначала с одной, а затем с другой-ее стороны, отмечая места установки крюков соответственно по четным и нечетным отверстиям шаблона. Разметку отверстий в траверсах для установки в них штырей производят также при помощи шаблона.

Отверстия в опоре сверлят при помощи электрифицированного инструмента, в случае отсутствия источника электроэнергии применяют бурав соответствующего размера или специальное приспособление (рис. 3, в).

Высверленное в опоре отверстие должно иметь диаметр, равный внутреннему диаметру нарезки крюка, а глубину, равную 3/4 длины нарезной части крюка. Крюк должен быть ввернут в тело опоры всей нарезной частью плюс 10 — 15 мм. Крюки ввертывают в отверстие при помощи ключа (рис. 3, г).

Изоляторы крепят на арматуре (крюках, штырях) в мастерских или непосредственно на трассе воздушной линии при оснастке опор. На изоляторах не должно быть трещин, сколов фарфора, стойких, не поддающихся очистке загрязнений и других дефектов. Грязные изоляторы должны быть очищены. Чистка изоляторов металлическими щетками, скребками или иными металлическими инструментами запрещается. Большинство загрязнений удаляют с поверхности изолятора, протирая загрязненные участки сухой ветошью и тряпкой, смоченной в воде, а стойкие загрязнения (ржавчина и др.) — смоченной в соляной кислоте. Работать с применением соляной кислоты следует в перчатках из кислотоупорной резины и в защитных очках.

Изоляторы и арматуру (рис. 4) выбирают с учетом расчетных нагрузок от тяжения проводов, района гололедности (учитывается масса возможных гололедных образований на проводах), давления ветра на провода и др. При этом принимаются следующие значения коэффициента запаса прочности по отношению к разрушающей нагрузке: 2,5 при нормальном тяжении проводов и 3,0 при ослабленном тяжении проводов.

Рис. 4. Изоляторы и арматура воздушных линий до 1 кВ: а — изоляторы ТФ, РФО и ШФН, б — крюк КН-16, в — штыри ШТ-Д (для деревянных траверс) и ПГГ-С (для стальных траверс)

Деревянные опоры широко применяются при строительстве воздушных линий, особенно в районах, богатых лесами, но, как уже указывалось, деревянные опоры недолговечны, поэтому они постепенно заменяются железобетонными опорами, срок службы которых составляет 50 — 60 лет.

Железобетонные опоры воздушных линий напряжением до 1 кВ имеют коническую форму и прямоугольное или кольцевое (круглое) сечение. Для облегчения массы стойку железобетонной опоры на значительной части ее длины делают пустотелой. Железобетонные опоры снабжены жестким металлическим каркасом из арматурной стали, повышающим механическую прочность опоры, они служат для подвески на них проводов на траверсах или крюках: в последнем случае в теле опоры при ее изготовлении оставляют отверстия для установки в них крюков.

В железобетонной опоре имеется специальный вывод, приваренный к арматуре каркаса для присоединения его к нулевому проводу линии с заземленной нейтралью. Железобетонную опору устанавливают в блочных фундаментах или непосредственно в земле с подкладкой под нее железобетонной плиты.

Оснастка железобетонных опор производится практически так же, как оснастка деревянных опор, несколько отличаясь только некоторыми второстепенными операциями. Работы по оснастке опор выполняют до их подъема и установки в котловане, что позволяет применять различные механизмы и таким образом намного облегчить труд монтажников.

 ←Обратно к списку

Производство деревянных опор

Срок службы и безопасность использования деревянных опор, пропитанных водорастворимым ССА антисептиком, сильно зависят от качества изготовления продукции. Ввиду того, что в России еще отсутствует государственный стандарт на производство деревянных опор для линий электропередач, предприятия — изготовители опор, работают по собственным техническим условиям, которые, как это часто бывает, написаны так, чтобы было удобно производителю.

Различные предприятия используют различные антисептики, различное оборудование для механической обработки и пропитки деревянных опор, по-разному соблюдают или не соблюдают технологические процессы, что  приводит к получению продукции разной  по цене, внешнему виду,  качеству и вследствие этого сроку службы.

В то же время, в мире уже накоплен богатый опыт изготовления и эксплуатации деревянных пропитанных опор (США, Канада, Финляндия, Норвегия, Дания и другие европейские страны). Там пропитку ССА используют уже более 80 лет. Поэтому во всем мире разработаны и уже давно соблюдаются строгие стандарты производства деревянных опор лэп, например: Финский, Британский стандарты.

Цель этой статьи — доступно рассказать о правильной технологии производства деревянных пропитанных опор для линий электропередач, технологии, основанной на зарубежном опыте производства и на опыте производства передовых отечественных производителей.

Сырье

Для производства деревянных пропитанных опор ЛЭП используется сосна обыкновенная  (Pinus Sylvestris). Выбору именно этого вида древесины есть несколько причин.

Во-первых, сосна, в отличие от ели или лиственницы, прекрасно пропитывается, что позволяет значительно увеличить срок ее службы. Сосна относится к легкопропитываемым сортам древесины, ель и лиственница относятся к труднопропитываемым сортам древесины.

       

Во-вторых, сосна обладает прекрасными механическими свойствами. Ствол сосны стройный, длинный, выдерживает большие нагрузки на изгиб. По скандинавскому стандарту древесина для деревянных опор должна быть заготовлена севернее 55 параллели, так как северный лес более плотный, чем южный, и имеет лучшие механические свойства. Основные регионы заготовки сосны для производства опор ЛЭП севернее 55 параллели в России – это Архангельская, Вологодская, Кировская, Ленинградская области, Республика Коми, Республика Карелия.

Основное время заготовки древесины для деревянных опор лэп – это осенне-зимний период. Во-первых, зимой спиленную древесину легче вывезти из леса, так как в замерзшей почве техника не вязнет. Во-вторых, в летний период древесина активно питается, ствол наполнен соками и поэтому влажность свежеспиленного летнего леса выше, чем леса зимней рубки. Это приводит к дополнительным затратам в процессе сушки.

Для изготовления деревянных опор использую комлевую часть сосны. Комлевая часть – прилегающая к корню часть дерева, нижняя, толстая часть бревна. В комлевой части сосны практически нет веток, структура древесины однороднее, поэтому она прочнее вершинной части, где  располагается крона.

Вопросам допустимых пороков древесины для производства деревянных стоек мы посвятим отдельную статью.

После приемки по качеству сосновые столбы поступают на окорку.

Окорка

Специализированный станок снимает со столба кору и луб (подкорье, исподняя кора дерева). Это нужно для того, чтобы столб начал беспрепятственно отдавать влагу, иначе последующий процесс сушки древесины будет значительно замедлен. При окорке слой заболоневой древесины должен быть затронут как можно меньше. Ведь впоследствии пропитываться антисептиком будет именно заболонь, и если вся заболонь будет стесана, столб не будет эффективно защищен от гниения.

Столб, окоренный профессиональным специализированным станком, имеет гладкую, почти отполированную поверхность.

Окоренные деревянные столбы измеряют по длине и диаметру, торцуют и сортируют по типоразмерам.

Подготовка и монтаж опор воздушных линий

После этого заготовкам предстоит сушка.

Сушка

Для того, чтобы пропитать древесину, ее сначала нужно высушить. После окорки сосновый столб имеет влажность около 80%. Это значит, что капилляры заполнены водой, поэтому, чтобы вогнать в древесину антисептик, нужно сначала удалить воду. Представьте себе стакан, полный воды. Ведь для того, чтобы налить туда, например молоко, нужно сначала вылить воду. По той же причине древесину нужно сушить.

Сушка древесины – это ключевой процесс производства деревянных опор, именно от этой стадии зависит глубина пропитки и, как следствие, срок службы деревянных опор. Невысушенную древесину пропитать невозможно. В то же время, сушка – это самый длительный и энергоемкий процесс , поэтому некоторые производители опор зачастую не досушивают древесину.

Предпропиточная влажность древесины должны быть не более 28%. Для этого заготовки деревянных опор лэп сушат двумя способами: естественным и искусственным.

С естественной сушкой все просто. Деревянные заготовки собирают в штабели на открытой площадке. Столбы укладывают друг на друга таким способом, чтобы воздух мог свободно циркулировать внутри штабеля. Процесс естественной сушки занимает от 2 до 5 месяцев, в зависимости от времени года, температуры воздуха, скорости ветра и других погодных условий.

Искусственная сушка древесины проходит в специализированных сушильных камерах. Здесь заготовки деревянных опор сушатся теплым воздухом, который принудительно циркулирует за счет дюжины мощных вентиляторов. Искусственная сушка длится от 7 до 10 дней.

Круглый окоренный сосновый столбы сушится неравномерно. В первую очередь начинает сохнуть заболонь, при этом сердцевина сохнет гораздо медленнее. Если разница между влажностью заболони и сердцевины становится велика, более сухая заболонь будет сильно растрескиваться. Для более равномерного высыхания заготовки столбов снаружи увлажняют водой, тогда разница между влажностью заболони и сердцевины снижается, и круглая заготовка трескается, но гораздо меньше.

Поэтому при искусственном способе важно соблюдать «мягкий» режим сушки, увлажнять заболонь, чтобы заготовка сильно не растрескивалась.

Вообще, трещины в деревянной опоре не так страшны, как может показаться на первый взгляд, но этому мы тоже посвятим отдельную статью.

В процессе сушки влажность деревянных столбов периодически замеряется специальным прибором – игольчатым влагомером. По достижении 28% влажности в заготовках насверливают необходимые отверстия, после чего они поступают в пропитку.

Пропитка

Пропитка деревянных стоек происходит в специализированных герметичных автоклавах методом вакуум-давление-вакуум (ВДВ).  В чем же суть этого метода?

Сначала в автоклаве создается вакуум, который вытягивает излишнюю влагу из столбов и расширяет поры древесины. Затем камера автоклава наполняется водным раствором антисептика и в камере нагнетается давление. Давление в современных пропиточных автоклавах доходит до 14 атмосфер. Под воздействием давления раствор антисептика проникает глубоко внутрь древесины. Давление выдерживается до тех пор, пока деревянная стойка не впитает необходимое количество антисептика. После чего, водный раствор сливается из камеры автоклава и снова создается вакуум, который равномерно распределяет впитанный антисептик внутри древесины. Весь процесс пропитки методом ВДВ занимает несколько часов.

Что же представляет собой сам антисептик? На данный момент, самым эффективным составом для защиты древесины от гниения являются антисептики семейства ССА (Cu – медь, Cr – хром, As – мышьяк). Медь защищает деревянную опору от гнилостных грибков, мышьяк – от поражения древесины насекомыми, а хром надежно закрепляет медь и мышьяк в структуре древесины.

Фиксация

Концентрированные ССА составы токсичны, так как содержат шестивалентный хром и мышьяк. Но как же использовать пропитанную опору, не подвергая опасности здоровье человека? Для этого свежепропитанная древесина должна пройти процесс фиксации. После пропитки древесину выдерживают определенное время при положительной температуре, при этом медь и мышьяк с помощью хрома встраиваются в структуру древесины и превращаются в нерастворимые и трудновымываемые соединения. После завершения процесса фиксации пропитанная ССА деревянная стойка совершенно безопасна для здоровья человека.

Вопрос процесса фиксации разные производители решают по-разному. Летом свежепропитанные деревянные опоры достаточно оставить на открытом воздухе на несколько дней, и при положительной температуре, антисептик зафиксируется. Но что делать зимой, когда за окном минус?

Для того, чтобы выпускать пропитанные опоры ЛЭП круглый год, некоторые заводы применяют процесс ускоренной фиксации, который проходит либо в еще одном автоклаве, либо в том же автоклаве, где шел процесс пропитки, в зависимости от технической оснащенности. В автоклав со свежепропитанными деревянными опорами подают  перегретый пар и выдерживают в течение 1-2 часов, способствуя ускорению фиксации.

Готовые деревянные опоры, пропитанные ССА, должны иметь серо-зеленый цвет, что говорит о том, что процесс фиксации завершен, продукт полностью безопасен и готов к использованию. Желтый или буро-коричневый окрас пропитанных опор говорит о том, что процесс фиксации антисептика не завершен, деревянные опоры ядовиты и еще не могут быть использованы.

Деревянные опоры, изготовленные описанным способом, устанавливаются прямо в землю без использования железобетонных или стальных пасынков. При этом срок службы в контакте с почвой правильно изготовленной деревянной опоры будет 40-60 лет.

В следующих статьях мы подробнее поговорим о преимуществах деревянных опор, пропитанных ССА, о пропиточных составах, о том, как отличить хорошо пропитанную опору ЛЭП от плохо пропитанной опоры и многое другое.

В статье использованы фотографии с производства деревянных пропитанных опор в г. Кириши Ленинградской области (ООО "Первый деревопропиточный завод").

Обсудить статью или оставить комментарии вы можете в нашем Блоге.

При публикации материалов сайта ссылка на источник обязательна.

Установка столбов для электричества осуществляется при воздушной прокладки электросетей между трансформаторными подстанциями и конечными потребителями электричества. При выполнении работ самостоятельно, своими руками, важно знать, что конструкция воздушных линий электропередач, их проектирование и строительство должны соответствовать документам: строительными нормами и требованиям ПУЭ.

При выполнении работ по погрузке, перевозке и разгрузке опор требуется, чтобы они не подвергались ударам, резким толчкам и рывкам. Нельзя разгружать опоры сбрасыванием. Запрещается транспортировать опоры и детали ВЛ по земле волоком. Их развозят по трассе специальными машинами, оборудованными приспособлениями для погрузки и выгрузки.

Как правильно установить электрический столб?
Правила установки электрических столбов железобетонных (типа стоек СВ, марки вида СК) для линий электопереедач и наружного освещения имеют определенную последовательность работ.

Технология установки столбов ЛЭП и бетонных опор освещения включает в себя следующие виды технологических операций:

  1.  Разметку трассы электролинии, определение места установки электрических столбов с учетом расстояния между опорами ЛЭП.
  2.  Бурение скважин под опоры с помощью бурильно-крановых машин БКМ. Также можно выполнить земляные работы своими руками, используя специальный инструмент для копания ямы — ручной ямобур. Глубина ямы, диаметр зависят от вида электрического столба, категории грунта и диаметра ручного бура. Сегодня в продаже можно встретить бензобур для бурения ям, который намного облегчит вам работы по установке столбов своими руками.
  3.  Непосредственно саму установку готовых электрических столбов с помощью манипулятора БКМ, или крана, выверка по вертикали, закрепление оснований столбов в пробуренных ямах.
  4. Монтаж на электрических столбах траверс ЛЭП, кронштейнов светильников наружного освещения и прокладка наружных электрических линий.

Ямы для опор роют различной формы и на разную глубину в зависимости от типа линии, характера грунта и способов копки. При этом ямам стремятся придать удобную для установки опоры форму при наименьшем изъятии, грунта. Глубина закапывания опор должна быть достаточной, исключающей возможность вывертывания из грунта и опрокидывания под воздействием сил, возникающих от давления ветра на провода и надземную часть. Средняя глубина закапывания опоры в земле должна быть ниже уровня промерзания, то есть около 1,5–2 метров. Для промежуточных опор цилиндрическую форму ямы роют самодвижущиеся бурильные машины с краном для установки опоры в яму. В трудных местах трассы, неудобной для прохода машин, ямы выкапывают вручную лопатой.

Время между устройством котлована и установкой в него опоры не должно превышать одних суток. Высота столба, как требуют "Правила устройства электроустановок" (ПУЭ) должна быть минимум 5 м, и максимум 12, на практике применяются 7-метровые бетонные опоры. Расстояние в труднодоступных местах должно быть не менее 2,5 м, в недоступных (горы, утесы, скалы) – не менее 1 м. При пересечении не проезжей части улиц, на тротуарах, пешеходных дорожках расстояние можно уменьшить до 3,5 м. При установке вводного щитка его высота должна быть не менее 160 см от земли.

Установка железобетонных опор СК производится, как правило, стреловыми кранами и кранами-установщиками опор типа КВЛ. При необходимости подтягивания стоек используется трактор. Диаметр цилиндрического пробуренного котлована не должен превышать диаметра стойки более чем на 25 %. При большей разнице устанавливается верхний ригель. Ригели на промежуточных опорах располагаются вдоль оси ВЛ.

При установке двухстоечных и портальных железобетонных опор производится установка последовательно одной и второй стоек, затем монтаж траверс, верхних концов крестовых связей между стойками и закрепление нижних концов крестовых связей.

После подъема и установки краном свободностоящих опор в выкопанные котлованы, опоры должны быть временно раскреплены оттяжками, а затем установлены нижние и верхние ригели. Окончательное закрепление опор осуществляется обратной засыпкой грунтом только после их выверки засыпкой в пазухи грунта с послойным трамбованием.

Вертикальность опор ЛЭП напряжением 10 кВ и ниже проверяют отвесом, а 35 кВ и выше – теодолитом.

Высота столбов ЛЭП определяется по наименьшим допускаемым расстояним от проводов ЛЭП до земли и инженерных сооружений приведены в табл. 1. Провода ВЛ должны быть подвешены на столбе ЛЭП такой высоты, чтобы от низших точек провода до поверхности земли оставалось расстояние, обеспечивающее безопасность движения. Под проводами ВЛ могут не только проходить люди, но и проезжать автомобили, груженные громоздкими предметами, высокие сельскохозяйственные машины, краны и т. п. На них не должно произойти электрического разряда с провода линии.

Таблица 1. Допустимые расстояния от проводов ЛЭП до земли и инженерным сооружениям

Характеристики местностей и пересечений Напряжения линии, кВ
ниже 1 кВ 1 — 20 35 — 110 220
Ненаселенная местность, часто посещаемая людьми и доступная для транспорта и сельскохозяйственных машин. Расстояние от провода до земли с учетом стрелы провеса, м 5 6 6 7
Населенные местности и территории промышленных предприятий. Расстояния до земли, м 6 7 7 8
При пересечениях железных дорог постоянного пользования. Расстояние до головки рельсов, м 7,5 7,5 7,5 8,5
При пересечениях автогужевых дорог. Расстояние до полотна дороги, м 6 7 7 8

Высота столба электропередач (0,4-10 кВ), опоры ЛЭП (35-110 кВ, 220-330 кВ) принимается с небольшим запасом Δh, равным 0,2 — 0,4 м к нормативным параметрам.

Траверсы ВЛ прочно закрепляют на опорах электропередач и для предохранения от ржавчины покрывают битумным лаком. Изоляторы закрепляют при помощи полиэтиленовых колпачков. Перед насадкой колпачки разогревают в воде температурой 80–90 град. C, а затем насаживают на штырь или крюк лёгкими ударами деревянного молотка. Внешняя поверхность колпачка имеет форму резьбы, на которую наворачивают изолятор.

Как правильно установить опору освещения?

Технология установки опор освещения типа железобетонный столб выполняется аналогично технологии электромонтажных работ, рассмотренной выше, только на электрическом столбе дополнительно устанавливается кронштейн для крепления светильника наружного освещения. Опоры освещения металлические фланцевые монтируются на предварительно изготовленный железобетонный фундамент. Прокладка кабеля для питания светильника производится внутри металлического столба освещения при установке столба своими руками. Технологию производства работ можно узнать перейдя по ссылке как установить опору освещения.

На железобетонных опорах ВЛ с помощью специальных хомутов монтируются стальные траверсы. Для ВЛ напряжением до 10 кВ эти траверсы имеют штыри, на которые с помощью полиэтиленовых колпачков ставятся штыревые изоляторы. Для ВЛ напряжением 35 кВ и выше на концы траверс устанавливаются элементы сцепной арматуры для дальнейшего крепления гирлянд подвесных изоляторов.

Как установить опору ЛЭП?

Технологический процесс монтажа линии электропередачи (ЛЭП) включает в себя:

  • подготовительные работы, в ходе которых знакомятся с районом прохождения трассы, разбивают трассу, рубят просеки, роют котлованы под опоры, подготавливают разного рода производственные, хозяйственные и коммунальные помещения;
  • основные строительно-монтажные работы, в ходе которых развозят по местам, собирают и устанавливают опоры, доставляют и монтируют изоляторы, провода, тросы.

Рытье прямоугольных котлованов для фундаментов опор производится одноковшовым экскаватором ЭО-4321Б с емкостью ковша 1 м3 с бульдозерным отвалом, используемым для снятия почвенно-растительного слоя и сдвигания его в сторону на 5 метров перед рытьем. При рытье котлованов необходимо соблюдать требуемую крутизну откосов, чтобы не обрушались стенки котлованов, а вынутый грунт укладывать на расстоянии 0,5-0,8 метров от бровки котлована, так чтобы он не мешал последующему монтажу подножников. Разрыв во времени между рытьём котлованов и монтажом фундаментов не должен быть более 1 – 2 суток.

Монтаж элементов фундаментов выполняют автомобильным краном КС-4571(г.п – 14,2 т.) без заезда в котлован. Установку ригелей необходимо производить после частичной засыпки котлованов до уровня ригелей.

Обратную засыпку котлованов производят послойно бульдозером ДЗ-110А с одновременным трамбованием слоев грунта вибротрамбующей машиной ВТМ-2М до плотности λ=1,7 m/м3 согласно технологической карте.

Решетчатые металлические опоры ЛЭП поставляются отдельными элементами, сборка которых между собой выполняется с помощью болтовых соединений. После завершения сборки металлических опор, перед тем как поставить ее вертикально, производится проверка соответствия рабочим чертежам проекта ВЛ, восстановление антикоррозийного покрытия в местах его повреждения при транспортировке.
 
Сборка опор выполняется по возможности ближе к месту ее будущей установки. Сборка стальных промежуточных опор ЛЭП, как правило, укрупнительная. На оборудованном полигоне собираются секции опор, которые вывозят на пикет и производят досборку. Сборка анкерных опор предусматривается на пикетах, т.к. секции этих опор имеют большие габариты, усложняющие их перевозку. Для ускорения сборочных работ бригаде придается агрегат для механизированной сборки опор.

1.3.3. Деревянные опоры

При выполнении сборочных работ применяются автокраны, домкраты и другие механизмы и инструменты.

Решетчатые стальные опоры устанавливаются на железобетонные фундаменты (подножники) или сваи. Котлованы под фундаменты стальных опор разрабатываются экскаваторами. Заглубление железобетонных свай в грунт выполняется виброударным способом. Глубина заложения фундаментов или свай должна соответствовать проекту ВЛ.

Металлические опоры устанавливаются с помощью подъемного крана соответствующей грузоподъемности. Вылет и рабочий ход стрелы подъема крана должны обеспечивать полный подъем опоры, перемещение ее к месту установки и удержание в вертикальном положении до закрепления на фундаменте. Установка опор осуществляется методом поворота с помощью автокрана КС-4571 и трактора Т-130М. После установки опоры ЛЭП выверяется ее вертикальное положение путем установки подкладок между башмаком и железобетонным фундаментом.

Натяжку проводов ВЛ напряжением до 10 кВ выполняют лебёдкой, при помощи полиспастов или автомашиной, а 35 кВ и выше – тракторами. Стрелу провеса проводов устанавливают визированием. При плохой видимости допускается контролировать натяжку проводов по динамометру.

По окончании строительно-монтажных работ необходимо произвести тщательный осмотр линии и подготовить ее к сдаче в эксплуатацию.

Производство опор ЛЭП

Заготовка леса

Срок службы и безопасность использования пропитанных опор сильно зависят от качественного сырья. Сосна – материал, используемый для производства опор ЛЭП, – вырастающая до определенной высоты в разных регионах, имеет разный возраст. В Карелии возраст такого дерева в два раза больше, чем на любой другой территории РФ (исключая только Сибирь). Соответственно, выше плотность годовых колец, плотность древесины и будущей опоры ЛЭП!

Установка дополнительных опор лэп на участке

Поскольку приоритетом нашей политики является качество готовой продукции, для производства опор ЛЭП мы используем в производстве только карельскую сосну!

Окорка

Наше предприятие является единственным среди производителей опор ЛЭП в РФ, где процесс механической обработки древесины состоит из двух этапов! Вначале лес для будущей опоры ЛЭП поступает на окорочный участок, где снимается только кора. При этом луб (плотный слой древесины под корой) остается нетронутым. Для чего это нужно? Даже при использовании современных технологий сушки процесс смены температурных режимов зачастую приводит к появлению трещин на поверхности ствола. Это, в свою очередь, приводит к вымыванию антисептика из древесины, и доступу к непропитанным частям изделия, существенно уменьшая срок его службы. Именно более плотный, чем сердцевина, слой луба защищает древесину в процессе сушки от растрескивания. Однако этот же слой может препятствовать проникновению пропитывающего состава внутрь древесины. Поэтому после выполнения своей защитной функции в сушке луб снимается на отдельном технологическом участке в процессе лущения.

Сушка

Вышеописанный технологический процесс производства позволяет нам достигать необходимой влажности древесины без ущерба для её целостности. Тем не менее, наша сушка сконструирована таким образом, чтобы потоки воздуха циркулировали, отражаясь от стен, избегая прямого воздействия на изделия.

Лущение

Как уже говорилось, этот процесс осуществляется после того, как контрольными замерами определяется, что древесина в сушке достигла необходимой степени влажности. После этого на лущильном участке снимаются дополнительно ~ 0,5 см древесины. Теперь опоры ЛЭП готовы для пропитки.

Пропитка

Пропитка опор ЛЭП осуществляется водорастворимым антисептиком группы CCА, в который входят соли хрома, меди, мышьяка. ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТОЛЬКО ФИНСКИЙ СОСТАВ – паста Celcure, обладающая наиболее высокими показателями эффективности и безопасности применения. Российские аналоги зарубежных антисептиков содержат отходы цветной металлургии, содержащие примеси, которые способствуют вымыванию препарата из древесины и не позволяют её пропитывать на необходимую глубину.

Технология пропитки работает по принципу «вакуум-давление-вакуум». В автоклаве вначале создается вакуум (2), способствующий вытягиванию избыточной влаги и увеличению «пор» для облегчения последующего проникновения антисептика внутрь древесины. После завершения данного этапа в автоклав подается раствор антисептика (3) и создается давление (4), которое «загоняет» пропитку внутрь изделия. Давление выдерживается установленный срок в соответствии с требуемым технологическим режимом. Затем вновь создается режим вакуума (5) для того, чтобы пропитывающий состав более равномерно распределился внутри опоры ЛЭП.

Закрепление

Закрепление состава в древесине всегда было проблемой для российских производителей, ведь антисептик – достаточно опасное вещество. Единственным химическим процессом, предложенным технологами лабораторий по защите древесины, являлось выдерживание пропитанных опор на открытом воздухе. Этот метод еще был достаточно хорош для старых экологических стандартов. Однако эти стандарты на западе гораздо более строгие – выдерживания на воздухе уже недостаточно!
Нашим предприятием используется ноу-хау канадской фирмы по производству пропитанных опор ЛЭП, исключающее вымывание не связанного антисептика! Обработка осуществляется в отдельно стоящем автоклаве специальным химическим составом. Именно после такой закрепительной обработки канадские специалисты гарантируют срок службы древесины до 70 лет.

Деревянная опора ЛЭП – как пропитка влияет на ее характеристики

Приобретение качественных деревянных опор ЛЭП позволяет выполнить все работы в соответствии с технологиями, а после установки элементы смогут прослужить немалый срок. При выборе продукции необходимо обращать внимание на качество ее обработки и характеристики использованных для этого составов.

Деревянная опора ЛЭП – как пропитка влияет на ее характеристики

Можно ли найти дешевые и качественные опоры ЛЭП

В России постоянно растет спрос на деревянные опоры ЛЭП, при обработке которых использовалась пропитка водорастворимым антисептическим составом ССА. Производство деревянных опор осуществляется в постоянно растущих объемах. На современных рынках потребителям предлагают изделия от разных производителей, обработанные спецсоставами, у которых качество и стоимость могут заметно различаться.

Когда имеется выбор, многие покупатели стараются приобрести то, что подешевле. Да и внешне разные по характеристикам столбы ЛЭП могут быть очень похожими друг на друга. Но нельзя при выборе опор рассматривать цену как основной плюс. Подобного рода экономия зачастую приводит к нарушениям технологии работ, ухудшению качества продукции.

Пропитанные опоры ЛЭП для определения качества сверяют с разными данными. Например, выясняются сведения о регионе, где производилась заготовка древесины, чистота обработанных поверхностей стоек, кривизна изделия и прочее. Но наиболее важным параметром, оказывающим немаловажное влияние на сроки пригодности к эксплуатации изделий из древесины – глубина, на которую проводилась пропитывание, и составляющие антисептического средства.

Недорогие деревянные опоры для ЛЭП должны проверяться с особой тщательностью – зачастую их пропитывание выполняется некачественно. Согласно нормам ГОСТ, при верно проведенном процессе пропитывается как минимум 85% древесины. Если опора лэп изготавливалась в соответствии правилам технологии и соблюдением ГОСТ, правильно высушена, а при пропитке были соблюдены все необходимые правила, она способна прослужить не менее полувека, при этом находясь в контакте с почвой.

Помимо глубины пропитки древесины, на срок ее службы оказывает немалое влияние вид используемого антисептического состава и его концентрация. Эти параметры нельзя проверить без проведения специализированных исследований в условиях лаборатории. Но если цена деревянной опоры вызывает сомнения, скорее всего, на приобретении качественного антисептика производители сэкономили. Его концентрация в продукции получается намного ниже той, что требует ГОСТ. Это означает, что срок эксплуатации изделий будет не особенно большим.

При покупке опоры, некачественно пропитанной, покупатель экономит небольшую сумму, но в будущем такая экономия оборачивается серьезным проблемами.

Установка электрического столба на даче или частном секторе

Потребуется скорая замена опор, и затраты с учетом дополнительных работ окажутся увеличенными.

Составы, наиболее часто употребляемые для пропитки опор

Антисептические средства, которыми пропитывают деревянные электроопоры, подразделяют следующим образом:

— масляные составы;
— водорастворимые составы.

Масляные антисептические пропитки представляют собой сланцевые каменноугольные масла для пропитки. Самым популярным в России антисептиком считают креозот. Его получают в процессе перегонки каменноугольных смол. Получается темно-коричневая жидкая субстанция, обладающая резким запахом. Чаще всего ее применяют, пропитывая деревянные электростолбы, шпалы для строительства железных дорог, опоры связи.

У древесины, пропитанной креозотом, имеется немало преимуществ и недостатков в том, что касается эксплуатационных качеств.

Плюсы состоят в следующем:

— при контакте с почвой срок службы опор составляет примерно 40 лет;
— невысокая цена без ущерба качеству;
— не оказывает влияния на механические характеристики продукции.

Минусы:

— резкий малоприятный запах;
— креозот частично вытекает из древесины;
— жидкость сильно пачкается;
— попадая на кожу, креозот способен вызвать ожоги;
— после пропитывания в первое время горючесть древесины увеличивается.

В настоящее время масляные антисептики с целью пропитки столбов почти не применяются.

Чаще прочих используют для пропитки опор ЛЭП солевые водорастворимые антисептики. Он готовятся на основе меди:

— ССА (мышьяк, медь, хром);
— ХМ (медь и хром).

Наиболее качественные столбы пропитанные деревянные получают в настоящее время с использованием составов ССА, где Cuprum (С) – медь, Cr (С) – хром, Arsenum (А) – мышьяк. Медь в составе этого ансамбля отвечает за обеспечение защиты от повреждений грибковыми заболеваниями, мышьяк предупреждает появление насекомых, при помощи хрома частицы антисептика лучше встраиваются в структуру древесины, что не позволяет составу вымываться наружу.

Весьма полезным свойством смесей ССА является обеспечение экологичности древесине. Содержание хрома и мышьяка не представляет опасности для живых организмов, поскольку их компоненты надежно встроены в древесную структуру. Поэтому купить опору ЛЭП с такой пропиткой вы можете без опасений. Древесина после обработки препаратами ССА становится сухой, с серо-зеленым оттенком, запаха не имеет. Но следует понимать, что в жилищном строительстве обработанная таким образом продукция непригодна. При возможном возгорании будет выделено немало вредных для человеческого здоровья частиц.

Преимущества древесины с пропиткой ССА:

— прослужит более 40 лет в контакте с почвой;
— продукция получается экологичной;
— состав хорошо закреплен в структуре древесины;
— нет запаха;
— не оказывает влияния на механические характеристики продукции;
— внешний вид изделий приятен;
— горючесть не повышается.

Минусы:

— при горении древесины выделяются вредные вещества;
— чтобы не допустить коррозии, не применяется совместно с древесиной, пропитанной ССА, неоцинкованная линейная арматура.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *