Дерево

Баня в деревне

Содержание

Бани

 

   Бани располагали всегда в стороне от жилья. Ставили их поодиночке или группами ближе к воде, на берегу озера, реки или на задворках в огородах. 

Бани в деревне Гарь. Архангельская область

   Простейший тип бани представляет собой слегка вытянутую клеть под односкатной кровлей.

Баня в деревне Калгачихе. Архангельская область

   За порогом расположена каменка или каменек – груда обгорелых и закопченных камней на невысоком срубе, в которой выложено топочное отверстие. Когда ее топят, огонь струится между камнями нагревая их, а дым стелется под потолком и выходит в приоткрытую дверь. Для нагревания воды большие котлы обложенные камнем, а раньше просто опускали щипцами раскаленные камни в ушаты или чаны с холодной водой.

Печь-каменка в деревне Хорниме. Архангельская область

   Оборудование бани составляют широкие лавки вдоль левой и задней стены, ступенчатый полок, два-три ушата для воды, ведро, шайки, ковш, железные щипцы для камней.

Интерьер бани из деревни Мижостров. Карелия

   У этого типа бани есть распространенная разновидность, когда к срубу прирубали небольшую пристройку – предбанник.

   Второй тип бани отличается формой крыши, она двухскатная, более долговечная и красивая. Подобные бани встречаются в двух подтипах: без предбанников и с предбанниками.

Баня И.Г. Дунаева из деревни Явзора.1927 г. Архангельская область

   Бани с предбанниками сделанными одновременно и едино со всем срубом и перекрытые одной общей двухскатной крышей стали самыми популярными и распространенными. Иногда вместо предбанника устраивали навес, такие бани характерны для районов Сибири.

Баня под навесом в селе  Лугавск. Красноярский край

Баня в деревне Фролово. Иркутская область

   Первые бани топились по черному, бани с печью и трубой стали получать широкое распространение только в конце XIX века.

Баня по «черному» из деревни Мижостров. Карелия. Фасады и разрезы

Баня с печью в селе Турья.

Русская деревенская баня

Коми. Фасады и разрезы.

   Очень интересны и живописны бани на сваях в Костромской области. Из весенних половодий, хозяйственные постройки расположенные в более низменных местах делали на сваях. Располагались бани группами, образуя миниатюрные поселения.

Бани на сваях из деревни Ведерки. Костромская область

   Баня состоит из основного помещения и предбанника, крыта двухскатной кровлей. Кровлю закрывали тесом, дранкой или соломой. Особенностью  подобных бань было наличие площадки перед входом, куда с земли приставлялась лестница. Над площадкой нависал один из скатов крыши бани или делалась отдельная односкатная крыша.

Баня на сваях из деревни Ведерки в музее деревянного зодчества в г. Костроме

 

  Баня на сваях у села Спас. Костромская область

Литература:

1. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища: Север и Верхнее Поволжье.- М.: Изд-во АН СССР,1962.-338с.:- ил.

2. А.В. Ополовников. Русское деревянное зодчество. – М.: Изд-во «Искусство», 1983 .-287с.:-ил.

Деревенская банька…

Надежда 10

              Зимние каникулы Ванюшка любил проводить в деревне у деда с бабушкой. С деревенскими ребятами строили снежные крепости, потом играли в них в войну. С утра до вечера можно пропадать на горке. Старики любили его, баловали.
                        Такого раздолья он никогда не ощущал в городе. Вот и в эти рождественские каникулы он был отпущен родителями в деревню.

                        Много снегу, раздолье, тишина. Лишь под ногами людей, идущих по улице, поскрипывает снег. На улицах и во дворах уже не услышишь гоготанья гусей, мычания коров и бычков, блеяния овец, хрюканья поросят. Лишь громкий лай дворовых собак разносится по сонной зимней деревне. Изредка можно увидеть взъерошенного кота, бегущего через дорогу в спасительное тепло. Бабушка растопит печь, чтобы обогреть дом и сделать его теплым и уютным. Запах ее блинов разбудит Ванюшку, как всегда.

                        Так, как в сонной тишине, своим чередом идет жизнь в деревне.

                        Вечером перед выходными, а особенно перед праздниками, принято топить деревенскую баньку.

                        Баня представляла собой три отделения. Предбанник, там стояли стулья, стол, чайник электрический. Парилка небольшая, но зато две полки: одна повыше, другая пониже. И банная, где только мылись. Но поодиночке в баню никогда не ходили. Так и на этот раз: Ванюшка, соседский паренек Виталька, отец Виталика, дед, и один деревенский мужичок из соседней улицы. Первыми париться шли младшие, а взрослые оставались сидеть в предбаннике, играть в карты.

                        Для приготовления банного настоя дед использовал различные лекарственные травы: липовый цвет, мяту, ромашку, хвои или березовых листьев.

Деревенская баня: царский отдых в русской деревне

Смешивал настои в тазу, а затем с помощью ковшика небольшими порциями выливал на раскаленные камни. Еще раскладывал пучки трав на полки парилки – это усиливал ингаляционный эффект. Использовал в бане веники для усиления воздействия пара на организм. Постегивая веником, разогревал тело. Пользовался в основном березовым веником, при изготовлении которых дополнял ветками и других деревьев: дуба, ясеня, эвкалипта.

                        Дед хлестал веничком и приговаривал: «Баня все поправит!», «Без бани все бы мы пропали», «Вылечился Ванька, помогла ему банька».

                        После парилки Ванюшка любил окунуться летом в речке, протекающей недалече за огородами, а зимой поваляться в снегу. Иногда обливался холодной водой на улице.

                        "Контрастные процедуры являются одной из составляющих банных мероприятий. Под воздействием низкой температуры начинает действовать система терморегуляции организма, активизируются обменные процессы".

                        Потом дед, еще раз напарив ребят, выгонял их в банное отделение, где они мылись.

                        В предбаннике их ждал дедом приготовленный на различных лесных травах, душистый чай. Потом дед провожал детвору, а сами оставались одни допоздна.

                        Тогда дед принимался ковш за ковшом поддавать в печь. Баня наполнялась ароматным паром. Парились неуемно. А дед все поддавал и поддавал, не жалея настоя.

— «Эх, благодать! Отродясь не доводилось вот так париться», — приятно покрякивая, каждый раз говорил сосед.

                        Парили друг друга по очереди, кряхтели, гоготали, кожа делалась багряною, пылала. На душе становилось беззаботно и безоблачно.

                        Тем временем в доме их всегда ждал кипящий самовар и пироги на столе.

                        Сосед намекал непьющему деду: «Год не пей, а после баньки укради, да выпей».

                        Хозяйка хорошо знала соседа, с «молчаливого согласия» хозяина, наливала соседу одну другую стопочку.

                        «Входил дед в баню с плохим настроением, а выходил всегда в прекрасном расположении духа». Виртуозно начинал играть на своей балалайке. Игра его была слышна всей округе.

                        Так завершался еще один зимний день в деревне.

© Copyright: Надежда 10, 2016
Свидетельство о публикации №216020200524

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Надежда 10

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Надежда 10

Варианты планировок русской бани

Деревенские русские бани — возвращаемся к истокам

И по сей день по приезду в деревню, одним из главных удовольствий для городского жителя остается настоящая, крепко протопленная деревенская банька. Горячий пар и жар, запах свежезапаренного веника, бочка с холодной водой или небольшой прудик рядом – все в деревенской бане является настоящей отрадой для русской души и тела.

Деревенская русская баня – это самая доступная и полезная spa-процедура, традиции которой бережно передаются из поколения в поколение. Ни турецкие бани. ни сауны, ни современные инфракрасные бани не могут воссоздать и подарить посетителю ту неповторимую атмосферу, возникающую лишь в настоящей деревенской бане.

Взгляд в историю

История традиционной русской деревенской бани насчитывает уже более 10 веков. Первые упоминания о бане в традиционном обиходе славян можно найти в знаменитой «Повести временных лет», однако некоторые историки утверждают, что бани могли появиться уже в 5 – 6 веках.

Однако какой бы ни была точная дата появления на Руси бани, с уверенностью можно констатировать тот факт, что посещение настоящей деревенской баньки – это одна из немногих исконно русских традиций, успешно практикуемых и в наши дни. Банные ритуалы и принадлежности, правила посещения бани, связанные с этим приметы и системы оздоровления – все это передается из поколения в поколение с неизменной любовью к бане.

Интересно! У многих народов баня – это особое сакральное место, со своей энергетикой. И русская баня – не исключение. По поверьям, в деревенской бане обитает различная нечисть, как злая, так и дружелюбно настроенная по отношению к людям. Нетопленная баня считается пристанищем нечистой силы, которая боится крестного знамения, поэтому в баню нельзя вносить иконы, из бани нельзя забирать в дом банную утварь.

Традиционно деревенские бани располагались рядом с водоемом, либо на собственном подворье. Мыться и париться ходили дружно всей семьей по субботам. Отсюда и пошло название субботы как «банного дня». Летят столетия, но бани по-прежнему сопровождают жизнь сельского жителя – практически каждый двор имеет свою собственную баню, порой уже не такую скромную, а большую и комфортную, но по-прежнему – построенную с душой и в соответствии с традициями.

Виды деревенских бань

Традиционные деревенские русские бани делятся на бани «по-черному» и бани «по-белому». Давайте рассмотрим эти виды бань подробнее, для того чтобы понять в чем их различия:

  • Бани «по-черному» — это рубленные пятистенные сооружения, разделенные изнутри рубленой стеной на предбанник и парилку. Печь-каменка в деревенской бане «по-черному» складывается из особым образом подобранных камней и не имеет трубы. Дым в таких условиях выходит наружу через специально предусмотренные отверстия в потолке, а так же через приоткрываемую во время мытья в бане дверь. Баня «по-черному» получила свое название неспроста. Внутри помещения действительно царит чернота – это оседает на стенах бани копоть и деготь от березовых дров, которыми традиционно протапливают такую баню. Атмосфера в хорошо протопленной бане «по-черному» по своей стерильности сравнима с операционной — именно поэтому в такой бане повитухи на Руси принимали роды.
  • Бани «по-белому» — это явление более позднего характера. Бани «по белому» не имеют существенных отличий в конструкции от бань «по-черному» кроме одного – в устройстве печи. Печь, установленная в такой бане, обязательно имеет дымоход, который выводит дым за пределы парного помещения, что позволяет стенам и потолку оставаться чистыми и незакопченными. При сооружении бани «по-белому» так же больше внимания уделяется комфорту – может устраиваться теплый предбанник и отдельная моечная.

Интересно!

Деревенские бани: проекты, строительство, отделка

Первые бани с подобным устройством появились в начале 19 века. Такие бани возводились в деревнях в основном зажиточными крестьянами, так как имели значительно более высокий уровень комфорта, по сравнению с «черными» банями.

Устройство деревенской бани

Настоящая деревенская баня, своими руками которую можно построить, не обладая специальными навыками, имеет довольно простое устройство. Если взглянуть на фото деревенской бани, то можно обнаружить, что конструкция такой бани «по-белому» практически не отличается от конструкции любой другой бани. Она так же разделена на три основных функциональных помещения:

  • Предбанник – место, где можно снять и оставить одежду, а после окончания банных процедур – посидеть на лавочке с кружкой кваса в руке или за столом с настоящим самоваром. В настоящей деревенской бане предбанник – это не только функциональная раздевалка, но и зона отдыха, релаксации после парных процедур;
  • Мойка – предназначена для того чтобы как следует вымыться перед заходом в парную и ополаскиваться после, смывая с тела выводящиеся через кожу соли и шлаки;
  • Парилка – самое горячее помещение в деревенской бане, оборудованное скамейками и широкими полками. Именно в парной проводится традиционный русский массаж веником.

Характерная черта традиционной русской деревенской бани — это проливные полы, которые обеспечивают отвод излишней сырости и влаги с половиц в парной. Устроить такой пол не так уж сложно, главное в этом деле – предусмотреть все детали. Грамотно сооруженный проливной пол будет служить Вам длительное время, не требуя замены или починки. Конструкция проливного пола такова, что она либо позволяет воде свободно протекать сквозь половицы в пространство под баней, либо предусматривает специальный желоб посередине парной.

Проливной пол с желобом является более предпочтительным и долговечным вариантом, поскольку в таком случае вода не протекает в подпол, а напрямую выводится за пределы бани. Специальное отверстие в стене бани, куда будет выведен желоб, необходимо оборудовать заглушкой – она предотвратит возможные сквозняки в холодное время года.

Интересно! В современной деревенской бане устроить проливной пол можно не только из деревянных половиц, как в старину, но и из классических плит, покрытых керамогранитом. Такой проливной пол не будет подвержен гниению, а значит, ремонт ему потребуется очень не скоро.

Место для возведения традиционной деревенской бани лучше выбирать рядом с водоемом – речкой или прудом, а если такового не имеется, то поставить баньку можно прямо во дворе дачного участка, соорудив рядом небольшой бассейн. Выбор фундамента следует основывать на типе почвы и весе всей конструкции. Для устройства деревенской бани возможен как столбчатый или ленточный фундамент, так и облегченный вариант из песка.

Свет и тепло в деревенской бане

Основное отличие современной деревенской бани от бани дачной или, скажем, бани на участке рядом с домом – это ее абсолютная автономность. Настоящая русская деревенская баня не зависит ни от электричества, ни от водопровода, ни от газа. Такая баня словно возвращает нас к истокам, приобщает нас к мудрым традициям наших предков, знавших толк в хорошей помывке. Без электричества или других внешних источников энергии, в соответствии с исконными деревенскими традициями, могут возводиться как каркасные, так и оцилиндрованные бани .

Освещение в настоящей деревенской бане можно устроить за счет применения ламп – свечных или керосиновых. Уютный рассеянный свет от таких источников освещения сразу настроит на расслабленный лад, однако не стоит терять бдительность. И керосиновые, и свечные лампы – это пожароопасные объекты, за которыми требуется внимательно следить.

Печь в русской бане – это центральная фигура и главная героиня. Именно сооружению печи следует уделить основное внимание, ведь от качества и количества даваемого печью тепла зависит комфорт в бане. Традиционно в деревенской бане печь располагается справа от входа – такое расположение позволяет печи обогревать не только парную, но и предбанник и моечную. Оптимальным вариантом для деревенской бани является печь-каменка. Грамотно сложенная, она дает много жара и «правильного» пара, поэтому для любителей как следует прогреть кости в парной, именно каменная печь станет наилучшим вариантом.

Интересно! Русская народная мудрость гласит: «В бане веник – господин». Поэтому отправляясь в баню, не забудьте взять с собой веник и устроить традиционный русский массаж, который не только приятен, но и чрезвычайно полезен.

Понравился материал? Поделись с друзьями

419 Комментариев: 2 http%3A%2F%2Fnadachi.ru%2Fvidy-ban%2Fderevenskie-russkie-bani-vozvrashhaemsya-k-istokam.html %D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B8+-+%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%81%D1%8F+%D0%BA+%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BC 2013-12-10+13%3A51%3A38 trilan http%3A%2F%2Fnadachi.ru%2F%3Fp%3D419

Татьяна:

Не хватает нам в нашей повседневной жизни настоящей, русской баньки! Наши "общие" бани хороши, но их не сравнить с деревенской. От дерева дух какой! А если рядом какой-нибудь водоём, вот красотища. Такую баньку себе на дачу, и курортов не надо. Самим строить сложновато, а вот сруб наверное купить можно было бы. Нет, надо бы вплотную заняться, баньку в саду построить.

nik1951:

Баня «по-черному»… Только такая была в моей родной деревушке в годы моего детства и юношества. В субботние дни, когда она топилась чуть ли не у всех, дух стоял такой…И дым валил из дверей бань. Но у нас во время мытья дыма уже не было. А вот когда банька топилась, приходилось ползком добираться к печке, чтобы подкинуть дровишек. Дым, прижимался к потолку и оставалось не более метра чистого воздуха. Был бы дым во время помывки, париться было бы невозможно. Позднее стали бани перестраивать на вариант «по-белому». Но это уже было не баней, в моем понимании.Самый ответственный момент-это вовремя закрыть дверь, особенно зимой. Рано закроешь, первые посетители бани могут угорев, остаться там, поздно-тепло уйдет. Как в избе деревенской. Помню, как зимой у бабушки, рано перекрышей дымоход у печки (тепло берегла), ночью чуть не погибли. Бабушка нас с братиком и выволокла и НАШАТЫРНЫЙ спирт под нос совала. Помню страшную головную боль, такую, которую больше никогда (тьфу, тьфу, тьфу) не испытывал.

Оставьте свой отзыв

Последние статьи

Отделка бани внутри своими руками (200+ Фото). Обустраиваем красивые интерьеры

ВОТ ОНА КАКАЯ — РУССКАЯ БАНЯ!

"Постничай по середам, ходи в баню по субботам, все в свое время."

(русская народная поговорка)

Мы, современные городские жители, принимая по-привычке ежедневно душ или ванну, даже не задумываемся о том, что когда-то у наших предков-русичей омовение тела в специальном помещении — русской бане, было целым ритуалом, который соблюдался из в поколения в поколение, банные традиции соблюдались беспрекословно. Например, в русской деревенской бане никогда не вешали икон. А почему? При походе в баню даже снимали нательный крестик. Хотя это делают и сейчас в целях безопасности, чтобы не обжечь кожу. Но в стародавние времена русская деревенская баня считалась не совсем, так сказать, чистым местом. Не смотря на то, что туда ходили, чтобы помыться…

Так уж повелось исстари, что в русской деревенской бане совершались разные "греховные" дела: семейные пары любили ходить туда не только за тем, чтобы помыться, но и уединиться от многочисленного семейства родственников, родителей и детей, ведь жили тогда в избах скученно, тесно, негде было особо потешиться парам, особенно молодым. Русская деревенская баня была очень подходящим местом для этого. В русской деревенской бане любили гадать на суженного. Икон нет, а ведь гадание тоже считалось делом нечистым, греховным — Бог не видит, якобы. Из-за отстутствия в бане икон, это место для мытья в старину считали "поганым". Туда нельзя было ходить в праздничной одежде или приносить с собой в избу банную утварь. Считалось, что после мытья в русской деревенской бане, нужно окатиться холодной водой на улице или искупаться в ближайшем пруду или речке, а зимой поваляться в снегу, прежде чем вернешься домой. Вот откуда растут корни обычая купания после жаркой парной!

По суевериям крестьян, раньше нельзя было упоминать дьявола или черта всуе, вот вместо того, чтобы послать кого-то к черту, говорили "иди в баню!".

А в русской деревенской бане, считалось, обитал мистический и таинственный дух — Банник. В доме жил свой дух, для кого-то добрый, для кого-то злой — Домовой, а вот в русской деревенской бане — Банник. Банника еще называли в разных местностях по-разному: банная нечисть, банный леший, банный хозяин, баенник, жихарь, шишок…. Его побаивались и старались задобрить. После помывки, уходя, оставляли кусочек ржанного хлебца. Считалось, что он любит тепло и обитает где-нибудь под полком или за банной печкой, откуда иногда могут раздаваться шорохи, шумы, завыванья или плач. Банник, по поверьям, был в образе маленького мужичка, длинными волосами и железными когтями или голого человечка, облепленного листьями с банного веника. Иногда Банник мог быть, как оборотень, и принимать образ маленькой собачки, лесного зайца или веником представится.

Банник — извечный глава банного места. >Наши предки считали его строгим блюстителем банных традиций и если кто-то не угодил хозяину русской деревенской бани, нарушил традиции, то тому приходилось несладко. Банник мог жестко наказать человека за это. Исконному обитателю бани приписывают и мелкие проказы: если кто-то подскользнулся или ошпарился во время мытья — виноват "Хозяин", а если с кем-то случилось плохо в бане, то тут точно не обошлось без Банника. Особенно опасались, что суровый хозяин русской деревенской бани за разные недобрые поступки может содрать кожу, удушить или запарить до смерти. Хозяин русской бани мог, якобы, наказывать за неподходяще выбранное место для постройки бани, за непристойную ругань в бане, за появление в пьяном виде. Во многих губерниях считалось, что "мыться после третьего пара уже не ходят". То есть после третьей смены людей, помывшихся в русской деревенской бане, больше не стоит ходить, будет мыться Банник. Для него оставляли воду и разные принадлежности для помывки. Ну, а уж после захода солнца зимой или полуночи летом тем более строго воспрещалось просто ходить в баню или мыться!

В старину верили, что Банник благоволит больше женщинам, чем мужчинам, а тем более пьяницам. В древности женщины рожали исключительно в бане. И тут исконный обитатель русской деревенской бани проявлял себя уже не как злобный дух, а как дух-охранитель своего банного "царства" и его хозяев-людей. Будущая роженица переселялась за три недели до родов в баню, где Банник оберегал ее от посторонних духов и непрошенных гостей. Но в то же время, будущую мать не оставляли ни на минуту одну, при ней постоянно находился кто-нибудь из родственников. Все таки "Хозяину" до конца не доверяли и всегда побаивались.

Если глава семейства хотел особенно задобрить Банника, то он приносил в дар ему черную курицу и, не ощипывая ее, душил (не резал!), а потом закапывал под порог бани.

Перед тем, как затопить баню, у Банника было принято спрашивать разрешения: "Банный хозяин, позволь баню истопить!", повторяя просьбу три раза и только после этого приступали к истопке. А закончив помывку, следовало во время выхода из бани поблагодарить "Хозяина".

Много веков наши предки на Руси мылись в русской деревенской бане, любили баню, лечились и очищались в ней не только телом, но и душой. У каждого в квартире теперь есть ванна с горячей и холодной водой, а у кого-то и джакузи, и современная душевая кабинка. Но ведь что-то тянет современного человека принять омовение именно в бане, а не в банальной ванне! И растут, как грибочки, на загородных участках горожан многочисленные и разнообразные бани из срубов, где отдыхают душой после трудовых будней уставшие горожане.

Для тех, кто не имеет опыта "общения" с русской баней, следует взять на заметку несколько премудростей.

— Лучшие дрова для истопки банной печки — березовые. Огонь из березовых поленьев хорошо разгорается от зажженной бересты, они горят быстро, дают много жара и приятный аромат березового дымка. Главное, чтобы березовые поленья были сухие.

— Если в бане стоит затхлый спертый дух, то от него можно избавиться, если выплескивать на раскаленные камни ковшиком с разбавленными в воде несколькими каплями нашатырного спирта, а потом хорошенько проветрить баню.

— В бане категорически запрещается употреблять алкоголь. Большое количество жидкости употреблять тоже не рекомендуется. Лучше пить отвары из трав или зеленого чая, небольшими глотками и маленькими порциями.

— Для гармонии Инь и Янь (и не только!) лучше, когда в баню ходят разнополые посетители…

— Нельзя ходить в баню на сытый переполненный желудок. Голодным же тоже мыться не комфортно. Лучше всего идти в баню, слегка перекусив овощами или фруктами.

И, наконец, хочется пожелать всем — с легким паром!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *